город Омск |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А75-4997/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10564/2015) общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.07.2015 по делу N А75-4997/2015 (судья Чешкова О.Г.), принятое по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - истец, Управление Росприроднадзора по ЯНАО, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыс исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" (далее - ответчик, общество, ООО НК "Красноленинскнефтегаз") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5 469 679 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.07.2015 по делу N А75-4997/2015 исковые требования Управления Росприроднадзора по ЯНАО удовлетворены, с ООО НК "Красноленинскнефтегаз" в пользу Управления взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 5 469 679 руб., а также государственная пошлина в размере 50 348 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО НК "Красноленинскнефтегаз" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. При этом мотивированных доводов, обосновывающих требования апелляционной жалобы Обществом не представлено.
Управлением Росприроднадзора по ЯНАО представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором истец не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
ООО НК "Красноленинскнефтегаз", Управление Росприроднадзора по ЯНАО, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Управлением Росприроднадзора по ЯНАО было установлено, что ООО НК "Красноленинскнефтегаз" за 2 и 3 кварталы 2012 года не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 5 469 679 руб. 06 коп.
Указанная задолженность возникла в связи с не внесением в установленном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов при добыче нефти и газа, образовавшихся при строительстве поисковых скважин N 42 на Восточно- Мессояхском лицензионном участке и N 37 на Западно-Мессояхском лицензионном участке.
В ходе проверки было установлено, что в рамках договора подряда N 2012/123-ГПН-Р от 30.03.2012 на строительство поисковых скважин N 37 Западно- Мессояхского и N 42 Восточно-Мессояхского лицензионных участков (далее - договор подряда), заключенного между ООО НК "Красноленинскнефтегаз" (далее - подрядчик) и ООО "ГПН-Развитие" (далее - заказчик, действует на основании договора о выполнении операторских работ и выполнении операторских услуг от 01.01.2010 N Д/2103/10-334), Общество во 2 и 3 кварталах 2012 года, осуществило бурение вышеуказанных скважин.
Бурение скважины N 42 осуществлялось по привязке к индивидуальному рабочему проекту N 290-И "Строительство разведочной скважины N 111 на Восточно-Мессояхском лицензионном участке", получившему Положительное заключение ФАУ Главгосэкспертиза России" N 123-11ЮГЭ-2259/04 от 20.05.2011 (далее - Проект N ИРП-90-И).
Бурение скважины N 37 осуществлялось по привязке к Групповому рабочему проекту N 289-Г "Строительство поисково-оценочных скважин NN 104, 109 на Восточно-Мессояхском лицензионном участке", получившему Положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертизы России" N 124-11ЮГЭ-2260/02 от 20.05.2011 (далее - Проект N 289Г).
Вышеуказанными Проектами предусмотрен сбор отходов бурения в шламовом амбаре, естественное и принудительное разделение на твердую и жидкую фазы, откачка жидкой фазы и захоронение твердой фазы (бурового шлама) в шламовом амбаре с последующей его рекультивацией.
Согласно представленной ООО НК "Красноленинскнефтегаз" информации (письмо исх. от 02.12.2014 N 3520/8), расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 года, расчету размещения отходов бурения, образовавшихся при бурении скважин NN 42, 37, при бурении скважины N 42 образовались отходы бурения: отработанный буровой шлам в количестве 148,65т, отработанный буровой раствор 170,23 т, буровые сточные воды 322,22 т., при бурении скважины N 37 образовались отходы бурения: отработанный буровой шлам в количестве 445,24 т, отработанный буровой раствор 375,79 т, буровые сточные воды 355,7 т.
Согласно договору подряда N 2012/123-ГПН-Р от 30.03.2012 Подрядчик является собственником всех отходов производства и потребления (в том числе бурового шлама) (пункт 13.1.7 приложения N 19 к Договору). Подрядчик за свой счет осуществляет утилизацию отходов бурения в шламовый амбар (пункт 4.3.45). Подрядчик оформляет разрешения, производит начисления и платежи за любое размещение отходов, в том числе отходов бурения. Подрядчик обязан иметь разработанный проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов (в том числе, бурового шлама). Затраты Подрядчика связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов, переработку и транспортировку отходов подрядчика включены в стоимость работ. Затраты Подрядчика по уплате сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения им своих обязательств, в стоимость работ по настоящему договору не включаются и оплачиваются подрядчиком за свой счет. Подрядчик производит начисления и платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов бурения (пункт 4.3.17).
Следовательно, плату за размещение отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин N 37 на Западно-Мессояхском и N 42 на Восточно-Мессояхском лицензионных участках, должен произвести Подрядчик - ООО НК "Красноленинскнефтегаз".
Согласно платежному поручению N 1974 от 08.07.2014 и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за II квартал 2014 года ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин N 37 на Западно-Мессояхском и N 42 на Восточно-Мессояхском лицензионных участках в сумме 1 618 902 руб. 38 коп. Указанная сумма рассчитана Обществом без учета отсутствия нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
Кроме того, буровые сточные воды согласно расчету платы, произведенному Обществом относятся к 5 классу опасности. Вместе с тем, согласно расчету класса опасности отходов при добыче нефти и газа (буровые сточные воды, буровая промывка, не содержащая нефть), произведенного ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ЯНАО на основании Протокола КХА отбора проб отходов N 81 от 03.10.2012, указанные отходы имеют 4 класс опасности.
Общество с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обратилось в Управление лишь 27.12.2012 (вх. N 12036), то есть на момент обращения скважины уже закончены бурением.
Таким образом, нормативы образования отходов до выполнения подрядных работ утверждены не были. Кроме того, при рассмотрении проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов (в том числе, бурового шлама) Управлением были выявлены недостатки, в связи с чем Распоряжением от 15.02.2013 N 104-р отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 2 л. д. 10).
Управлением в адрес Общества направлено требование N 6242 от 08.12.2014 о добровольной уплате задолженности, полученное Обществом 25.12.2014, что подтверждается уведомлением о вручении письма.
Поскольку в установленный срок плата не была произведена в добровольном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
27.07.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
В силу части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, пунктами 1 и 9 которого установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пунктам 5, 6 Порядка, утвержденного вышеназванным Постановлением, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду"). По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в судебном порядке.
Пунктом "г" части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому и техническому и атомному надзору", Федеральной службе по надзору в сфере природопользования добавлены полномочия в части ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно пункту 4.7 Приказа от 24.06.2011 N 424 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Управление осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Таким образом, Управлением правомерно предъявлено требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающего коэффициента, поскольку у Общества отсутствовали оформленное в установленным порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ, нормативы выбросов не утверждены.
Согласно пункту 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствие со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Определение суда о принятии искового заявления и назначении судебного разбирательства ответчиком получено, отзыв в суд не представлен. Возражая против перехода в судебное заседание непосредственно после завершения предварительного заседания, в судебное заседание, назначенное судом на другую дату, ответчик не явился (т. 2 л. д. 39, 45), судебное заседание проведено в его отсутствие.
Ответчик о наличии возражений относительно заявленного иска не сообщил; расчёт истца не оспорил, мотивированные аргументы, опровергающие заявленные требования или доказательства внесения платы за негативное воздействие не представил, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно посчитал заявленные требования признанными ответчиком.
Учитывая, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2012 года ответчиком не вносилась, нормативы выбросов не установлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду в заявленном размере.
Таким образом, удовлетворив требования Управления, суд первой инстанции принял законное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты- Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в рассмотренной части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО НК "Красноленинскнефтегаз".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.07.2015 по делу N А75-4997/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4997/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО
Ответчик: ООО "Нефтяная компания Красноленскнефтегаз", ООО НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ КРАСНОЛЕНИНСКНЕФТЕГАЗ
Третье лицо: Арбитражный суд ЯНАО