г. Ессентуки |
|
27 января 2016 г. |
Дело N А15-3392/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2015 по делу N А15-3392/2015 (судья Омарова П.М.)
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (г. Москва, пл. Миусская д. 3, стр. 4),
к обществу с ограниченной ответственностью "Дербентский винно-коньячный комбинат" (ИНН 0542028969, ОГРН 1060542004511)
об аннулировании лицензии,
при участии в судебном заседании:
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - Жариковой А.М. по доверенности N 87 от 2.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - заявитель, Росалкогольрегулирование, служба) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об аннулировании выданной обществу с ограниченной ответственностью "Дербентский винно-коньячный комбинат" (далее - общество, ООО "ДВКК") лицензии N А643812 от 05.07.2012 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята) сроком действия до 11.09.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2015 отказано в удовлетворении требования заявителя. Судебный акт мотивирован тем, что нет оснований для аннулирования лицензии общества.
Не согласившись с решением суда, служба подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседаний объявлен перерыв.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно коммуникационной сети интернет.
После перерыва общество вновь подало ходатайство об отложении судебного заседания, мотивировав его болезнью представителя.
Обсудив заявленное ходатайство, выслушав мнение представителя службы, апелляционный суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 05.07.2012 службой обществу выдана лицензия N А643812 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята) сроком действия до 11.09.2018.
Общество представило в МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО декларацию об объеме производства и оборота этилового спирта за 4 квартал 2013 года. В графе 7 "произведено с начала отчетного периода" отражено производство продукции по коду 110 "коньячный дистиллят" в объеме 4400 дал.
Однако в представленной в управление декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции за 4 квартал 2013 года, в графе 11 "произведено продукции за отчетный период (дал)" производство коньячного дистиллята в объеме 4400 дал не отражено.
В связи с изложенным постановлением от 01.08.2014 N 08-14/543-1 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ. Постановление обществом не обжаловано и вступило в законную силу.
В декларации об объеме производства и оборота этилового спирта за 2 квартал 2014 года, а также в зафиксированном ЕГАИС отчете об объемах производства по данным АСИиУ за период с 01.04.2014 по 30.06.2014, обществом указано производство по коду 110 "коньячный дистиллят" в объеме 179 978 дал.
Поскольку в декларации об использовании производственных мощностей, в графе 11 "произведено продукции за отчетный период (дал)" производство коньячного дистиллята в объеме 179 978 дал не отражено, постановлением от 29.12.2014 N 07-14/1093-2 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ с наложением штрафа 50 000 руб. Данное постановление также обществом не обжаловано и вступило в законную силу.
На основании изложенного служба обратилась в суд с заявлением об аннулирований выданной обществу лицензий.
Разрешая заявленный спор при изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что заявление службы является правомерно заявленным, при этом не обоснованно указал, что оно правомерно заявлено лишь по формальным основаниям.
Согласно ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции.
Указанная деятельность осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральные лицензии).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается искажение деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 810 от 15.10.2009 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы", полномочия по порядку выдачи лицензий, по приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 19.10.2009 отнесены к компетенции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Согласно ст. 5 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями.
Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Одним из оснований для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок представления декларации и формы деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила представления деклараций).
В соответствии с пунктом 12 Правил представления деклараций организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению N 10.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларации по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 10 к настоящим Правилам, представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (п. 17 Правил представления деклараций).
Согласно пункту 12.2 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения деклараций) в декларации N 10 указывается в графе 11 "произведено продукции за отчетный период" - объем производства продукции в отчетном периоде в соответствии с первичными учетными документами.
Материалами дела подтверждается, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что общество повторно в течение одного года представило в лицензирующий орган декларации об использовании производственных мощностей с указанием недостоверных сведений.
При этом, в материалы дела не представлено доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер для недопущения нарушения требований лицензии и представления в лицензирующий орган достоверных сведений, кроме того обществом не представлены доказательства того, что им в дальнейшем были представлены пояснения или уточнения к декларациям содержащим недостоверные сведения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, не обосновал вывод о том, что обстоятельства совершения обществом нарушений, их характер и последствия не позволяют применить к обществу такую меру административного воздействия, как аннулирование спорной лицензии, с учетом нарушений, установленных службой при проведении проверки и указанных в обжалуемом решении.
Суд первой инстанции не проверил довод службы о том, что в периоды, предшествующие проверяемым, общество уже совершало нарушения лицензионных условий, что свидетельствует о систематическом нарушении обществом требований лицензионного законодательства и Закона N 171-ФЗ.
Между тем, служба в 2015 году уже обращалась в суд с требованием об аннулировании выданных обществу лицензий N А643811 от 05.07.2012 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов) сроком действия до 11.09.2018 и N А643812 от 05.07.2012 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята) сроком действия до 11.09.2018, сославшись на то, что общество осуществляло производство алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Это обстоятельство подтвердилось в ходе рассмотрения данного дела (в том числе и экспертным заключением).
Несмотря на это, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.05.2015 по делу N А15-988/2015 службе отказано в аннулировании лицензии общества.
Суд обосновал решение тем, что запрашиваемая обществом мера наказания в виде аннулирования лицензии не отвечает требованиям справедливости и не соразмерна совершенному обществом правонарушению, так как лишение лицензий является крайней мерой воздействия.
Такие же доводы привел суд первой инстанции и по настоящему делу, при этом, не указав в решении, какие же еще нарушения могут повлечь лишение лицензии, в то время как нарушения, совершенные обществом, в силу закона достаточны для удовлетворения требований службы, тем более при наличии и иных нарушений, которые по другому делу могли являться самостоятельным основанием для лишения лицензии.
Решение суда первой инстанции не согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Северо-Кавказского округа.
Так, в постановлении от 29.10.2015 N Ф08-7773/2015 по делу N А32-7395/2015 суд кассационной инстанции, отменяя решения нижестоящих судов, указал, что суды не обосновали вывод о том, что обстоятельства совершения обществом нарушений, их характер и последствия не позволяют применить к обществу такую меру административного воздействия как аннулирование спорной лицензии. Суды не проверили довод службы о том, что в периоды, предшествующие проверяемым, общество совершало аналогичные нарушения, что свидетельствует о систематическом нарушении обществом лицензионных условий и, соответственно, требований лицензионного законодательства и Закона N 171-ФЗ.
Таким образом, с учетом положений Закона, фактических обстоятельств дела, систематического нарушения обществом лицензионных условий, суд апелляционной инстанции считает, что по настоящему делу имеются основания для лишения общества лицензии.
Перечень оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке определен абзацами 3-21 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, которые являются исчерпывающими и определены законодателем как соразмерные такому виду административно-правовой санкции как аннулирование лицензии в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля.
Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс производства и оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
Совершенное обществом нарушение, явившееся по настоящему делу основанием к аннулированию лицензии, при систематическом нарушении обществом лицензионных условии и Закона N 171-ФЗ позволяют применить к обществу такую меру административного воздействия, как аннулирование лицензии.
Обстоятельств, которые препятствовали бы применению такой меры судом первой инстанции не установлено, в материалах дела они отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, при проведений проверки службой, являющихся безусловным основанием для отказа в удовлетворении ее требований не выявлено, что также обществом не оспаривается.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба управления удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2015 по делу N А15-3392/2015 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (г. Москва, пл. Миусская д. 3, стр. 4) удовлетворить.
Лицензию N А643812 от 05.07.2012 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята) сроком действия до 11.09.2018, выданную обществу с ограниченной ответственностью "Дербентский винно-коньячный комбинат" (ИНН 0542028969, ОГРН 1060542004511), аннулировать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3392/2015
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Дербентский вино-коньячный комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1570/16
27.01.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4460/15
25.01.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3392/15
18.01.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3392/15
06.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3392/15
03.11.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4460/15