Нижний Новгород |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А43-21453/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 26.09.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от открытого акционерного общества "ГАЗ": Зеленко А.И. (доверенность от 06.08.2014),
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области: Фирсовой С.А. (доверенность от 11.09.2014),
от Федерального агентства лесного хозяйства: Винокуровой А.О. (доверенность от 15.04.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области и лица, не привлеченного к участию в деле, - Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А43-21453/2013
по заявлению открытого акционерного общества "ГАЗ" (ИНН: 5200000046, ОГРН: 1025202265571)
о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 30.07.2013 N 104-18-2/2250,
заинтересованное лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "ГАЗ" (далее - ООО "ГАЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 30.07.2013 N 104-18-2/2250 решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - Комитет) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 39 610 248 квадратных метров, кадастровый номер 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки. Одновременно заявитель просил суд обязать Комитет устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным изложенное в письме от 30.07.2013 N 104-18-2/2250 решение Комитета об отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 39 610 248 квадратных метров, кадастровый номер 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки. Суд обязал Комитет в течение одного месяца с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу устранить допущенное нарушение прав ОАО "ГАЗ", принять решение о предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка с определением суммы арендной платы на основании действующего законодательства и направить Обществу проект соответствующего договора. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Комитета не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением и постановлением, Комитет и лицо, не привлеченное к участию в деле, - Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить названные судебные акты вследствие нарушения норм материального и процессуального права.
Основные доводы Комитета сводятся к следующему. Суд не принял во внимание, что сведения о границах спорного земельного участка отсутствуют, местоположение ориентировочное, определены лишь границы контуров, тогда как границы единого землепользования не определены.
В результате удовлетворения заявленных требований ОАО "ГАЗ" нарушены права третьих лиц, о правах и обязанностях которых принято решение. Согласно письму Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 01.07.2014 N 123 на территории Богородского районного лесничества Нижегородской области выявлен факт постановки на кадастровый учет земель, занятых лесами в границах общего землепользования ОАО "ГАЗ".
Суд обязал Комитет принять решение о предоставлении ОАО "ГАЗ" на праве аренды спорного земельного участка, хотя Комитет лишь выступает арендодателем муниципального имущества и земельных участков и является структурным подразделением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области - органа местного самоуправления, наделенного правами распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Основные доводы Агентства сводятся к следующему. Согласно выполненному филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" сопоставлению границ спорного земельного участка по координатами поворотных точек с планово-картографическими и земельно-учетными материалами лесоустройства площадь 1217,8 гектара земельного участка с кадастровым номером 52:54:0000000:36 налагается на земли государственного лесного фонда (кварталы 92 - 99 Оранского участкового лесничества, квартал 104 Ключищенского участкового лесничества Богородского районного лесничества Нижегородской области), что подтверждается заключением о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Орган местного самоуправления, в который обратилось заинтересованное лицо, не вправе принимать решение о предоставлении лесного участка, находящегося в федеральной собственности, а вопрос о реализации ОАО "ГАЗ" прав на спорный земельный участок должен быть решен с привлечением к участию в деле собственника имущества.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
ОАО "ГАЗ" в отзывах на кассационные жалобы и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителей, так как считают решение и постановление законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 19.09.2014.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, окружной суд счел, что принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании свидетельств о государственной регистрации права от 02.11.2006 серии 52-АБ N 933904, N 933896, N 933895, N 933898, N 933897, N 933899, N 933903, N 933900, N 933901, N 933902 и от 03.11.2006 серии 52-АБ N 933859, N 933860, N 933865, N 933861, N 933862, N 933863, N 933864, N 933872, N 933866, N 933867, N 933868, N 933870, N 933871, N 933878, N 934460, N 933869, N 933876, N 933877, N 933883, N 933879, N 933880, N 933881, N 933882, N 934461, N 933885, N 933886 ОАО "ГАЗ" принадлежат на праве собственности 36 объектов недвижимого имущества производственного назначения, расположенных на земельном участке площадью 39 610 248 квадратных метров, кадастровый номер 52:24:0000000:36, находящемся по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки.
Согласно свидетельству от 29.01.1993 N 1520 испрашиваемый земельный участок предоставлен ОАО "ГАЗ" в постоянное (бессрочное) пользование.
ОАО "ГАЗ" 10.06.2013 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 39 610 248 квадратного метра, кадастровый номер 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки.
В письме от 30.07.2013 N 104-18-2/2250 Комитет уведомил Общество об отказе в предоставлении на праве аренды испрашиваемого земельного участка, обосновав решение непредоставлением всех предусмотренных действующим законодательством документов.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что решение Комитета об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "ГАЗ" и обязывая Комитет принять решение о предоставлении Обществу на праве аренды земельного участка площадью 39 610 248 квадратных метров, с кадастровым номером 52:24:0000000:36, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, около центральной усадьбы с. Оранки, суды обеих инстанций исходили из того, что Комитет является лицом, уполномоченным принимать решения о предоставлении либо отказе в предоставлении в аренду или в собственность земельных участков, расположенных в Богородском районе Нижегородской области.
Вместе с тем в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Агентства представил заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, которые выполнены филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" и в которых отражено, что часть земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:36, площадью 1217,8 гектара налагается на земли государственного лесного фонда (кварталы 92 - 99 Оранского участкового лесничества, квартал 104 Ключищенского участкового лесничества Богородского районного лесничества Нижегородской области).
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В силу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом.
Таким образом, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 затрагивают права и обязанности не привлеченного к участию в деле Агентства, что в силу пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием к отмене принятых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит привлечь к участию в деле Агентство, исследовать и дать надлежащую оценку представленным Агентством документам и на основании сделанных выводов принять законный и обоснованный судебный акт.
Вследствие удовлетворения жалобы Агентства и направления настоящего дела на новое рассмотрение необходимость рассмотрения доводов жалобы Комитета отпадает.
Руководствуясь статьей 42, пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 4 части 4 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А43-21453/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 сентября 2014 г. N Ф01-3537/14 по делу N А43-21453/2013