г. Тула |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А23-1646/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии от заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001337480, ИНН 4028003880) - Хатеевой Н.С. (доверенность от 13.08.2013 N 21д), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат" (г. Калуга, ОГРН 1024001426228, ИНН 4029016184), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2015 по делу N А23-1646/2015 (судья Харчиков Д.В.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Хлебокомбинат" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Хлебокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел по Калужской области (далее - управление, административный орган, УМВД по Калужской области) в лице отделения N 1 межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела управления государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - отделение управления N 1), выраженного в письме от 24.02.2015 N 77/369, об отказе в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства ГАЗ-2766 государственный регистрационный знак к960ма40 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Хлебокомбинат" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что на момент представления заявителем автомобиля для регистрационный действий не существовало и не существует закона, запрещающего производство регистрационных действий в случае замены в ходе производства капитального ремонта одного или нескольких номерных агрегатов транспортного средства (в рассматриваемом случае грузового автомобиля).
По мнению общества, в рассматриваемом случае изменение конструкции транспортного средства не имело место, поскольку в процессе капитального ремонта автомобиля была заменена пришедшая в негодность кабина на новую аналогичную, изготовленную тем же заводом-изготовителем и официально приобретенную у его торгового представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу УМВД России по Калужской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит оставить без удовлетворения апелляционную жалобу.
На основании распоряжения и.о. председателя Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015. в соответствие с частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, с применением автоматизированной информационной системы произведена замена судьи Федина К.А. на судью Стаханову В.Н.
Представители заявителя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей общества не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного органа, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит автомобиль ГАЗ 2766 идентификационный номер (VIN) X892766В50ВР38732 государственный регистрационный знак к960ма40. Автомобиль приобретен обществом по договору купли-продажи от 15.04.2008.
Согласно акту дефектовки автотранспорта, составленному сотрудниками общества 30.06.2014, кабина данного автомобиля имеет сквозную коррозию, пол кабины прогнил полностью, отсутствует крепление кабины к раме вследствие коррозии.
На основании договора купли-продажи от 14.07.2014 N 100/14-КП общество приобрело у ООО "Компания Волга" кабину ГАЗ 3302 в сборе. В дальнейшем общество осуществило замену кабины на вышеуказанном автомобиле.
Общество 24.02.2015 обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные спорного автомобиля государственный регистрационный знак к960ма40. Номер VIN в данном заявлении общество указало как "не установлено". Сотрудником управления в данном заявлении сделана отметка об отсутствии маркировочной таблички и переборудовании - замене кабины. При этом раздел заявления "Вносимые изменения в конструкцию ТС" обществом не заполнен.
Письмом отделения управления N 1 от 24.02.2015 N 77/369 в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные с транспортным средством ГАЗ 2766 государственный регистрационный знак к960ма40 обществу отказано по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Процедуры удостоверения такого соответствия были предусмотрены, в частности, Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720) (действовавшим на момент обращения заявителя в отделение управления).
Оценка соответствия предусмотрена как для транспортных средств, находящихся в эксплуатации, так и для единичных транспортных средств.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее по тексту - Закон N 184-ФЗ) для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов предусмотрена система обязательной сертификации (статья 25 Закона N 184-ФЗ).
Сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (статья 2 Закона N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 84 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства России от 10.09.2010 N 720, оценка соответствия типов компонентов транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия.
Целью подтверждения соответствия является удостоверение в том, что все серийно выпускаемые компоненты, относящиеся к типу, заявленному для подтверждения соответствия, соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 14 указанного технического регламента.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 Регламента N 605 установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Государственная услуга не предоставляется в случае: представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с пунктом 13 раздела II (Требования к безопасности объектов технического регулирования) действовавшего Технического регламента N 720 каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер.
Пунктом 7.37.1 Приложения N 7 (Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) к указанному Техническому регламенту предусмотрено, что маркировка, нанесенная на транспортное средство, должна соответствовать указанной в документах на это транспортное средство.
Согласно пункту 2.1 приложения N 8 к Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую, в том числе наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.
Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства.
В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном Техническим регламентом, после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Пунктом 3.3.1 ГОСТ Р 51980-2002 "Транспортные средства, маркировка. Общие технические требования" аналогично установлено, что табличка изготовителя (на которую, среди прочего, наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для целей его идентификации) должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации.
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства представленным документам устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в ходе осуществления регистрационного действия (пункты 39 - 41 Регламента N 605).
Действующим в настоящее время Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, также установлено (Приложение N 7), что на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет (пункт 1.1); нанесение идентификационного номера на транспортное средство (шасси) производится изготовителем, номер наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной (пункты 1.3.1, 1.3.2, 1.4, 1.4.1); идентификационный номер указывается в документах на транспортное средство (шасси) (пункт 1.5).
Регламентом N 605 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе: документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Документы на номерные агрегаты: документы с отметками таможенных органов о выпуске номерных агрегатов в обращение на таможенной территории Таможенного союза; документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями.
Документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат; иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации.
Государственные регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом.
Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.
Из заявления и пояснений общества, копий заявления общества в отделение управления и иных материалов дела следует, что на спорном транспортном средстве произведена замена кабины, пришедшей в негодность, на новую аналогичной марки. При этом табличка с идентификационным номером VIN осталась на старой (замененной) кабине. Другой таблички с идентификационным номером VIN на спорном автомобиле не существовало, новая (установленная) кабина не имеет таблички с идентификационным номером VIN.
Таким образом, как установлено судом и не оспаривается сторонами, на транспортном средстве после замены кабины вообще отсутствует табличка с идентификационным номером VIN.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно признан законным и обоснованным содержащийся в оспариваемом отказе управления вывод о том, что идентификационный номер утрачен или уничтожен, что приводит к невозможности идентификации автомобиля.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси (утверждено совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005) паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 25 названного Положения в строке "1" паспорта транспортного средства указывается идентификационный номер (VIN).
Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства, присвоенные в установленном порядке.
Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.
Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами.
На первом знаке может указываться код года изготовления транспортного средства или модельного года в соответствии со Сравнительной таблицей цифр и букв, используемых в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства или шасси транспортного средства (приложение N 2 к настоящему Положению), на последующих знаках - порядковый номер транспортного средства.
Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 транспортных средств в год, в качестве третьего знака первой части VIN используют цифру 9.
Для такого изготовителя комбинацию знаков, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей, четвертой и пятой позициях третьей части VIN.
При наличии на транспортных средствах или шасси иных идентификационных номеров, имеющих отличное от VIN количество используемых букв и цифр (меньше 17), добавление каких-либо букв, цифр или символов не допускается.
В строках "7. Шасси (рама) N" и "8. Кузов (кабина, прицеп) N" указываются соответствующие идентификационные номера шасси (рамы) или кузова (прицепа), присвоенные и нанесенные на них организацией или предпринимателем (пункт 31 названного Положения).
Из материалов дела следует также, что общество представило в отделение управления паспорт транспортного средства, в котором указан фактически отсутствующий на транспортном средстве идентификационный номер VIN.
Признавая необоснованным довод заявителя о том, что управлению следовало обеспечить перемещение таблички с идентификационным номером VIN со старой кабины автомобиля на новую кабину с последующим внесением изменений в регистрационные данные транспортного средства ввиду изменения номера кабины как номерного агрегата, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ни Регламент N 605, ни Правила не предусматривают таких полномочий МРЭО ГИБДД при совершении регистрационных действий.
Признавая несостоятельной ссылку заявителя на пункт 8 Правил, согласно которым регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отметил, что данный пункт, допуская замену номерных агрегатов, не предусматривает возможность замены агрегата, на котором размещена единственная табличка с идентификационным номером VIN, что влечет полную утрату указанного идентификационного номера.
Как указано выше, идентификационный номер наносится на части транспортного средства, не подлежащие замене в процессе эксплуатации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 07.12.2006 N 544-О, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Законом N 196-ФЗ (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности.
Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
С учетом изложенного довод заявителя о возможном ограничении прав собственника транспортного средства на эксплуатацию транспортного средства не свидетельствует о незаконности обжалованного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у управления не имелось оснований для совершения регистрационных действий по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Судебная коллегия учитывает, что ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".
Как указывалось выше, согласно пункту 3 статьи 15 вышеупомянутого Федерального закона регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Следовательно, нарушений прав собственника автомобиля в данном случае не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не являющиеся основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2015 по делу N А23-1646/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1646/2015
Истец: ЗАО "Хлебокомбинат", ЗАО Хлебокомбинат
Ответчик: УМВД по Калужской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области