г. Вологда |
|
28 января 2016 г. |
Дело N А05-4265/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от муниципального образования "город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "город Архангельск" Доценко Н.А. по доверенности от 11.01.2016, от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Архангельской области" Анциферова А.А. по доверенности от 12.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу муниципального образования "город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года по делу N А05-4265/2014 (судья Макаревич И.А.),
установил:
муниципальное образование "Город Архангельск" в лице в лице мэрии города Архангельска (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, дом 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее - Мэрия) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Архангельской области" (место нахождения: 163001, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 35; ОГРН 1022900550408, ИНН 2901038388; далее - Военкомат) о выселении ответчика из нежилых помещений площадью 782 кв.м, расположенных на 1, 2 этажах по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 161.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2014 исковое заявление принято к производству с присвоением делу N А05-4265/2014.
Муниципальным образованием также заявлен иск о выселении Военкомата из нежилых помещений площадью 591,4 кв.м, расположенных по адресу:
г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 81.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2014 исковое заявление принято к производству с присвоением делу N А05-4437/2014.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 07.08.2014 производства по делам N А05-4265/2014 и N А05-4437/2014 объединены в одно производство, которому присвоен номер А05-4265/2014.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Архангельской области.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.2015 решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу N А05-4265/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.11.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Муниципальное образование с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить приять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск.
Доводы жалобы сводятся к следующему:
- судом в решении не указано, на каком основании ответчик занимает спорные помещения;
- вывод суда, что Военкомат занимает спорные помещения с 1971 года, необоснованный;
- использование муниципального имущества в виде нежилых помещений должно осуществляться на возмездной основе путем заключения договора аренды.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно сообщил, что изменилось наименование Мэрии на администрацию муниципального образования "город Архангельск" (далее - Муниципальное образование, истец).
В соответствии с частью 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования.
Частью 4 статьи 124 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
Факт изменения наименования юридического лица в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" удостоверен копией информационной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.01.2016.
Суд апелляционной инстанции принял уточнение наименование истца.
Таким образом, вышеуказанное заявление истца подлежит удовлетворению, протокольным определением наименование истца изменено на Общество.
Третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Военкомат в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражало.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент муниципального имущества мэрии г. Архангельска (далее - Департамент) и Военный комиссариат Октябрьского административного округа города Архангельска заключили договор от 01.12.1996 N 52, по которому последнему передано в безвозмездное пользование муниципальное помещение общей площадью 782 кв.м, расположенное по адресу: Архангельск, Троицкий пр., д. 161, для использования под райвоенкомат.
По акту приема-передачи от 01.12.1996 указанное имущество передано Военному комиссариату Октябрьского административного округа города Архангельска.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.04.2006 серия 29 АК N 014732 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Архангельск" на указанные нежилые помещения.
Департамент и Ломоносовский райвоенкомат заключили договор от 14.07.1997 N 71, согласно которому последнему передано в безвозмездное пользование помещение общей площадью 601,9 кв.м, расположенное по адресу: Архангельск, Ленинградский пр., д. 81.
По акту приема-передачи от 14.07.1997 имущество передано Ломоносовскому райвоенкомату.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.04.2011 серия 29-АК N 601462 право собственности на указанные нежилые помещения зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Архангельск".
Извещениями от 23.08.2005 N 003.07/658 и от 23.08.2006 N 003.07/285 Мэрия уведомила военные комиссариаты Октябрьского и Ломоносовского округов города Архангельска об отказе от вышеуказанных договоров безвозмездного пользования и предложила заключить договоры аренды занимаемых помещений.
В письме от 06.09.2005 военный комиссар Октябрьского округа сообщил Мэрии об отсутствии у него полномочий на заключение договора аренды.
В период с 2011 по 2013 годы Мэрия неоднократно предлагала Военкомату освободить спорные нежилые помещения или уплатить арендную плату за пользование помещениями. Военкомат в ответ на указанные требования, указал на отсутствие возможности освобождения помещений в связи с тем, что до настоящего времени не отремонтированы помещения, в которые планируется переехать, а также сообщал, что средства для оплаты за использование помещений из федерального бюджета не выделяются.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Мэрии в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, сославшись на отсутствие оснований считать, что Военкомат занимает спорные помещения незаконно.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
При рассмотрении дела об истребовании имущества из чужого незаконного владения подлежит доказыванию наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить ее из однородных вещей и нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика.
Право муниципальной собственности на истребуемые помещения подверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 10.04.2006 серия 29 АКН 014732 (помещение по пр. Троицкому дом 161) и от 14.04.2011 серия 29-АК 601461 (здание по пр. Ленинградский 81).
При этом из материалов дела следует, что здание по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 81 построено в 1936 году и как минимум с 1977 года используется для размещения Военкомата.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами: раздаточной ведомостью на выплату денежного довольствия Ломоносовского райвоенкомата за апрель 1977 года; техническим паспортом на здание Ломоносовского райвоенкомата по состоянию на 1989 год, согласно которому в нежилом помещении по адресу г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 81 располагался райвоенкомат (впоследствии, согласно директивы Минобороны России от 03.03.2006 N Д-8 "Об организационных мероприятиях, проводимых в военных комиссариатах в 2006 году" Ломоносовский райвоенкомат был объединен с военным комиссариатом города Архангельска).
Нежилые помещения по адресу: г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 161 (год постройки, согласно технической документации - 1968) используются для размещения Октябрьского райвоенкомата как минимум с 1971 года, что подтверждается раздаточной ведомостью на выплату денежного довольствия Октябрьского райвоенкомата за февраль 1974 года, копией домовой книги от 14.03.1990, а также штатно - должностной книгой за период 1971 - 1988 годы.
В соответствии со статьей 93.1. Гражданского кодекса Российской Социалистической Советской Республики (далее - ГК РСФСР) 1964 года, в редакции действовавшей на момент разграничения государственной собственности, имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, пункт 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 06.10.202 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления необходимо было в срок до 1 января 2008 года обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
После получения Военкоматами Октябрьского и Ломоносовского округов извещений истца об отказе от договоров ссуды от 01.12.1996 N 52 и от 23.08.2005 Кандалакшская квартирно-эксплуатационная часть района Ленинградского военного округа письмом от 09.09.2005 N 1907 предложила истцу в срок до 01.01.2006 передать здания, сооружения, земельные участки, используемые военными комиссариатами в федеральную собственность. До передачи объектов в федеральную собственность было предложено заключить договоры на помещения и здания, занимаемые военными комиссариатами, в том числе на спорные помещения по просп. Ленинградскому 81 и просп. Троицкий 161 в городе Архангельске.
Однако в федеральную собственность помещения не были переданы, на них зарегистрировано право муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о военных комиссариатах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 979, и пунктом 20 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления районов и городов (без районного деления) обеспечивают военные комиссариаты служебными зданиями, отвечающими установленным санитарным и техническим требованиям, оплачивают коммунальные услуги, осуществляют текущий и капитальный ремонт этих зданий и помещений.
Согласно пункту 19 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 и пункту 24 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.
На основании изложенного следует, что спорные помещения были предоставлены правопредшественникам Военкомата в 1971 и 1977 годах, в соответствии с действовавшим с этот период законодательством. На момент разграничения государственной собственности они входили в состав имущества вооруженных сил и относились к федеральной собственности.
Договоры безвозмездного пользования имуществом от 01.12.1995 и от 14.07.1996 заключены в отношении объектов, находящихся в оперативном управлении правопредшественников Военкомата. Условия договоров ссуды соответствовали действовавшему в период заключения договоров Положению о военных комиссариатах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 979.
Установленный Положениями о военных комиссариатах, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 и от 07.12.2012 N 1609, иной порядок обеспечения деятельности военных комиссариатов, не является основанием для признания незаконным нахождения во владении Военкомата помещений, находившихся в его оперативном управлении до разграничения государственной собственности и используемых до настоящего времени в соответствии с целями, для которых они были предоставлены.
Поскольку при рассмотрении спора судом первой инстанции установлена законность нахождения спорного имущества во владении ответчика, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют, нормы материального права и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Поскольку податель жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года по делу N А05-4265/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4265/2014
Истец: Муниципальное образование "Город Архангельск"
Ответчик: Военный комиссариат Архангельской области
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению гос. имуществом, ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости- Федеральное БТИ"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1191/16
28.01.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10979/15
21.01.2016 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4265/14
11.11.2015 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4265/14
16.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4654/15
01.04.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8422/14
14.08.2014 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4265/14