г. Владивосток |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А51-5598/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-6383/2015
на определение от 03.06.2015 об отказе в прекращении исполнительного производства
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-5598/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барс Трейдинг" (ИНН 2536105295, ОГРН 1022501293198, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.11.2002)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
об оспаривании решения,
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель Колесникова О.Б. по доверенности от 12.01.2015 N 1-3/6, сроком по 31.12.2015, удостоверение N 2700;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Колесникова О.Б. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4922, сроком по 31.12.2015, удостоверение N 2700.
от ООО "Барс Трейдинг", Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 06.08.2010 по настоящему делу Арбитражный суд Приморского края признал незаконным отказ Администрации г. Владивостока, оформленный письмом от 05.03.2010 N 8846 д (09), об утверждении и выдаче ООО "Барс Трейдинг" схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 4500-5000 кв.м, расположенного в районе ул.Олега Кошевого 1-а в г.Владивостоке, испрашиваемого в аренду для целей организации стоянки транспортных средств, и обязал администрацию города Владивостока в течение одного месяца с момента представления ООО "Барс Трейдинг" комплекта документов на 86 листах и СД диска (полученных от арбитражного суда 06.08.2010) утвердить и выдать ООО "Барс Трейдинг" схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 4500-5000 кв.м, расположенного в районе ул.Олега Кошевого, 1-а, в г.Владивостоке, испрашиваемого в аренду для целей не связанных со строительством - для размещения стоянки транспортных средств.
13.08.2010 арбитражный суд выдал исполнительный лист серии АС N 001766729 на соответствующее обязание.
На основании данного исполнительного листа исполнительное производство неоднократно возбуждалось, в частности, 09.02.2015 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю возбудил на основании него исполнительное производство N 1118/15/25037-ИП и установил должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней.
14.04.2015 администрация г. Владивостока подала заявление о прекращении исполнительного производства от 09.02.2015 N 1118/15/25037-ИП.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2015 в удовлетворении поданного заявления Администрации отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация г. Владивостока обратилась в суд с апелляционной жалобой на определение суда первой инстанции от 03.06.2015. Податель апелляционной жалобы считает определение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов апелляционной жалобы и правомерно поданного заявления о прекращении исполнительного производства указывает, что в настоящее время исполнение судебного акта не представляется возможным, поскольку с 01.03.2015 в связи с внесенными в Земельный кодекс РФ изменениями УГА администрации г. Владивостока утратило полномочия по утверждению и выдачи схем расположения земельных участков.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, департамента не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель Администрации и УГА администрации г. Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает определение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего:
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
В статьях 43, 45 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) приведен перечень оснований и порядок прекращения исполнительного производства судом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит прекращению только в установленных данной статьей случаях, в частности в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В соответствии с Земельным кодексом РФ в редакции, действовавшей на момент принятия решения суда по существу спора, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством осуществлялось в порядке, установленном статьёй 34 Кодекса, согласно пункту 1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для достижения указанных целей на уполномоченные органы была возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявление в уполномоченный орган публичной власти, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Анализ указанных положений статьи 34 Земельного кодекса РФ показывает, что предусмотренная данной нормой права процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, предполагала утверждение схемы расположения испрашиваемого заинтересованным лицом участка и проведение его последующего кадастрового учета.
При этом выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка.
На дату рассмотрения дела N А51-5598/2010 полномочиями по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами обладало УГА администрации г. Владивостока в соответствии с Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 "Об учреждении управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и утверждении Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока" и Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", утвержденным постановлением администрации города Владивостока от 27.12.2010 N 1596.
В соответствии с пунктом 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладали полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Согласно с пункту 2.1.1 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, департамент осуществлял управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и в ведении Приморского края; в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществлял полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" было установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по:
1) обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
2) утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
3) предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов (пункт 6 статьи 2).
В связи с вступлением в силу Федерального закона РФ от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 отдельные нормы Земельного кодекса РФ, в том числе статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу.
С 01.03.2015 изменился порядок предоставления земельных участков в аренду, случаи, при которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Исходя из буквального содержания указанной правовой нормы, при отсутствии утвержденной схемы расположения земельного участка по состоянию на 01.03.2015, предоставление земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ недопустимо.
Согласно закону Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока с 01.03.2015 утратило полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка.
Поскольку в рассматриваемом случае на 01.03.2015 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утверждена, то с учетом положений пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ оснований для продолжения соблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в прежней редакции), не имеется.
В связи с изложенным, поскольку орган местного самоуправления в силу Закона N 171-ФЗ утратил полномочия по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, возможность предоставления земельного участка по ранее существовавшей процедуре утрачена, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что исполнение решения суда от 06.08.2010 невозможно.
Отказывая управлению в прекращении исполнительного производства, суд сослался на то обстоятельство, что полномочия по утверждению схем переданы департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края согласно пункту 2.1.1.9 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 05.03.2015 N 70-па).
Тем не менее, для исполнения судебного акта по настоящему делу недостаточно полномочий департамента по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку исполнительный лист обязывает именно Управление провести ранее существовавшую процедуру.
Кроме того, в рассматриваемом деле схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, заявителем не была представлена ни в Департамент, ни в Администрацию, ни в Управление, ни в суд.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что продолжение исполнительного производства поставит в неравное положение заявителя с иными лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков, обратившимися за предоставлением таких участков до 01.03.2015.
Утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, в силу пункта 2 части 1 Закона об исполнительном производстве, является основанием для прекращения исполнительного производства.
В связи, с чем исполнительное производство 1118/15/25037-ИП, возбужденное судебным приставом-исполнителем Чеботаревой Ольгой Григорьевной Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам на основании постановления о возбуждении исполнительного производства от 09.02.2015, подлежит прекращению.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции признаются необоснованными, противоречащими нормам и смыслу земельного законодательства, действующего с 01.03.2015.
В силу пункта 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2015 подлежит отмене, а заявление Администрации - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2015 по делу N А51-5598/2010 отменить.
Прекратить исполнительное производство N 1118/15/25037-ИП, возбужденное 09.02.2015 судебным приставом-исполнителем Чеботоревой О.Г. Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю на основании исполнительного листа серии АС N 001766729, выданного 13.08.2010 Арбитражным судом Приморского края по делу NА51-5598/2010.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5598/2010
Истец: ООО "Барс Трейдинг", ООО Барс Трейдинг
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление Муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока, Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1561/2023
28.02.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-25/2023
18.04.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1007/17
25.01.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9666/16
23.12.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6383/15
17.01.2011 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-9694/2010
04.10.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5511/10