г. Москва |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А40-114110/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой
судей М.Е. Верстовой, Н.И. Левченко
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым
рассмотрев в открытом судебном дело N А40-114110/15
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
(ОГРН 1027728000871, г.Москва, ул. Наметкина, 16)
к Открытому акционерному обществу "РЖД"
(ОГРН 1037739877295, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)
о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: Маркова А.Г. (по доверенности от 11.09.2013)
от ответчика: Зенов А.Р. (по доверенности от 06.10.2014)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени в размере 6 793 951 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что в суд 23.07.2015 были представлены возражения о переходе из предварительного заседания в основное, которые были необоснованно отклонены судом.
Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку отклонение указанного заявления расценено судом апелляционной инстанции как рассмотрение дела без уведомления ответчика о судебном заседании.
При рассмотрении по правилам первой инстанции истец настаивал на своих требованиях.
Ответчик указал, что истцом при расчете пени не был учтен пункт 6.3 Правил исчисления сроков. Сослался на то, что размер пени должен быть уменьшен на основании пункта 6.6 Правил - в связи с задержкой вагонов по причине неприема их железнодорожной станцией назначения по вине грузополучателей. Обратил внимание на то, что размер пени должен быть снижен, в связи с доставкой опасных грузов.
Ходатайствовал о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
Из материалов дела следует, что в период с июля 2014 года по октябрь 2014 года ответчик доставлял грузы истца с нарушениями установленных сроков доставки.
Ответственность за такого рода нарушение установлена статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно указанной статье за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Статьей 33 Устава установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Железнодорожные накладные в соответствии со статьей 25 Устава и статьей 785 Гражданского кодекса являются основанием для признания договора перевозки заключенным, указанные в них сроки истечения срока доставки грузов считаются согласованными сторонами договора перевозки.
Обязанность по доставке в установленные сроки груженых и порожних вагонов на станции назначения была нарушена, что подтверждается календарными штемпелями станций отправления и прибытия в железнодорожных накладных, содержащими точные даты отправления вагонов и их прибытия.
Ответственность за нарушение сроков доставки вагонов установлена статьей 97 Устава, согласно которой за просрочку доставки грузов или не принадлежащих ему порожних вагонов уплачивает отправителю пени в размере 9% за каждые сутки просрочки в доставке каждого груза, порожнего вагона, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Представленные истцом доказательства свидетельствуют о нарушении ответчиком принятых на себя обязательств. Требования истца признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В обоснование своих доводов о неправомерности исковых требований, заявленных истцом, ответчик ссылается на увеличение срока доставки груза по накладным N ЭП567858, ЭП645235, ЭП645390, ЭП645756, ЭП653493, ЭП730156, ЭП978903, ЭР758520, ЭР794647, ЭР842550, ЭР847492, ЭР858499, ЭС038843, ЭС063731, ЭС333996, ЭС360282, ЭС364435, ЭС747467, ЭС432710, ЭС504377, ЭС510465, ЭС544068, ЭС667036, ЭС795700, ЭС795803, ЭТ567225, ЭС728153, ЭС728156, ЭС728299, ЭТ332719, ЭС869529, ЭС870496, ЭС870828, ЭС962350, ЭТ093566, ЭТ153748, ЭТ639357, ЭТ441677, ЭП772486, ЭП772563, ЭП808774, ЭП812766, ЭП830758, ЭП831078, ЭП833310, ЭП843967, ЭП861448, ЭП862167, ЭП978904, ЭР219797, ЭР220248, ЭР268244, ЭР352791, ЭР519091, ЭР532423, ЭР569619, ЭР548286, ЭР658536, ЭР667829, ЭР672020, ЭР813063, ЭР899882, со ссылкой на п.8 и п.5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов.
Однако, требования п.5.12("опасный груз") Правил были учтены истцом при подготовке искового требования(колонка-11 "Дополнительные сутки на опасный груз"- приложения N 1 расчет к иску N 20-15/27 от 06.05.15г.), а действия п. 8 Правил распространяются только на исключительные случаи, а именно:
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2012 N 1759р "О порядке пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами (взрывчатыми материалами), в обход крупных ж/д узлов, имеющих такие обходы" предусмотрен перечень станций, в обход которых должен следовать опасный груз класса 1 (взрывчатые материалы*)- Приложение 1, 2, и к Приложению 2- Перечню Опасных грузов, вагоны с которыми, транзитные для Московского железнодорожного узла, должны пропускаться в обход этого узла по большому Московскому кольцу, а именно по классу 3 "Легковоспламеняющиеся жидкости" :
Сероуглерод (номер ООН 1131, номер аварийной карточки 304)
Акрилонитрил стабилизированный (номер ООН 1093, номер аварийной карточки 310)
Ацетонитрил ( номер ООН 1648, номер аварийной карточки 310)
Бензотрифторид ( номер ООН 2338, номер аварийной карточки - 312)
Гептил (номер ООН 3286, номер аварийной карточки 328)
Диметилдихлорсилаи (номер ООН 1162, номер аварийной карточки 321)
Метилакрилат стабилизированный (номер ООН 1919, номер аварийной карточки 306)
Метилтрихлорсилан( номер ООН 1250, номер аварийной карточки 321)
Таким образом, применение данного пункта к спорным вагонам ООО "Газпромтранс" по названным накладным недопустимо, так Ответчик осуществлял перевозку груженых вагонов со следующим грузом:
бензин моторный Премиум Евро-95(номер ООН 1203, номер аварийной карточки 305),
бензин моторный (неэтилированный бензин марки Регуляр-92)- (номер ООН 1203, номер аварийной карточки 305)
топливо дизельное Евро (номер ООН 1202, номер аварийной карточки 315),
сера расплавленная (сера техническая газовая жидкая) - (номер ООН 2448, номер аварийной карточки 404),
газы углеводородные сжиженные топливные марки ПБТ (номер ООН 1965, номер аварийной карточки 206).
Согласно данным соответствующих отметок в ж/д накладных, и в соответствии с Приложением N 2 к "Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам" ("Перечень опасных грузов по номерам ООН") по коду, указанному в ж.д. накладной 1202, 1203,2448, 1965 груз ОАО "Газпромтранс" является опасным класса опасности 3.
Согласно Правилам безопасности при перевозке опасных грузов ж/д. транспортом (утв. Постановлением Госгортехнадюра России от 16 августа 1994 г. N 50) п. 3.3.1 при организации поездной и маневровой работы с вагонами, загруженными опасными грузами, следует руководствоваться правилами и инструкциями, действующими на железнодорожном транспорте, с учетом особых отметок, указанных в перевозочных документах (транспортное наименование груза, номер аварийной карточки, прикрытие вагонов с опасным грузом от локомотивов и других вагонов, штемпели о степени и категории опасности и др.).
Перечень узлов, в обход которых должны следовать вагоны класса опасности 3 ответчиком не представлен, обоснованность следования указанным фактическим маршрутом с увеличенным расстоянием, не согласованным с истцом, не доказан.
В ж/д накладных отсутствуют отметки о прохождении вагонов в обход ж/д транспортных узлов.
Представленные ответчиком документы(Копии справок ЕАСАПР СФТО, копии дорожных ведомостей - без указания количества листов) не могут быть приняты как доказательства, так как справки ЕАСАПР СФТО не являются доказательством пройденного расстояния и в них не указаны станции тех железнодорожных транспортных узлов, в обход которых должен был бы проследовать опасный груз, не представлена ссылка на нормативные акты, устанавливающие перечень узлов, в обход которых должны следовать вагоны класса опасности N 3.
Справки ЕАСАПР СФТО не могут быть признаны доказательством пройденного расстояния, поскольку является внутренними документами ответчика, составлены им в одностороннем порядке и не подписаны уполномоченным лицом. Соответствующих ст.ст. 65, 67, 68 АПК РФ доказательств ответчик в материалы дела не представил.
Увеличение срока доставки ввиду изменения маршрута следования недопустимо, расстояние указано перевозчиком в оригиналах транспортных ж/д накладных (в разделе "тарифные отметки") и из этого расстояния перевозчиком произведен расчет размера провозной платы.
Оформляя вышеперечисленные oic/d накладные, стороны заключили договор перевозки, и согласовали срок доставки, маршрут доставки, расстояние, по которому пройдет вагон, а также стоимость за перевозку в виде провозной платы.Даты исчисления сроков доставки грузов определены и отражены в накладных, что является основанием для признания договоров перевозки заключенными в соответствии со ст.25 Устава, ст.785 ГК РФ.
Существенные условия были оговорены сторонами. Одностороннее изменение условий договора недопустимо.
Неправильное определение ответчиком изначального срока доставки, проследование вагонов по железным дорогам, не указанным в маршруте следования, т.е. отклонение от маршрута следования, не могут являться основанием для увеличения срока доставки груза на "1" сутки.
Рассмотрен довод ответчика об увеличении срока доставки отправкам N N ЭП982789/ЭО630165, ЭР485364/ЭШ81487, ЭР758522, ЭТ567225/ЭР847492, ЭТ332719/ЭС795803, ЭТ639357/ЭТ149505 в связи с задержкой вагонов в пути следования, связанного с исправлением их технического состояния, на основании пункта 6.3 Правил N 27.
Принятый ответчиком к перевозке груз (бензин моторный Премиум Евро-95, бензин моторный марки Регуляр- 92, топливо дизельное Евро, сера техническая газовая жидкая, газы углеводородные сжиженные топливные марки ПБТ) классифицируется как опасный, перевозка которого регламентируется Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50 (далее - Правила N 50).
Пунктом 5.1.1 Правил N 50 установлено, что для перевозки опасных грузов по железным дорогам должны использоваться только предназначенные для этих целей технически исправные специализированные вагоны и контейнеры, принадлежащие объединениям, предприятиям и организациям, независимо от их форм собственности, или арендованные ими.
Вагоны перед погрузкой опасных грузов должны пройти техническое обслуживание, а также осмотр в коммерческом отношении. Вагоны предъявляются к техническому обслуживанию и осмотру только в порожнем состоянии в день начала погрузки в них опасных грузов. Техническое обслуживание, осмотр и определение пригодности экипажной части (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств и др.) подвижного состава, подаваемого под погрузку опасных грузов, проводятся работниками вагонного хозяйства железных дорог (пункт 5.1.4. Правил N50).
Согласно п. б Приложения 5 "Технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава" Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, допуск для эксплуатации вновь построенного, модернизированного, а также прошедшего плановые виды ремонта железнодорожного подвижного состава осуществляется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования только в случае соответствия железнодорожного подвижного состава требованиям норм и правил. В соответствии с п. п. 2.5.2, 2.5.8 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Протоколом от 21-22 мая 2009 г. N 50 Совета по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества - все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками станции к техническому обслуживанию с указанием пункта, железной дороги, государства назначения, государства-собственника, наименования груза и записью об этом в книге предъявления вагонов формы ВУ-14. Техническое обслуживание порожних грузовых вагонов при их подготовке под погрузку проводится на специализированных ПТО, пунктах подготовки вагонов к перевозкам (ПИВ). По окончании технического обслуживания осмотрщик сообщает о готовности вагонов оператору ПТО. В книге формы ВУ-14, против каждого номера вагона или группы вагонов, осмотрщик ставит подпись, удостоверяя их пригодность для перевозок конкретного груза.
Отсутствие в приложенных железнодорожных накладных каких-либо замечаний перевозчика относительно груза, вагона на момент отправки означает, что перевозчик фактически подтвердил отсутствие повреждений груза, вагона и принял на себя обязанность по доставке груза в сроки, установленные договором перевозки (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 3659/12 по делу N А40-101821/09-24-813, Определение ВАС РФ от 11.02.2013 N ВАС-1031/13 по делу N А53-12312/2012).
С момента принятия груза и заключения договора перевозки у общества "РЖД" возникли обязательства по доставке груза в сроки, указанные в транспортных железнодорожных накладных N311982789/30630165, ЭР485364/ЭП9814873Р758522, ЭТ567225/ЭР847492, ЭТ332719/ЭС795803, ЭТ639357/ ЭТ149505. По железнодорожным накладным N N ЭТ567225/ЭР847492, ЭТ332719/ЭС795803 срок доставки был изначально увеличен в связи с нахождением вагона в ремонте на 17, на 2 суток.
По железнодорожной накладной N ЭТ639357/ЭТ149505 по вагону 50905496, в соответствии с справкой ГВЦ, был произведен текущий ремонт без отцепки (начало ремонта 24.09.14 в 06:30, конец ремонта 24.09.2014 в 09:40), соответственно увеличение срока доставки на 9 суток (по акту N 3/21982 от 25.09.14г.) не правомерно.
Таким образом, поскольку вина перевозчика в просрочке доставки груза презюмируется, при том, что на путях общего пользования вагоны находятся в непосредственной эксплуатации перевозчика, учитывая отсутствие доказательств возникновения данной неисправности по причинам не зависящим от перевозчика, в том числе ввиду отсутствия доказательств осуществления деповского ремонта спорных вагонов {действительное возникновение неисправностей вагонов в процессе их эксплуатации должно быть подтверждено составленными с участием перевозчика актами общей формы, актами о повреждении вагона по форме ВУ-25, а наличие неисправностей по вине деповского ремонта - также актами-рекламациями по форме ВУ-41-М или иными аналогичными актами, составляемыми при проведении ТОР.
Правовых оснований для продления срока доставки груз по пункту 6.3. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом не усматривается, так как он не может быть применен для продления нормативного срока доставки груза на время нахождения вагона в ремонте в отсутствие доказательств невиновности перевозчика в возникновении технической неисправности вагонов.
Довод ответчиком об увеличении срока доставки вагонов на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с задержкой вагонов на промежуточных ж/д станциях по причине неприема их ж/д станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж/д путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей.(п.6.6. Правил N 27.) отклоняется как необоснованный.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 г. N 558-р "Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования", определен порядок оформления задержки вагонов в пути следования.
В соответствии с указанным Распоряжением при возникновении причин неприема вагонов, железнодорожной станцией назначения должен быть оформлен следующий пакет документов:
приказ/распоряжение начальника Дирекции управления движения о задержке вагонов; телеграфное сообщение в адрес станции назначения о задержке вагонов; акт общей формы на станции задержки вагонов о задержке вагонов; извещение работника станции назначения в адрес грузополучателя о задержке вагонов; акт общей формы на станции задержки вагонов об окончании задержки вагонов; отметка в железнодорожной накладной в графе "Отметки перевозчика"; телеграфное сообщение в адрес станции назначения об отправлении вагонов; извещение работника станции назначения в адрес грузополучателя об отправлении вагонов под роспись.
В соответствии с пунктами 4,6. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами N 45, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
В соответствии с пунктами 3.1. 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), акт общей формы составляется для удостоверения, среди прочего, обстоятельств задержки груженных вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя; акт должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. В силу абзаца 4 пункта 3.2.4 Правил N 45 в случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался".
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов, (пункт 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки.
Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акты общей формы, на которые ссылается ответчик, являются ненадлежащими доказательствами по делу, поскольку составлены ОАО "РЖД" в одностороннем порядке и не могут достоверно подтверждать факт неприема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя. Акты не содержат записей о том, что грузополучатель (истец) отказался от подписания актов, уведомления также не содержат подписей представителей грузополучателя либо записей об отказе от подписи.
Также, в первичный пакет документов, позволяющий доказать, что остановка поезда от движения произошла из-за задержки грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования приема вагонов, находящихся на станции назначения, включает в себя: акт общей формы станции назначения по факту задержки вагонов, подписанный грузополучателем; памятки приемосдатчика, определяющие время фактического оборота вагонов, время, превышающее технологические сроки оборота вагонов; копии извещения грузополучателя о дате и времени задержки с отметкой о получении.
Актами общей формы отсутствие вины не может подтверждаться, поскольку целью его составления является подтверждение обстоятельств, влекущих наступление ответственности, а не освобождающих от нее. В случае спора о причинах и времени занятости подъездных путей необходимо исследовать договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, памятки приемосдатчика для проверки соблюдения технологических сроков оборота вагонов за период, на который вагоны были задержаны на промежуточной станции.
Документального подтверждения/опровержения по начислению пени за просрочку доставки вагонов по накладным N N ЭС795700, ЭС795803, в отзыве не отражено и к пакету представленных документов не приложено.
Оформление увеличения срока доставки грузов осуществляется по прибытии задержанных в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения в порядке, установленном пунктом 4 распоряжения ОАО "РЖД" от 9 ноября 2011 г, N 2409р.
В соответствии с п.3.6 Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 г. N 558-р "Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержка вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" по прибытии на станцию назначения задержанных в пути следования вагонов, контейнеров с фактическим нарушением нормативного срока доставки уполномоченный работник станции назначения дополнительно рассматривает обоснованность отнесения задержки поезда в пути следования на вину грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В этих целях па станции назначения по каждому дню за период задержки вагонов, контейнеров в пути следования ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, под погрузкой и выгрузкой в местах общего пользования на основании сведений памяток приемосдатчика, актов общей формы и условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов, оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования,
В соответствие с Пунктом 3.6.1. при наличии доказательств вины грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования в задержке вагонов, контейнеров в пути следования уполномоченный работник станции назначения составляет новый акт общей формы, в котором указываются статья задержки вагонов, контейнеров, причины их задержки, номер и индекс поезда, количество задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, номера и даты распоряжений, на основании которых они задержаны и отправлены.
В указанном акте общей формы указывается дата фактического прибытия на станцию назначения вагонов, контейнеров, задержанных в составе временно отставленного от движения поезда, и напротив каждого номера задержанного вагона, контейнера проставляется дата нормативного срока доставки грузов.
Акт общей формы, составленный на станции назначения, передается грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. При отказе или уклонении грузополучателя, владельца или пользователя пути необщего пользования от подписания акта общей формы в строке "Подпись" проставляется отметка "От подписи отказался" и другие записи, установленные пунктом 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Отказ или уклонение грузополучателя, владельца или пользователя пути необщего пользования от подписания акта общей формы оформляется дополнительным актом общей формы.
В этом случае акт общей формы, составленный по факту задержки вагонов, контейнеров, вместе с дополнительным актом общей формы по факту отказа или уклонения от подписи направляются станцией назначения в адрес грузополучателя, владельца или пользователя пути необщего пользования почтовой корреспонденцией способом, позволяющим идентифицировать адресат, дату и способ отправки (например, письмом с уведомлением о вручении).
Уполномоченный работник станции назначения формирует комплект первичных документов, позволяющий доказать, что отстаиовка поезда от движения произошла из-за задержки грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования приема вагонов, находящихся на станции назначения, включающий в себя:
- акт общей формы станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров в пути следования, подписанный грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, в том числе подписанный с разногласиями, возражениями;
- памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования и в местах общего пользования, составленные по этой причине акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, в места общего пользования;
копии извещения грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о дате и времени задержки и отправления вагонов с отметкой о получении их указанными лицами либо копию почтовых уведомлений о получении ими этих извещений.
- в случае отказа или уклонения грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования от подписания акта общей формы станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров в пути следования в комплект первичных документов включается указанный неподписанный акт с соответствующими отметками и дополнительный акт, составленный по факту отказа или уклонения от подписи (с приложением почтового уведомления об их вручении виновной в задержке вагонов, контейнеров стороне).
Сформированный комплект первичных документов направляется уполномоченным работником станции в Линейное агентство фирменного транспортного обслуживания (далее - ЛАФТО) для расчета причитающихся перевозчику платежей и проведения дальнейшей работы по их взысканию в соответствии с распоряжениями ОАО "РЖД" от 20 декабря 2010 г. N 2639р и от 31 августа 2011 г. N 1899р,
В соответствии с п. 3.6.2. Распоряжения - При отсутствии достаточных основании отнесения задержки вагонов, контейнеров в пути следования на вину грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования акт общей формы на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров в пути следования не составляется, комплект первичных документов не формируется.
В накладных N N ЭС795700, ЭС795803 отсутствуют отметки об увеличение сроков доставки по п.6.6, и ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по доставке грузов. В связи с чем возражения доводы ответчика признаются необоснованными и не подлежащими отклонению.
Ходатайство ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика; заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.
Заявление о снижении размера пени сделано со ссылкой на то, что размер неустойки является чрезмерно высоким.
Однако указанные доводы ответчика сами по себе не свидетельствуют о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком.
При этом по требованию об уплате неустойки истец не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22.12.2011 никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
В связи с этим, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для применения нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с переходом к рассмотрению дела по правилам первой инстанции решение суда первой инстанции подлежит отмене. На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по оплате госпошлины подлежат распределению в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2015 года по делу N А40-114110/15 отменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "РЖД" (ОГРН1037739877295, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871, г.Москва, ул. Наметкина, 16) неустойку в размере 6 793 951,71 руб. и 56970,0 руб. в возмещение расходов на госпошлину.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114110/2015
Истец: ООО "ГАЗПРОМТРАНС"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"