г. Вологда |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А05-1625/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от инспекции Фарбер С.Г. по доверенности от 12.05.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сольвычегодское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2015 года по делу N А05-1625/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Сольвычегодское" (ОГРН 1052904026867, ИНН 2904015935; место нахождения: 165330, Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск, улица Советская, дом 8; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, в котором просила отменить постановление от 30.01.2015 о наложении штрафа по административному делу N 07/14, вынесенное исполняющим обязанности руководителя Контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области (ОГРН 1082901015713, ИНН 2901188256; место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - административный орган, Инспекция) Карповым Сергеем Васильевичем, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 25 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлено статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционный инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным судом применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, административным органом на основании распоряжения руководителя Инспекции от 07.11.2014 N 01-08/138 проведена выездная плановая проверка соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в муниципальном образовании "Котласский муниципальный район" за 2013 года и текущий период 2014 года, по результатам которой составлен акт от 27.11.2014.
В рамках данной проверки на основании распоряжения руководителя Инспекции от 11.11.2014 N 01-08/142 административным органом проведена встречная проверка в муниципальном образовании "Сольвычегодское" по соблюдению целей и условий расходования межбюджетных трансфертов, выделенных из областного бюджета муниципальному образованию "Котласский муниципальный район", по результатам которой составлен акт от 21.11.2014.
В ходе проверки муниципального образования "Сольвычегодское" Инспекцией, в частности, сделан вывод о нецелевом использовании средств областного бюджета (дорожного фонда) в сумме 285 000 руб., которые потрачены на оплату работ по устройству (строительству) новых деревянных сборников твердых отходов по муниципальному контракту от 15.11.2013 N 12-к, заключенному между муниципальным образованием и предпринимателем Штанько М.В.
Рассмотрев акт проверки от 27.11.2014, Инспекция вынесла в адрес Администрации предписание от 24.12.2014 N 01-26/3520, в котором указала на взыскание с нее средств областного бюджета, использованных не по целевому назначению в размере 285 000 руб. по муниципальному контракту от 15.11.2013 N 12-к на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в пос. Харитоново Котласского района Архангельской области и восстановлении данных средств в областном бюджете до 15 февраля 2015 года.
По факту использования средств областного бюджета в размере 285 000 руб. на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным Законом Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон об областном бюджете на 2013 год), Инспекцией 24.12.2014 вынесено определение о возбуждении в отношении Администрации дела N 07/14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования Инспекцией 20.01.2015 в отношении администрации составлен протокол N 07/14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено постановление от 30.01.2015 о наложении административного штрафа по административному делу N 07/14, которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, выразившегося в нецелевом использовании средств областного бюджета в сумме 285 000 руб., и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 14 250 руб., что составило 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета Архангельской области, использованных не по целевому назначению.
Не согласившись с данным постановлением Инспекции администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Исходя из пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Законом об областном бюджете на 2013 год предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области в 2013 году на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно Приложению N 24 к этому Закону субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области предусматриваются, в частности, с целью оказания финансовой поддержки из областного бюджета на решение вопросов, связанных с капитальным ремонтом и ремонтом дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Пунктом 10.1 этого же Приложения предусмотрено, что субсидии бюджетам муниципальных образований на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов предоставляются в соответствии с областным законом от 24.10.2011 N 350-25-ОЗ "О дорожном фонде Архангельской области" (далее - Закон N 350-25-ОЗ) в целях обеспечения поддержания эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов муниципальных образований и проездов к ним.
В соответствии с пунктом 10.2 указанного Приложения под дворовыми территориями многоквартирных домов и проездами к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов понимается совокупность расположенных в границах муниципальных образований: а) территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами; б) улиц, образующих проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 350-25-ОЗ дорожный фонд - часть средств областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, образуемая в соответствии с бюджетным законодательством в составе областного бюджета за счет общих доходов, а также прогнозируемого объема доходов от конкретных видов доходов и иных поступлений, указанных в статье 3 данного Закона, подлежащая в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и софинансирования дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемой за счёт бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов.
Согласно пункту 2 статьи 2 этого Закона средства дорожного фонда имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на цели, не предусмотренные пунктом 1 указанной статьи.
В данном случае в соответствии с Законом об областном бюджете на 2013 год муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" предусматривалась субсидия из дорожного фонда Архангельской области в сумме 4121,5 тыс. руб. на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
На основании этого Закона и утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21.02.2013 N 58-пп Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов за счет средств дорожного фонда Архангельской области на 2012 и 2013 годы между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и администрацией муниципального образования "Котласский муниципальный район" заключено соглашение от 05.06.2013 N 14Д/2013 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов за счет средств дорожного фонда Архангельской области в объеме 4 121 500 руб.
В 2013 году из областного бюджета муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" перечислены средства в размере 4079,5 тыс. руб.
В свою очередь, между администрацией муниципального образования "Котласский муниципальный район" и администрацией муниципального образования "Сольвычегодское" заключено соглашение от 15.08.2013 о направлении в 2013 году в бюджет муниципального образования "Сольвычегодское" субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в объеме финансирования из средств областного бюджета в размере 981,7 тыс. руб.
Соглашением предусматривалось софинансирование расходов за счет средств местного бюджета в размере 49,1 тыс. руб.
Финансовым управлением администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" в адрес муниципального образования "Сольвычегодское" перечислены средства областного бюджета на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в сумме 939,7 тыс. руб. по коду целевой статьи расходов областного бюджета 5510114, коды вида расхода 010, коду статьи операции сектора государственного управления 251.
Муниципальное образование "Сольвычегодское" на основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.11.2013 N 0124300008113000009-П заключило с индивидуальным предпринимателем Штанько М.В. муниципальный контракт от 15.11.2013 N 12-к на выполнение в соответствии с техническим заданием работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в п. Харитоново Котласского района Архангельской области на сумму 300 000 руб.
Техническим заданием к контракту предусмотрено строительство 8 деревянных сборников твердых бытовых отходов в п. Харитоново по адресам: ул. Калинина, д. 4, ул. Первомайская, д. 8, 9, ул. Черемушки, д. 13, ул. Зеленая, д. 1, ул. Новая, д. 8, ул. Вычегодская, д. 23, ул. Сплавная, д. 13.
На основании акта о приемке выполненных работ от 21.11.2013 N 17 и справки о стоимости выполненных работ от 21.11.2013 N 17 Администрацией приняты работы по строительству 8 новых деревянных сборников твердых бытовых отходов (выполнены работы: разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили, установка элементов каркаса из брусьев, рубка стен из брусьев, обшивка каркасных стен досками, укладка щитов над подпольными каналами).
По мнению Инспекции, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что средства областного бюджета, которые направлены в муниципальное образование "Сольвычегодское" для поддержания эксплуатационного состояния дворовых территорий и проездов к ним, улучшения дорожной инфраструктуры, израсходованы Администрацией на иные цели, а именно на устройство (строительство) новых сборников твердых бытовых отходов.
Со ссылкой на положения подпункта "д" пункта 11 и раздела III Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491), и пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Инспекция указала, что устройство (строительство) деревянных сборников твердых бытовых отходов должно выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда и оплачиваться собственниками помещений за счет собственных средств.
Фактически в рамках муниципального контракта от 15.11.2013 N 12-к выполнены и оплачены работы не по капитальному ремонту, а по строительству новых деревянных сборников твердых бытовых отходов, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств в сумме 300 000 руб., из них: 285 000 руб. средств областного бюджета, 15 000 руб. средств местного бюджета.
Исходя из того, что оплаченные Администрацией работы связаны с созданием новых объектов, а не с ремонтом (восстановлением исправности и работоспособности) уже существующих объектов, при этом установка и содержание таких объектов - сборников твердых бытовых отходов в силу положений подпункта "д" пункта 11, пунктов 12, 30 Правил N 491 и пунктов 1.8, 3.7.1 Правил N 170 связана с содержанием общего имущества многоквартирных жилых домов, финансируемым за счет собственников помещений в этих домах и выполняемым организацией по обслуживанию жилищного фонда, Инспекция заключила, что оплата спорных работ за счет средств областного бюджета, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами Инспекции.
Как указано в пункте 10.2 Приложения N 24 к Закону об областном бюджете на 2013 год к дворовым территориям относятся территории, прилегающие к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий.
Следовательно, из буквального толкования положений названного пункта следует, что к дворовым территориям относятся территории, прилегающие к многоквартирным домам с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий.
Поскольку сборники твердых бытовых отходов находятся на дворовых территориях многоквартирных домов, то соответственно направление денежных средств на устройство (строительство) новых сборников твердых бытовых отходов, расположенных на них, в силу приведенных выше положений Закона об областном бюджете на 2013 год и Закона N 350-25-ОЗ, нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств.
Данное обстоятельство установлено решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.06.2015 и постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу N А05-1794/2015 по заявлению муниципального образования "Котласский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования к Контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области о признании недействительным предписания от 23.12.2014, вынесенного по результатам рассмотрения акта выездной плановой проверки соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в МО "Котласский муниципальный район" за 2013 год и текущий период 2014 года.
В рамках указанного дела судом признано недействительным предписание инспекции от 23.12.2014, вынесенное по результатам рассмотрения акта выездной плановой проверки соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в муниципальное образование "Котласский муниципальный район" за 2013 год и текущий период 2014 года.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования удовлетворить, признав незаконным и отменить постановление Инспекции от 30.01.2015 о наложении штрафа по административному делу N 07/14.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2015 года по делу N А05-1625/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 30.01.2015 о наложении штрафа по административному делу N 07/14.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1625/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СОЛЬВЫЧЕГОДСКОЕ"
Ответчик: Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области