Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2016 г. N Ф01-997/16 настоящее постановление оставлено без изменения
23 декабря 2015 г. |
А43-21453/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "ГАЗ" (ОГРН 1025202265571, ИНН 5200000046, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 88)
о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области,
при участии:
от открытого акционерного общества "ГАЗ" - Зеленко А.И. по доверенности от 06.08.2014 N 117 (участвовала в судебном заседании 09.12.2015);
от Федерального агентства лесного хозяйства - Климакова А.А. по доверенности от 21.09.2015 N ИВ-01-28/11358;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - Аракчеевой Т.М. по доверенности от 20.03.2015 N ДС-03/3822,
и установил:
открытое акционерное общество "ГАЗ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - Комитет), изложенного в письме от 30.07.2013 N 104-18-2/2250, об отказе в предоставлении Обществу на праве аренды земельного участка площадью 39 610 248 кв.м с кадастровым номером 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, а также об обязании Комитета в течение четырнадцати календарных дней со дня принятия решения по делу принять решение о предоставлении Обществу на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 39 610 248 кв.м с кадастровым номером 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, за арендную плату в сумме 169 891,26 рублей в год и направить в адрес заявителя проект договора аренды указанного земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 решение суда от 10.02.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комитета - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2014 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Федеральное агентство), Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент лесного хозяйства), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление).
Решением от 21.05.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества, признал незаконным решение Комитета, изложенное в письме от 30.07.2013 N 104-18-2/2250, об отказе в предоставлении Обществу на праве аренды земельного участка площадью 39 610 248 кв.м с кадастровым номером 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки; обязал Комитет в установленном действующим законодательством порядке в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять решение о предоставлении этому Обществу на праве аренды земельного участка площадью 39 610 248 кв.м с кадастровым номером 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, с определением суммы арендной платы на основании действующего законодательства, а также направить ему проект соответствующего договора.
Комитет и Федеральное агентство не согласились с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами и дополнениями к ним, в которых просили его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
С учетом положений части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), вступившей в силу с 01.03.2015, Закона Нижегородской области от 15.06.2004 N 60-З "О наделении муниципальных образований - городов, рабочих поселков и сельсоветов Нижегородской области статусов городского, сельского поселения", решения Сельского совета Хвощевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 20.11.2012 N 135, которым утверждены Правила землепользования и застройки Хвощевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, ответа администрации Хвощевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Хвощевского сельсовета) от 03.09.2015 N 788, согласно которому земельный участок площадью 39 610 248 кв.м с кадастровым номером 52:24:0000000:36 по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, в соответствии с генеральным планом сельского Совета полностью расположен в границах Хвощевского поселения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что принятым судом первой инстанции после вступления в силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ решением, в частности, об обязании Комитета принять решение о предоставлении Обществу на праве аренды указанного земельного участка с направлением ему проекта соответствующего договора, непосредственно затронуты права администрации Хвощевского сельсовета, не привлеченной к участию в деле, тогда как на тот момент ей было предоставлено право на распоряжение землями поселений, к числу которых относится и спорный земельный участок.
При этих условиях суд апелляционной инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 28, 29, 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 09.09.2015 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в котором разрешил вопрос о готовности дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств спора и полноты имеющихся в деле доказательств, определил дату судебного разбирательства, а также привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Хвощевского сельсовета.
В судебном заседании 09.12.2015 представитель Общества поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Кроме того, представитель Общества уточнил заявленные требования и в качестве меры восстановительного характера просил обязать администрацию Хвощевского сельсовета в течение четырнадцати календарных дней со дня принятия решения по делу осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36 площадью 39610248 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, сроком на 49 лет в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанного договора для подписания Обществу.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял указанное уточнение.
Представитель Федерального агентства в судебном заседании 09.12.2015 поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнениях к нему, просил отказать Обществу в удовлетворении его требований.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09.12.2015 объявлялся перерыв до 15 час. 40 мин. 16.12.2015.
Представитель Федерального агентства в судебном заседании поддержал свою позицию по делу.
Представитель Территориального управления в судебном заседании просил отказать Обществу в удовлетворении его требований.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, представителей в судебное заседание не направили, администрация Хвощевского сельсовета заявила ходатайство о рассмотрении заявления без ее участия.
Комитет и администрация Хвощевского сельсовета в отзывах на заявление просили отказать Обществу в удовлетворении его требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежат 36 объектов недвижимого имущества производственного назначения, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права от 02.11.2006 серии 52-АБ N 933904, N 933896, N 933895, N 933898, N 933897, N 933899, N 933903, N 933900, N 933901, N 933902 и от 03.11.2006 серии 52-АБ N 933859, N 933860, N 933865, N 933861, N 933862, N 933863, N 933864, N 933872, N 933866, N 933867, N 933868, N 933870, N 933871, N 933878, N 934460, N 933869, N 933876, N 933877, N 933883, N 933879, N 933880, N 933881, N 933882, N 934461, N 933885, N 933886. Право собственности на данные объекты недвижимого имущества возникло в результате приватизации автомобильного завода и зарегистрировано в установленном законодательством порядке на основании плана приватизации завода.
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 39 610 248 кв.м, с кадастровым номером 52:24:0000000:36, находящимся по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, и предоставленном заявителю на праве бессрочного пользования (свидетельство от 29.01.1993 N 1520).
10.06.2013 Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении указанного земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет, приложив необходимые для его рассмотрения документы.
Письмом от 30.07.2013 N 104-18-2/2250 Комитет сообщил Обществу о невозможности удовлетворения заявления в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ввиду того, что им не представлены документы, указанные в пункте 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Посчитав отказ Комитета незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением поименованных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения заявителя к Комитету) установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В материалах дела имеется публичная кадастровая карта, которая содержит информацию о частях, составляющих испрашиваемый земельный участок, и об объектах недвижимого имущества, принадлежащих Обществу на праве собственности и перечисленных в его заявлении о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Нахождение объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке подтверждается также представленным Обществом заключением кадастрового инженера.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
Обращаясь в Комитет с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36 площадью 39 610 248 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, Общество исходило из того, что указанный орган местного самоуправления является лицом, уполномоченным принимать решения о предоставлении в аренду или в собственность земельных участков, расположенных в Богородском районе Нижегородской области.
В рамках рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Федеральное агентство в судебных заседаниях настаивало на том, что вопрос предоставления в аренду испрашиваемого Обществом земельного участка должен разрешаться Департаментом лесного хозяйства, уполномоченным распоряжаться землями лесного фонда, поскольку данный земельный участок налагается на земли лесного фонда, в частности, на участок лесного фонда (для ведения лесного хозяйства) площадью 11832 га с кадастровым (условным) номером 52:24:000000:0000:00001, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, территория ФГУ "Нижегородсельлес", и находящийся в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 13.08.2004 серии 52-АБ N 018635).
На основании имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта от 12.08.2013 N К-В(ГКУ)/13-416215 суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 52:24:0000000:36 является многоконтурным и состоит из земельных участков с кадастровыми номерами 52:24:0140001:56, 52:24:0140001:51, 52:24:0140001:79, 52:24:0140201:63, 52:24:0130002:121, 52:24:0140001:78, 52:24:0140001:53, 52:24:0140001:57, 52:24:0140001:55, 52:24:0140001:54, 52:24:0140001:77, 52:24:0140001:80, 52:24:0130002:119, 52:24:0130002:120, 52:24:0140001:52, 52:24:0140001:59, 52:24:0130002:122, 52:24:0140001:58.
Федеральное агентство представило в материалы дела заключения от 06.10.2015 и от 21.10.2015 (оригиналы для обозрения, копии в дело), выполненные ФГБУ "Рослесинфорг", о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, выявленном в результате сопоставления границ указанных земельных участков по координатам поворотных точек с планово-картографическими и земельно-учетными материалами лесоустройства (л.д. 11-100 т. 5, л.д. 193-194 т. 6).
Согласно данным заключениям установлены пересечения с землями лесного фонда Богородского районного лесничества Нижегородской области:
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:58 площадью 177 464,71 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 9, 13-15, 18 квартала 92 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:56 площадью 298 505, 41 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 1-8, 10-12, 16, 17, 19, 20 квартала 92 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:54 площадью 94 715,17 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 2, 20 квартала 94 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:53 площадью 97 879,48 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 1, 3, 4 квартала 94 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:55 площадью 392 984,95 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 5, 9-19 квартала 98 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:59 площадью 8 669 182,42 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в квартале 93, в выделах 5-13, 17, 18 21-25, 28 квартала 94, кварталах 95, 96, квартале 97 (все выдела за исключением 3-6), в выделах 1-4, 6-8, 20-22, 27-43, 45-52 квартала 98, квартале 99 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:57 площадью 104 127,64 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 23-27 квартала 98 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:78 площадью 39 223,44 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 16, 18 квартала 48, в выделе 6 квартала 97 Оранского участкового лесничества;
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:51 площадью 20 036,96 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделе 26 квартала 98 Оранского участкового лесничества.
- части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0130002:119 площадью 2 449 102,31 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 1-9, 11, 12, 16-42 квартала 104 Ключищинского участкового лесничества;
- земельного участка с кадастровым номером 52:24:0140001:52 площадью 8575,54 кв.м с землями лесного фонда, расположенными в выделах 44, 45 квартала 98 Оранского участкового лесничества.
Указанные заключения наряду с информацией о земельных участках, площади пересечения и перечнем пересекаемых лесных участков земель лесного фонда Богородского районного лесничества Нижегородской области содержат сведения о координатах поворотных точек границ пересекаемых частей земельного участка, а также информацию о данных, использованных для определения границ земель лесного фонда и спорного земельного участка, об источнике их получения.
Так, для определения границ лесного фонда были использованы информация по Богородскому районному лесничеству (формы 1.2, 1.3, 1.7 государственного лесного реестра на бумажных носителях и лесоустроительные планшеты (для каждого участкового лесничества)), предоставленная Департаментом лесного хозяйства (вх. от 23.04.2014) по запросу от 03.04.2014 N 09/01-113, а также выписки из государственного лесного реестра от 14.08.2014, выданные Департаментом лесного хозяйства и являющиеся приложениями к названным заключениям.
Для определения границ земельных участков с кадастровыми номерами 52:24:0140001:56, 52:24:0140001:51, 52:24:0140001:79, 52:24:0140201:63, 52:24:0130002:121, 52:24:0140001:78, 52:24:0140001:53, 52:24:0140001:57, 52:24:0140001:55, 52:24:0140001:54, 52:24:0140001:77, 52:24:0140001:80, 52:24:0130002:119, 52:24:0130002:120, 52:24:0140001:52, 52:24:0140001:59, 52:24:0130002:122, 52:24:0140001:58 использованы кадастровые планы территории от 08.04.2014, выданные федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области.
ГБУ "Рослесинфорг", выполнившее представленные заключения, имеет лицензию от 08.04.2015 N 77-00450Ф, выданную Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (копия приложена к заключениям).
Доводы заявителя о том, что данная лицензия не дает возможность однозначно подтвердить право организации, подготовившей заключения, на проведение полевых геодезических работ по определению границ земельных участков с точностью (масштабам), необходимой для подготовки документов для государственного кадастра недвижимости (измерения на местности), является необоснованным, противоречащим видам работ, указанных в приложении к лицензии, являющимся неотъемлемой частью настоящей лицензии.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)). ЛК РФ предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91).
Таким образом, согласно заключениям ГБУ "Рослесинфорг" земельный участок с кадастровым номером 52:24:0000000:36 налагается на земли лесного фонда (кварталы 92-99 Оранского участкового лесничества, квартал 104 Ключищенского участкового лесничества Богородского районного лесничества Нижегородской области), что подтверждается материалами лесоустройства и выписками из государственного лесного реестра, являющегося первичным источником информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные заключения отвечают критерию объективности, поскольку получены при сопоставлении планово-картографических, земельно-учетных материалов лесоустройства и определении на местности координат наложения земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36 на земли лесного фонда. Основания сомневаться в данных доказательствах у суда отсутствуют.
В свою очередь Общество эти доказательства не опровергло, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявило.
В этой связи его доводы о наличии сомнений в корректности отображения в представленных материалах планового положения границ земельных участков и, соответственно, об отсутствии пересечения границ лесничества с границами земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36, суд апелляционной инстанции во внимание не принимает.
Факт наличия в материалах дела Технического отчета по межеванию земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, составленного Волго-Вятским филиалом ФГУП "Госземкадастрсъемка" 30.10.2006, в составе которого имеется акт согласования границ земельного участка, содержащий подписи представителей смежных землепользователей, в том числе и Богородского лесхоза, совершенные 04.08.2006 без замечаний, не опровергает объективной реальности в части наложения земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36 на земли лесного фонда с учетом представленных доказательств.
Кроме того, как пояснил представитель Федерального агентства со ссылкой на статью 14 ЛК РФ 1997 года и приказ Федерального агентства от 29.03.2005 N 45, Богородский лесхоз в указанный период являлся федеральным государственным учреждением и не был полномочен на согласование границ спорного земельного участка от имени собственника - Российской Федерации.
Позиция Общества относительно того, что сведения о земельном участке с кадастровым (условным) номером 52:24:000000:0000:00001, расположенном по адресу: Нижегородская область, Богородский район, территория ФГУ "Нижегородсельлес", в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, не влияющей на итоговую оценку рассматриваемого спора.
Положениями статьи 116 Лесного кодекса РСФСР установлено, что для организации рационального использования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесного фонда за счет государства проводится государственный учет и ведется государственный кадастр по единым для СССР системам.
В соответствии со статьей 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.
Согласно положениям статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Такие земельные участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а лесной план - юридически действительным (статья 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ).
Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, носят информационный характер и могут быть изменены по заявлению заинтересованного лица.
Кроме того, процедура перевода категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения в отношении части земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36, налагаемого на земли лесного фонда, не производилась, следовательно, данная часть земельного участка осталась землями лесного фонда и в силу закона является федеральной собственностью.
Изменение площади земельного участка с кадастровым (условным) номером 52:24:000000:0000:00001, на что ссылается заявитель (согласно представленной Обществом в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 11.11.2015 площадь данного участка составляет 11626,0 га), не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, доказательства, представленные Федеральным агентством, Департаментом лесного хозяйства о наложении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36 на земли лесного фонда, отвечают критериям допустимости, относимости и объективности доказательств по делу и свидетельствуют о принадлежности части спорного земельного участка к федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 71 ЛК РФ.
При этом согласно статье 83 ЛК РФ осуществление полномочий Российской Федерации на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений, является Департамент лесного хозяйства.
Таким образом, в данном случае орган местного самоуправления, в который обратился заявитель, не вправе распоряжаться лесным участком, находящимся в федеральной собственности.
Напротив, в случае предоставления Обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 52:54:0000000:36, часть которого располагается на землях лесного фонда, возникнет спор о праве на эту землю.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что в рассматриваемой ситуации нарушения прав и законных интересов Общества не имеется, а значит, отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано, установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
При этом с учетом установленных обстоятельств относительно полномочий распоряжения спорным земельным участком суд апелляционной инстанции считает, что оснований для исследования вопроса правомерности оспариваемого отказа в предоставлении этого земельного участка, изложенного в письме от 30.07.2013 N 104-18-2/2250, иных доводов Комитета и контраргументов Общества не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене, а требования Общества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 268, 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.05.2015 по делу N А43-21453/2013 отменить.
Открытому акционерному обществу "ГАЗ" в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, изложенного в письме от 30.07.2013 N 104-18-2/2250, об отказе в предоставлении открытому акционерному обществу "ГАЗ" на праве аренды земельного участка площадью 39 610 248 кв.м с кадастровым номером 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21453/2013
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2016 г. N Ф01-997/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ГАЗ"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-997/16
23.12.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2032/14
21.05.2015 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-21453/13
26.09.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3537/14
08.05.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2032/14
10.02.2014 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-21453/13