город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2015 г. |
дело N А53-11336/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшин Р.Р.
судей О.Ю. Ефимова,О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Привалова Т.В. по доверенности от 15.04.2014;
от заинтересованного лица: представитель Пронина А.В. по доверенности от 06.04.2015;
от третьего лица Администрации г. Ростова-на-Дону: представитель Янин В.В. по доверенности от 29.04.2015;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнСити"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.09.2015 по делу N А53-11336/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнСити"
к заинтересованному лицу Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
при участии третьих лиц: Администрации города Ростова - на -Дону; Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области; Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области; Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о признании незаконным бездействия,
принятое судьей Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИнСити" (далее - ООО "ИнСити", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления ООО "ИнСити" о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства: Детский досуговый центр на ул. 2-я Краснодарская в районе жилого дома N 163/1 и N 161/1 на земельном участке площадью 790 кв. м, и не принятии решения о предварительном согласовании, утверждающего акт выбора земельного участка в установленный законодательством срок, обязав Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону рассмотреть заявление ООО "ИнСити" о предварительном согласовании места размещения залов встреч, собраний, занятий для детей и молодежи на земельном участке, расположенном по ул. 2-я Краснодарская 9в районе домов N 163/1 и N 161/1) площадью 0,0665 га, в том числе 0,0159 га - охранная зона подземных инженерных коммуникаций и принять решение о предварительном согласовании места размещения данного объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, по правилам земельного законодательства, действовавшего до момента вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" на основании поданного ООО "ИнСити" в 2013 году заявления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Администрация города Ростова-на-Дону (далее - Администрация), Министерство строительства, архитектуры территориального развития Ростовской области (далее - Минстрой РО), Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - Минимущество РО) и Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО г. Ростова-на-Дону).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявитель просил произвести выбор и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на конкретном земельном участке, что не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд указал, что у департамента не было возможности обеспечить выбор земельного участка ввиду отсутствия каких -либо иных вариантов размещения, в том числе, выбрать земельный участок без зеленых насаждений.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы общество сослалось на следующее: процедура предварительного согласования места размещения объекта завершена не была ввиду бездействия департамента, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления; получение согласования Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону акта выбора земельного участка по регламенту не требовалось. Иные согласования были получены.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент и администрация просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители администрации и департамента возражали против удовлетворения жалобы, повторили доводы, изложенные в письменных отзывах.
В судебном заседании, назначенном на 07.12.2015, был объявлен перерыв до 17 часов 20 минут 14.12.2015.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.04.2013 ООО "ИнСити" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону (далее - ДАиГ г. Ростова-на-Дону) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, в котором просило в порядке ст. 29, п. 5 ст. 30, ст. 31 ЗК РФ произвести выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства: Детский досуговый центр на ул. 2-я Краснодарская в районе жилого дома N 163/1 и 161/1 на земельном участке площадью 790 кв. м.
Письмом от 07.05.2013 N 59-34-2/5138 ДАиГ г. Ростова-на-Дону указал, что на рассматриваемой территории расположен участок, поставленный на кадастровый учет, и металлический торговый павильон, в связи с чем, с целью получения информации о расположенных в рассматриваемой территории объектах, ДАиГ г. Ростова-на-Дону были направлены запросы в Росреестр, ДИЗО г. Ростова-на-Дону и Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону.
28.06.2013 ДАиГ г. Ростова-на-Дону в письме N 59-34-2/8884 указал, что считает возможным размещение Детского досугового центра на земельном участке площадью 789 кв. м в районе жилого дома N 163/1 и 161/1 по ул. 2-я Краснодарская, и приступил к оформлению исходно-разрешительной документации в соответствии с действующим законодательством.
Согласно письму ОАО "ПО Водоканал" от 17.07.2013 N 4322, размещение детского досугового центра в границах указанного участка будет возможно при условии установления сервитута муниципального проходного коллектора.
Согласно письму ООО "Лукойл-ТТК" от 27.08.2013 N 04-02-3631, при подготовке градостроительного плана необходимо предусмотреть размещение проектируемого объекта вне охранной зоны существующей теплосети.
12.09.2013 ДАиГ г. Ростова-на-Дону подготовил заключение N 59-34-2/15056 о предварительном согласовании ООО "ИнСити" места размещения центра досуговых занятий детей на земельном участке, расположенном по ул. 2-я Краснодарская (в районе домов N 163/1 и N 161/1).
19.09.2013 Комитетом по охране окружающей среды подготовлено заключение по вопросу предварительного согласования ООО "ИнСити" места размещения центра досуговых занятий детей по ул. 2-я Краснодарская N 59-2.1/3638, согласно которому Комитет считает возможным предварительно согласовать размещение центра досуговых занятий детей на земельном участке площадью 0,0665 га по ул. 2-я Краснодарская в районе домов N 163/1 и N 161/1.
Из ответа ДИЗО г. Ростова-на-Дону от 27.09.2013 N 59-30-31187/15 следует, что испрашиваемый земельный участок в реестре объектов муниципальной собственности не числится. В прилагаемом к ответу Акту обследования земельного участка N 2810 указано, что земельный участок не используется, не огорожен, на земельном участке отсутствуют строения, используемые третьими лицами.
04.10.2013 ДАиГ г. Ростова-на-Дону в лице главного архитектора утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0072703.
16.10.2013 в газете "Официальный Ростов" N 42 (985) была опубликована информация о том, что Администрацией г. Ростова-на-Дону рассматривается вопрос о предварительном согласовании ООО "ИнСити" места размещения центра досуговых занятий детей.
25.11.2013 ДАиГ г. Ростова-на-Дону внес изменения в Заключение N 59-34-2/15056 в части разрешенного вида использования земельного участка, заменив слова "центра досуговых занятий детей" на слова "залы для встреч, собраний, занятий детей и молодежи" в целях приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с градостроительным регламентом зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) (исх. N 59-34-2/20480).
04.12.2013 в газете "Официальный Ростов" N 49 (992) в прежнюю публикацию были внесены изменения в части разрешенного вида использования земельного участка, заменив слова "центра досуговых занятий детей" на слова "залы для встреч, собраний, занятий детей и молодежи".
12.12.2013 был подготовлен акт N 16085 о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения залов встреч, собраний, занятий детей и молодежи на земельном участке, расположенном по ул. 2-я Краснодарская (в районе домов N 163/1 и N 161/1) площадью 0,0665 га, в том числе 0,0159 га - охранная зона подземных инженерных коммуникаций.
Указанный акт был согласован руководителем ДИЗО г. Ростова-на-Дону и главным архитектором города - директором ДАиГ г. Ростова-на-Дону.
24.12.2013 вышеуказанный Акт был направлен в Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону.
Согласно ответу Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 20.01.2014 N 59-28-101, Администрация считает размещение указанного объекта - зал для встреч, собраний, занятий детей и молодежи на предлагаемом участке нецелесообразным.
25.02.2014 акт N 16085 от 12.12.2013 направлен для подписания в Администрацию г. Ростова-на-Дону. Одновременно общество обратилось в ДАиГ г. Ростова-на-Дону с заявлением об исключении Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону из числа лиц, участвующих в утверждении Акта выбора земельного участка для предварительного согласования места расположения залов для встреч, собраний, занятий детей и молодежи на земельном участке, расположенном по ул. 2-я Краснодарская (в районе домов N 163/1 и N 161/1) либо не принимать во внимание мнение Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону.
Из ответа ДАиГ г. Ростова-на-Дону от 18.03.2014 N 59-34-2/4969 следует, что Департамент считает необходимым согласование с Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону Акта N 16085 от 12.12.2013.
В ответе указано, что после согласования данного Акта Департамент подготовит проект постановления Администрации г. Ростова-на-Дону о предварительном согласовании места размещения залов для встреч, собраний, занятий детей и молодежи на земельном участке, расположенном по ул. 2-я Краснодарская (в районе домов N 163/1 и N 161/1).
29.04.2014 общество в целях ускорения решения вопроса о предварительном согласовании места размещения ОКС повторно направило документы на рассмотрение новому главе Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону.
16.05.2015 (исх. N 59-28-1586) Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону был направлен ответ обществу о том, что размещение залов для встреч, собраний, занятий детей и молодежи на испрашиваемом земельном участке нецелесообразно по следующим причинам: высокая плотность застройки и отсутствия необходимости ее дополнительного уплотнения; возможной отрицательной реакции жителей, проживающих в находящихся жилых домах, в случае уничтожения зеленых насаждений.
06.06.2014 (исх. N 47/1) общество отправило Губернатору РО письмо с просьбой о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке, учитывая его социальную значимость.
07.07.2014 ДАиГ г. Ростова-на-Дону направил в адрес общества сообщение о том, что для дальнейшего рассмотрения и принятия решения по данному вопросу, необходимо направить в адрес Департамента ранее выданные оригиналы Акта выбора земельного участка от 12.12.2013 N 16085, а также отказ в согласовании данного вопроса Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону.
09.07.2014 обществом с сопроводительным письмом были возвращены два подлинника Актов о выборе земельного участка для дальнейшего решения вопроса о предоставлении земельного участка (вх. N 23993 от 09.07.2014).
15.01.2015 общество обратилось в ДАиГ г. Ростова-на-Дону с письменным заявлением о том, что направленные на подписание акты выбора земельного участка в нарушение всех сроков их рассмотрения не рассмотрены. Общество просило исключить Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону из числа согласующих лиц, либо не принимать во внимание ее мнение, как органа, не наделенного соответствующими полномочиями, а также утвердить акт выбора земельного участка (вх. N 59-34-1/624 от 15.01.2015).
05.02.2015 общество обратилось в Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону (исх. N 22/5 от 05.02.2015), разъясняя в заявлении необходимость увеличения в городе мест для общения молодежи, для расширения возможностей развития образования, в том числе создания мест для занятия детей и молодежи в рамках утвержденной программы "Наша новая школа" и др.
В письме от 11.02.2015 за исх. N 59-34-2/2701 ДАиГ г. Ростова-на-Дону сообщил обществу, что в связи с мнением Администрации Советского района города Ростова-на-Дону о нецелесообразности размещения указанного объекта, вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта снят с рассмотрения.
Аналогичным письмом от 07.04.2015 N 59-28-968 Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону сообщила обществу, что вопрос о предварительном согласовании ООО "ИнСити" места размещения залов для встреч, собраний, занятий детей и молодежи снят с рассмотрения ДАиГ г. Ростова-на-Дону.
Полагая подобное бездействие департамента незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения общества в администрацию с заявлением) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В статье 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
Процедура выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрена в статье 31 ЗК РФ.
Проведение работ по выбору земельного участка предполагает определение возможных вариантов размещения испрашиваемого земельного участка и его площади, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте данной территории в соответствии с возможными вариантами выбора (пункты 2, 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ).
Указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
На данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в размещении объекта.
По смыслу положений частей 2, 5, 6 ст. 31 ЗК РФ при наличии оформленного акта о выборе земельного участка для строительства объекта капитального строительства компетентный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в утверждении такого акта и об отказе в размещении объекта только в том случае, если существующие или планируемые градостроительные, экологические и иные условия использования соответствующей территории, создают непреодолимые препятствия для размещения в пределах данной территории объекта капитального строительства.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций муниципального органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 15.08.2013 N 888 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Ростова-на-Дону (далее - Положение).
В соответствии с указанным Положением органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками и оформление прав на них, является Администрация города Ростова-на-Дону. Подготовку проектов правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону осуществляет Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (п. 2.1 Положения).
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта была установлена в п. 4 Положения.
Так, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов гражданам или юридическим лицам осуществляется из незастроенных свободных от прав третьих лиц земельных участков, за исключением случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.
Для предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заявитель обращается в ДАиГ либо в МКУ "Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону" (далее по тексту - МКУ "УМФЦ") с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Для принятия решения о предоставлении в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков ДАиГ либо МКУ "УМФЦ" не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, при этом заявитель вправе их представить по собственной инициативе вместе с заявлением о предоставлении земельного участка.
Администрация города Ростова-на-Дону информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
ДАиГ на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также представленных документов подготавливает акт выбора и проект правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта либо мотивированный отказ.
Максимальный срок подготовки правового акта либо мотивированного отказа составляет 150 дней со дня поступления заявления. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
После подготовки проекта правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта проект направляется на визирование в порядке и сроки, установленные Регламентом работы Администрации города.
Проект правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта направляется на согласование в министерство строительства, архитектуры и территориального развития РО и министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО (за исключением проектов правовых актов о предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование).
После принятия правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнения заинтересованным лицом всех мероприятий, указанных в данном правовом акте, и обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении ему земельного участка в пользование на соответствующем праве уполномоченный орган осуществляет подготовку правового акта о предоставлении земельного участка в порядке, установленном п. 4.4 настоящего постановления.
В случае если земельный участок, на котором согласовано место размещения объекта, предоставляется на праве аренды, уполномоченный орган направляет соответствующие документы в ДИЗО для организации проведения оценки в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения.
ДАиГ подготавливает проект правового акта о предоставлении земельного участка, на котором согласовано место размещения объекта на праве аренды, а Администрация города Ростова-на-Дону принимает указанный правовой акт.
После подготовки правового акта, указанного в п. 4.5 настоящего постановления, данный акт направляется в ДИЗО для заключения договора аренды, договора безвозмездного (срочного) пользования либо проведения мероприятий по предоставлению земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Упомянутое Положение действовало до 26.03.2014, когда в силу вступило Постановление Администрации г. Ростова н/Д от 14.03.2014 N 234 "Об утверждении Административного регламента N АР-205-20 муниципальных услуг "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.1 Регламента административный регламент устанавливает порядок и последовательность выполнения муниципальным казенным учреждением "Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "УМФЦ"), специалистами Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - ДАиГ), Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО), Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону (далее - ДКСиПР) и МКУ "Фонд имущества г. Ростова-на-Дону" (далее - Фонд) действий при предоставлении муниципальных услуг "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок", а также порядок взаимодействия участников в ходе оказания данных услуг.
Целью муниципальных услуг является предоставление земельных участков для строительства, в том числе в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) гражданам и юридическим лицам (пп. "а" п. 1.2 Регламента).
Разделом 3 Регламента определен состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Так, п. 3.2. Регламента: Муниципальная услуга "Выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке для строительства" устанавливает, что порядок и условия предоставления услуги изложены в стандарте N СТ-205-20-3.2 (приложение 1 к настоящему Административному регламенту), услуга оказывается в соответствии с блок-схемой БС-1 (приложение 6 к настоящему Административному регламенту) и включает в себя следующие административные процедуры:
1. Консультирование, прием и регистрация заявления и пакета документов -1 день.
2. Подготовка и принятие постановления Администрации города Ростова-на-Дону "О предварительном согласовании места размещения объекта" -150 дней.
3. Согласование проекта постановления Администрации города в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществе РО -19 дней.
3.2.2. Административная процедура - подготовка и принятие постановления Администрации города Ростова-на-Дону "О предварительном согласовании места размещения объекта".
Ответственным за исполнение административной процедуры является ДАиГ.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в КОО ДАиГ заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке для строительства и пакета документов.
Директор ДАиГ рассматривает заявление и налагает резолюцию.
В течение второго дня, следующего за приемным днем, специалист КОО ДАиГ вносит резолюцию директора ДАиГ в электронную систему документооборота и передает заявление начальнику ПО ДАиГ для наложения резолюции с поручением специалисту ПО ДАиГ рассмотрения и подготовки ответа.
Специалистом ПО ДАиГ в течение 7 дней проводится проверка полноты и достаточности представленных данных, проводится анализ градостроительных норм и правовых оснований предоставления земельного участка.
До истечения месячного срока со дня регистрации обращения заявитель письмом Администрации города уведомляется о принятии обращения к исполнению либо, в случае невозможности предварительного согласования места размещения объекта по результатам анализа градостроительных норм и правовых оснований для испрашиваемого земельного участка, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней со дня получения запроса от ДАиГ. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
На основании п. 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, и ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ДАиГ не позднее чем за 45 дней до даты принятия решений о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обращается в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, и не позднее 30 дней до даты принятия решения предоставляет заинтересованным лицам технические условия и информацию о плате за такое подключение (технологическое присоединение). По истечении 23 дней после подачи запроса ПО ДАиГ в течение 30 дней готовит документы выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В случае отказа в выдаче технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, по истечении 53-дневного срока с момента регистрации заявки заявитель письмом Администрации города уведомляется об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае получения технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, по истечении 53-дневного срока с момента регистрации заявки в течение 10 дней специалист ПО ДАиГ информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства путем публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта в периодическом издании "Ростов официальный".
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" после публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта в периодическом издании "Ростов официальный" для определения наличия дополнительной заявки установлен месячный срок.
По истечении месячного срока после публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта ПО ДАиГ посредством письменных уведомлений информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Срок информирования землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не должен превышать 7 дней.
Результаты выбора земельного участка в течение 20 дней оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные главным архитектором - директором ДАиГ схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
ДАиГ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта оформляется проектом постановления Администрации города Ростова-на-Дону и визируется в порядке, установленном Регламентом работы Администрации города, в течение 30 дней.
Максимальный срок исполнения данной административной процедуры составляет 150 дней.
Пунктом 3.2.3 Регламента устанавливается административная процедура - согласование проекта постановления Администрации города в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществе РО.
Ответственным за исполнение данной процедуры является ДАиГ.
Согласование предоставления земельных участков осуществляется в соответствии с п. 3.8, 3.9 раздела 3 постановления Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 206 "Об установлении Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону".
После визирования проекта постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном Регламентом работы Администрации города, проект направляется ПО ДАиГ на согласование в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. По истечении 7 рабочих дней со дня поступления проекта постановления Администрации города министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области передает в Минимущество РО заключение о возможности либо отказе предварительного согласования места размещения объекта и проект постановления Администрации города. По истечении 7 рабочих дней со дня поступления документов Минимущество РО передает в ДАиГ распоряжение о возможности либо отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. Решение об отказе в согласовании места размещения объекта принимается по результатам анализа градостроительных норм и правовых оснований для испрашиваемого земельного участка.
Максимальный срок исполнения данной административной процедуры составляет 19 дней.
Согласование проекта постановления Администрации города министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществом РО является основанием для выпуска постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта.
Копия постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо мотивированный отказ в предварительном согласовании размещения объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
оформленное в виде постановления Администрации города, является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка для строительства и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Максимальный срок исполнения данной муниципальной услуги -170 дней.
Результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем постановления Администрации города "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке для строительства" с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Как видно из материалов дела, рассмотрение департаментом заявления общества длилось с 10.04.2013 по 11.02.2015, когда письмом за исх. N 59-34-2/2701 от 11.02.2015 департамент уведомил общество о том, что вопрос о предварительном согласовании места размещения залов для встреч, собраний, занятий детей и молодежи снят с рассмотрения с учетом мнения Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, полагавшей нецелесообразным размещение указанного объекта на земельном участке.
Отвечая в судебном заседании на вопросы судебной коллегии, каким нормативным актом предусмотрено согласование акта о выборе земельного участка с администрацией района, с учетом установленной процедуры рассмотрения подобных заявлений, представители департамента и администрации города пояснили, что такого нормативного акта нет.
В этой связи, с учетом действовавших во время рассмотрения заявления общества Положения и Административного регламента, судебная коллегия приходит к выводу о допущенном бездействии со стороны ДАиГ при рассмотрении заявления общества применительно к описанной выше процедуре.
Административным регламентом "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) отсутствие у представителя заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги;
2) представление заявителем документов с исправлениями;
3) незаполнение отдельных пунктов заявления;
4) наличие у заявителя неполного комплекта документов, предусмотренных в п. 11 настоящего Стандарта, из числа документов, необходимых и обязательных, подлежащих представлению заявителем;
5) наличие в представленных документах противоречащих друг другу сведений об объектах (земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях) и (или) субъектах (заявителям) правоотношений;
6) отказ в согласовании договора аренды министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области до устранения указанных замечаний.
Перечисленных оснований к отказу в предоставлении муниципальной услуги судебной коллегией не установлено.
Несогласование акта выбора земельного участка главной администрации Советского района г. Ростова-на-Дону таким основанием не является ввиду отсутствия у последнего на это полномочий.
Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 сформулирован правовой подход по применению пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса при разрешении споров о предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. В нем указано следующее. Если для территории городского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Однако, материалы дела не подтверждают (и департаментом не доказано), что применительно к испрашиваемому земельному участку разработаны градостроительные регламенты (проекты планировки и межевания соответствующей территории), исключающие предоставление такого участка по процедуре, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса.
Установив отсутствие (недоказанность департаментом) препятствий к принятию решений об утверждении обществу акта выбора земельного участка для размещения объекта, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований (статьи 65, 198, 200 и 201 Кодекса).
Вывод суда о том, что у департамента не было возможности обеспечить выбор земельного участка ввиду отсутствия каких-либо иных вариантов размещения, в том числе ввиду наличия на участке зеленых насаждений, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела видно, что еще в 12.09.2013 департаментом было дано заключение о предварительном согласовании места размещения залов для встреч, собраний, занятий детей и молодежи (с учетом заключения от 25.11.2013), а 12 декабря 2013 года департаментом был подготовлен и подписан акт N 16085 о выборе земельного участка.
Кроме того, Комитет по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону также согласовал размещение объекта в письме от 19.09.2013, установив ряд мероприятий по сохранению зеленых насаждений.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 указанного Кодекса).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд и с апелляционной жалобой относятся на департамент.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2015 по делу N А53-11336/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, выразившееся в не рассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "ИнСити" о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская в районе домов N 163/1 и N 161/1 и не принятии решения о предварительном согласовании, утверждающего акт выбора земельного участка в установленный законодательством срок.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ИнСити" о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по ул. 2-я Краснодарская в г. Ростове-на-Дону (в районе домов N 163/1 и N 161/1) площадью 0,0665 га, в том числе 0,0159 га - охранная зона подземных инженерных коммуникаций и принять решение о предварительном согласовании места размещения данного объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, по правилам земельного законодательства, действовавшим до момента вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" на основании поданного обществом с ограниченной ответственностью "ИнСити" в 2013 году заявления.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИнСити" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд и с апелляционной жалобой 4500 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11336/2015
Истец: ООО "ИНСИТИ"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, МУ "Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону"
Третье лицо: Администрация г. Ростова на Дону, Администрация города Ростова - на -Дону, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, ДИЗО Администрации г. Ростова-на-Дону, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Министнрство строительства и архитектуры территориального развития РО, Министрество строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5210/16
23.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-374/16
15.12.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18757/15
11.09.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-11336/15