г. Томск |
|
19 декабря 2015 г. |
Дело N А45-16410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Музыкантова М.Х., Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Хабаров К.В. по доверенности от 29.01.2015;
от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности от 07.10.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 сентября 2015 года
по делу N А45-16410/2015 (судья О.В. Чернова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агромашины",
г.Новосибирск (ОГРН 1095403010020 ИНН 5403232275)
к администрации Новосибирского района Новосибирской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 13.07.2015 N 4680/01-12,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агромашины" (далее - заявитель, ООО "Агромашины", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация, апеллянт), выраженного в письме от 13.07.2015 N 4680/01-12, о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Агромашины" земельного участка с кадастровым номером 54:19:060501:249 площадью 6 253 кв.м. для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск_КочкиПавлодар, в аренду на срок 10 лет.
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ заинтересованного лица не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в том числе создает препятствия для завершения процедуры оформления земельного участка и его дальнейшему освоению в соответствии с разрешенным использованием.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ администрации Новосибирского района Новосибирской области, выраженный в письме от 13.07.2015 N 4680/01-12, о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Агромашины" земельного участка с кадастровым номером 54:19:060501:249 площадью 6253 кв.м. для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск_Кочки-Павлодар, в аренду на срок 10 лет.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что вывод суда о нарушении прав заявителя является необоснованным; отказ не противоречит положениям законодательства.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на её удовлетворении, представитель заявителя остался на позиции, изложенной в отзыве, возражал против доводов Администрации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва не нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, 16.11.2012 комиссией, образованной распоряжением главы Новосибирского района Новосибирской области от 28.03.2012 N 44, составлен акт о выборе обществом многоконтурного земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар ориентировочно площадью 7345 кв.м. с кадастровым номером 54:19:060501:97 из земель, не разграниченной государственной собственности.
30.05.2013 главой Новосибирского района Новосибирской области вынесено постановление N 2682-ка об утверждении акта о выборе земельного участка от 16.11.2012 и предварительном согласовании заявителю места размещения зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 6253 кв.м., расположенном в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар с разрешенным использованием- для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.
22.07.2013 из земельного участка с кадастровым номером 54:19:060501:97 образован земельный участок площадью 6253+/-55 кв.м. с кадастровым номером 54:19:060501:249, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, который поставлен на кадастровый учет.
01.06.2015 ООО "Агромашины" обратилось в администрацию Новосибирского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 6253+/-55 кв.м. с кадастровым номером 54:19:060501:249, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.
13.07.2015 администрация Новосибирского района в письме N 4680/01-12 отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, на основании несоответствия категории земель сельскохозяйственного назначения целям использования обществом земельного участка и указало на необходимость перевода испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Не согласившись с вынесенным решением об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, оформленного в письме от 13.07.2015, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ " О введение в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Испрашиваемый земельный участок, находился в государственной не разграниченной собственности, и распоряжением им осуществляло заинтересованное лицо.
Исходя из пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 31 земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Исходя из системного толкования предусмотренных статьями 31, 32 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, суд пришел к следующим выводам: обществу земельный участок предоставлен для строительства с предварительным согласования места размещения объекта; возможность принятия в дальнейшем, решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства действующим законодательством, не предусмотрено.
Судом установлено, что постановлением администрации Новосибирского района N 2682-ка от 30.05.2013 "О предварительном согласовании места размещения зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники ООО "Агромашины" утвержден акт выбора земельного участка, предварительно согласовано место размещения объекта, утвержден проект границ земельного участка.
В установленном законом порядке, земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.07.2013, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 54/201/15-175600 от 15.05.2015, в котором указаны следующие данные: кадастровый номер земельного участка 54:19:060501:249, площадь 6553 +/- 55 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар.
По смыслу положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что только на стадии утверждения акта о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта возможен отказ в предоставлении земельного участка, в дальнейшем, если он предварительно согласован, то законом отказ не предусмотрен, поскольку заявитель начинает формирование земельного участка и проведение всех необходимых межевых работ.
В данном случае, как установлено материалами дела, обществу предварительно был согласован земельный участок общей площадью 6553 +/- 55 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 54:19:060501:249 и разрешенным использованием: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.
Из материалов дела следует и не оспаривается апеллянтом, что на этапе предварительного согласования принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники не являлось препятствием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Указанное Постановление от 30.05.2013 N 2682-ка не оспорено и не признано недействительным.
В кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка категория земель и разрешенное использование, указаны в соответствии с названным Постановление от 30.05.2013 N 2682-ка.
В связи с чем, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда то том, что обществом испрашивался земельный участок с разрешенным использованием для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, который предварительно был согласован обществу. Оснований для отказа в его предоставлении у заинтересованного лица не имелось, поскольку ООО "Агромашины" не могло самостоятельно изменить или инициировать процедуру изменения категории земельного участка, поскольку общество не обладает вещными или обязательственными правами в отношении выбранного земельного участка.
Постановление администрации Новосибирского района N 2682-на от 30.05.2013 "О предварительном согласовании места размещения зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники ООО "Агромашины" свидетельствует об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, но не наделяет общество каким-либо правом в отношении выбранного земельного участка, дающим право на обращение с инициативой изменения его категории.
Указание на отсутствие перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, послужило единственным препятствием для предоставления земельного участка ООО "Агромашины" в аренду. Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом решении, изложенным в письме от 13.07.2015, не указано. На момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду трехлетний срок действия постановления о предварительном согласовании от 30.05.2013 не истек.
Доказательств обратного, заинтересованным лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено.
Данное обстоятельство заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
Таким образом, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Администрации является незаконным и нарушает права заявителя.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В этой связи определение видов разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусматривается, что к сельскохозяйственному производству относится производство и переработка сельскохозяйственной продукции. В этой связи, по мнению Минэкономразвития России, в Классификаторе в полной мере раскрываются виды разрешенного использования, которые могут осуществляться в рамках сельскохозяйственного использования, путем указания на конкретные виды деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Сочетание видов разрешенного использования зависит от вида территориальной зоны, принадлежности земельного участка к определенной категории земель и земельной политики органа местного самоуправления.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Таким образом, на соответствующих земельных участках может быть установлен основной вид разрешенного использования "Обеспечение сельскохозяйственного производства" (1.18) - размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства и вспомогательный вид разрешенного использования "Объекты гаражного назначения" (2.7.1) - Размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек или другие виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений, поскольку общество выполнило требования законодательства, предъявляемые при обращении в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, на Администрации лежит бремя доказывания законности оснований принятия оспариваемого решения.
Исходя из анализа названных норм права, отклоняя доводы Администрации о невозможности использования испрашиваемого земельного участка в рамках разрешенного использования для целей обеспечения сельскохозяйственного производства, апелляционный суд отмечает, что Администрацией обязанность заявителя по переводу земель сельскохозяйственного назначения при разрешенном использовании земельного участка - для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники в иную категорию земель со ссылками на нормы права не доказана, т.к. оспариваемый отказ ссылок на нормы права в указанной части не содержит, в какую категорию земель необходимо переводить земельный участок также не указано, заинтересованным лицом лишь констатирована такая необходимость, тем более, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы Администрации, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 сентября 2015 года по делу N А45-16410/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16410/2015
Истец: ООО "Агромашины"
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области
Третье лицо: Представитель ООО "Агромашины" Хабаров Константин Вячеславович, Хабаров Константин Вячеславович