г. Самара |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А55-17444/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 07 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 14 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - представителя Ракова А.Н. (доверенность от 14.11.2014 N 12-05/25862),
от открытого акционерного общества "Медтехника" - представителей Коновалова С.В. (доверенность от 29.09.2014 N 968), Голованова Д.В. (доверенность от 29.04.2015 N 326),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015 года по делу N А55-17444/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Медтехника", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Медтехника" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - ответчик), о признании незаконным предписания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, оставить в силе предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 02.06.2015 г. N 06-1/143.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель открытого акционерного общества "Медтехника" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
19.04.2012 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области на основании заявления юридического лица от 16.04.2012 г. N 27-432/1 ОАО "Медтехника" выдана лицензия на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): размещение, техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинских рентгенологических исследований, используемые радиационные источники: аппараты рентгеновские медицинские, включая стоматологические (диагностические и терапевтические, стационарные и переносные). С заявлением о прекращении или изменении видов деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 99-ФЗ и Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N278 ОАО "Медтехника" в Управление не обращалось.
На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Самарской области N 06-1/233 от 27.04.2015 года в отношении юридического лица ОАО "Медтехника" проведена плановая выездная проверка.
В ходе мероприятий по контролю установлено, что указанная деятельность продолжает осуществляться: приказом от 23.01.2015 г. N 16 к работе с рентгеновским оборудованием допущено 5 человек: начальник производственно-технического отдела, начальник участка, начальник отдела и 2 инженера. В перечень регламентных работ входит: внешний осмотр изделия, проверка соответствия изделия требованиям электробезопасности, включение и проверка работоспособности изделия, что было подтверждено в ходе плановой проверки сотрудниками, допущенными к работе с рентгеновским оборудованием.
В ходе плановой проверки выявлены факты осуществления предпринимательской деятельности ОАО "Медтехника" с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией 63.СЦ.06.002.Л.000004.04.12 от 19.04.2012 г., а именно: в нарушение требований п.п. 2.5.1, 3.4.11, 3.13.2 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" (ОСПОРБ-99/2010), ст. 14 Федерального закона РФ от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", подпунктов "в-г" п. 4 Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 "Положения о лицензировании деятельности с источниками ионизирующего излучения (генерирующими) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" администрацией ОАО "Медтехника": не установлен перечень лиц, относящихся к персоналу групп А; не обеспечен контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала; отсутствует подготовка и аттестация по вопросам обеспечения радиационной безопасности персонала, выполняющего работы с источниками излучения (начальник ПТО - Яценко В.Е., начальник участка N4 - Тандейтник И.Ш., начальник отдела сервиса - Ненашев Д.А., инженер участка N1 - Баранов В.Е., инженер участка N1 - Духно А.М.); не проводится периодический медицинский осмотр персонала, работающего с ИИИ (начальник ПТО - Яценко В.Е., начальник участка N4 - Тандейтник И.Ш., начальник отдела сервиса - Ненашев Д.А., инженер участка N1 - Баранов В.Е.); периодический медицинский осмотр персонала, работающего с ИИИ, проводится без указания п. 3.1 (ионизирующие излучения) Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации N302н от 12.04.2011 г. "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (инженер участка N1 - Духно А.М.).
В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО "Медтехника" Дегтева В.В. был составлен протокол N 06-1/199 от 05.06.2015 года об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выдано предписание N 06-1/143 от 02.06.2015 года об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Указанным предписанием заявителю предписано в срок до 15.12.2015 г. установить перечень лиц, относящихся к персоналу групп А и Б; обеспечить контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала; обеспечить подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности персонала, выполняющего работы с источниками излучения; проводить предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр персонала, работающего с ИИИ, с учетом п.3.1 (ионизирующие излучения) Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации N 302н от 12.04.2011 г. "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Заявитель, полагая, что вынесенное предписание противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено обязательное лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" установлено, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В приложении к названному Положению установлен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающий в себя: 1) проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); 2) конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); 3) производство источников ионизирующего излучения (генерирующих); 4) размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих); 5) эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); 6) техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); 7) хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); 8) утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); 9) проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); 10) конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); 11) изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); 12) эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, процесс использования источников ионизирующего излучения начинается с проектирования и заканчивается утилизацией, в силу этого лицензированию подлежат все вышепоименованные формы взаимодействия с источником ионизирующего излучения, как в активных, так и в пассивных формах.
Исходя из изложенного, суд верно указал, что действующим законодательством предусмотрено лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности.
Ответчик ссылается на то, что в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.12.2014 г. N 01/14340-14-27 "Об оказании государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности" от необходимости получения лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) освобождаются исключительно организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения работ по рентгенологии. Арбитражный суд считает, что выводы, изложенные в данном письме, не основаны на положениях нормативных правовых актов и не обоснованы.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание медицинской техники подлежит лицензированию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Порядок лицензирования данной деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469.
Пунктом 3 указанного Положения установлено, что в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по монтажу и наладке медицинской техники; контролю технического состояния медицинской техники; периодическому и текущему техническому обслуживанию медицинской техники; ремонту медицинской техники.
Письмом Министерства здравоохранения и социального Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом Российской Федерации 24.09.2003, Минпромнауки Российской Федерации 10.10.2003.
В соответствии с указанными Методическим рекомендациями, техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций, к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники, отнесены:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
Таким образом, поскольку ОАО "Медтехника" имеет лицензию на техническое обслуживание медицинской техники сер.ФС N 0015865 от26.07.2013 г., осуществляет с соответствии с гражданско-правовыми договорами техническое обслуживание, в том числе рентгеновского аппарата, используемого исключительно в медицинской деятельности, у него отсутствует обязанность получать лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). Доказательств того, что обслуживаемый рентгеновский аппарат используется не в медицинской деятельности, в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, ОАО "Медтехника" осуществляет техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации oт 03.06.2013 г. N 469, имеет действующую лицензию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Рентгеновские аппараты находятся в медицинских учреждениях Самарской области, не принадлежат ОАО "Медтехника" на праве собственности или ином законном основании.
Помещения, в которых находятся рентгеновские аппараты, также не принадлежат ОАО "Медтехника".
Обращаясь в марте 2012 г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области за выдачей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), заявитель не предполагал, что 2 апреля 2012 г. Правительство Российской Федерации своим Постановлением исключит случай, если источники ионизирующего излучения используются в медицинской деятельности, при этом в приложение перечень выполняемых работ и оказываемых услуг включит и техническое обслуживание данных источников. Данное постановление опубликовано 9 апреля 2012 г., вступило в силу 17 апреля 2012 г.
Судом правомерно отклонен довод ответчика о том, что заявитель не осуществляет с использованием источника ионизирующего излучения медицинскую деятельность; отдельная лицензия не нужна только при осуществлении медицинской деятельности, поскольку медицинская деятельность подлежит лицензированию и наличие у медицинского учреждения единой лицензии на медицинскую деятельность уже предусматривает возможность использования источника ионизирующего излучения, как основанные на неверном толковании вышеуказанных норм права.
Для применения исключения, предусмотренного пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", правовое значение имеет, не кто использует источник ионизирующего излучения, а где используются такие источники (в медицинской деятельности).
На основании изложенного, суд правильно указал, что в действиях заявителя отсутствуют обстоятельства, являющиеся основаниями для выдачи ему оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2015 года по делу N А55-17444/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17444/2015
Истец: ОАО "Медтехника"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области