г. Вологда |
|
25 января 2016 г. |
Дело N А66-9890/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 января 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества Ильина А.С. по доверенности от 15.08.2015, Алексеева А.А. по доверенности от 18.09.2015, от Правительства Цветковой М.А. по доверенности от 21.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 октября 2015 года по делу N А66-9890/2015 (судья Белов О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" (место нахождения: 125445, город Москва, улица Смольная, дом 24, стр. Д; ИНН 7743792870, ОГРН 11077467440380; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 44; ИНН 6905000054, ОГРН 1026900587702; далее - Правительство), выразившегося в уклонении от принятия распоряжения о размере субсидии, выплачиваемой филиалу Общества в городе Торжке Тверской области за 2013 год, и возложении обязанности принять распоряжение о размере указанной субсидии в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения по данному делу.
Решением суда от 21 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на неполное исследование обстоятельств дела. Считает, что требования Общества не затрагивают вопрос о предоставлении денежных средств, поэтому их отсутствие в бюджете не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на выполнение всех требований, предусмотренных для инвесторов Порядком предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па (далее - Порядок N 259-па). Следовательно, оснований не принимать соответствующее распоряжение у Правительства не имелось. Полагает, что суд неправомерно сослался на то, что постановлением правительства Тверской области от 24.12.2014 N 708-пп действие Порядка N 259-па приостановлено с 01.01.2015 до 01.01.2016, поскольку данный факт не означает его отмену. Считает также, что постановлением N 708-пп приостановлено действие названного Порядка для инвесторов, получивших субсидии за 2013 год, и к рассматриваемым правоотношениям данное постановление не применяется. В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Правительство в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с созданием производства смазочных материалов марки Shell и дополнительных рабочих мест в г. Торжке Тверской области Общество на основании пунктов 5.1 - 5.4 Порядка N 259-па в 2013 году обратилось в Министерство экономического развития Тверской области с заявлением о предоставлении субсидии в 2014 году.
Правительство распоряжением от 04.12.2013 N 614-рп предоставило Обществу в 2014 году субсидию из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданного производства в размере, установленном пунктом 5.12 Порядка N 259-па.
Общество 29.04.2014 обратилось в Министерство экономического развития Тверской области с заявлением N FNS-2014-003-TA о предоставлении указанной субсидии в размере 103 329 027 руб. с приложением предусмотренных пунктом 5.15 Порядка N 259-па документов.
Министерство экономического развития Тверской области подготовило и 07.05.2014 направило в Министерство финансов Тверской области и Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций заключение, в котором сделан вывод о целесообразности предоставления заявителю в 2014 году субсидии в размере 103 329 027 руб. уплаченного в бюджет налога на имущество организации и необходимости внесения в связи с этим изменений в Закон Тверской области от 27.12.2013 N 142-ОЗ "Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
После получения заключений от указанных министерств 27.05.2014 Министерство экономического развития Тверской области направило Правительству проект распоряжения о размере субсидии, предоставляемой филиалу Общества, которое последним не принято.
Общество, считая свои права на предоставление субсидии нарушенными непринятием Правительством распоряжения о размере субсидии, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
Пунктом 5.10 Порядка N 259-па предусмотрено, что при соответствии заявления о предоставлении субсидии и иных документов, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего Порядка, требованиям пунктов 6.1 и 6.2 настоящего Порядка и отсутствии оснований, установленных пунктом 7.1 настоящего Порядка, уполномоченный орган готовит и направляет в правительство Тверской области проект распоряжения правительства Тверской области о предоставлении Инвестору субсидии. Решение о предоставлении Инвестору субсидии принимается правительством Тверской области в форме распоряжения.
В силу пункта 5.11 Порядка N 259-па субсидии предоставляются ежегодно, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором инвестор подал заявление о предоставлении субсидии, исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период, в соответствии с бюджетной росписью и на основании ежегодно представляемых инвестором документов в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно пункту 5.15 Порядка N 259-па для получения субсидии Инвестор, в отношении которого издано распоряжение Правительства Тверской области, предусмотренное пунктом 5.10 настоящего Порядка, в срок до 30 апреля года, следующего за годом, в котором было издано указанное распоряжение, представляет в уполномоченный орган письменное заявление о размере субсидии с приложением определенных документов.
В соответствии с пунктом 5.16 Порядка N 259-па уполномоченный орган на основании документов, указанных в пункте 5.15 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 5.15 настоящего Порядка, готовит свое заключение, которое вместе с документами в силу пункта 5.17 Порядка направляется в адрес Министерства финансов Тверской области и Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций.
В силу пункта 5.18 Порядка N 259-па Министерство финансов Тверской области и Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций в течение 5 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа документов, указанных в пункте 5.17 настоящего Порядка, готовят свои заключения и направляют их в адрес уполномоченного органа.
Уполномоченный орган с учетом данных заключений готовит и направляет в Правительство Тверской области проект распоряжения Правительства Тверской области о размере субсидии, выплачиваемой Инвестору (пункт 5.19 Порядка N 259-па).
Согласно пункту 5.19-1 Порядка N 259-па уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу распоряжения Правительства Тверской области о размере субсидии, выплачиваемой Инвестору, готовит договор о предоставлении субсидии из областного бюджета Тверской области юридическому лицу в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, по типовой форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и направляет его Инвестору для подписания.
Пунктом 5.22 Порядка N 259-па установлено, что в случае, если сумма субсидии, фактически подлежащая выплате Инвестору в текущем году, превышает сумму субсидии, предусмотренную законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, уполномоченный орган в течение 30 календарный дней с момента получения документов, предусмотренных пунктом 5.15 настоящего Порядка, готовит соответствующие предложения о внесении изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, содержащие обоснование факта превышения суммы субсидии, фактически подлежащей выплате Инвестору, над суммой субсидии, предусмотренной законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и направляет их в Министерство финансов Тверской области с приложением документов, предусмотренных пунктом 5.15 настоящего Порядка.
Согласно пункту 5.23 Порядка N 259-па Министерство финансов Тверской области в течение 30 календарных дней с момента получения от уполномоченного органа документов, предусмотренных пунктом 5.22 настоящего Порядка, готовит проект закона Тверской области, предусматривающий соответствующие изменения в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, обеспечивающие получение Инвестором всей суммы субсидии, фактически подлежащей выплате в текущем финансовом году.
Суммы субсидий, подлежащие выплате инвесторам в текущем году, превышающие сумму субсидии, предусмотренную законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, выплачиваются в течение двух месяцев со дня вступления в силу закона Тверской области о внесении предусмотренных пунктом 5.23 настоящего Порядка изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период (пункт 5.24 Порядка N 259-па).
В данном случае Общество с заявлением о предоставлении субсидии в конкретном размере (в сумме 103 329 027 руб.) обратилось в Министерство экономического развития Тверской области в установленный пунктом 5.15 Порядка N 259-па срок.
Данное Министерство подготовило соответствующее положительное заключение о предоставлении Обществу субсидии в указанном размере, которое получило положительные заключения Министерства финансов Тверской области и Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций.
Министерство экономического развития Тверской области 27.05.2014 направило Правительству проект распоряжения о размере субсидии, предоставляемой филиалу Общества.
Из материалов дела следует, что Правительством не принято указанное распоряжение в связи с получением при его рассмотрении отрицательных заключений Министерства финансов Тверской области и Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, мотивированных отсутствием источников финансирования по увеличению бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в текущем (2014) финансовом году, а также нецелесообразностью предоставления субсидии заявителю в очередном (2015) финансовом году и плановом (2016-2017) периоде в связи с сокращением расходов на предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета Тверской области.
Также из заключения Министерства финансов Тверской области следует, что бюджетные ассигнования на предоставление Обществу субсидии в запрашиваемой сумме отсутствуют.
Соответствующие изменения в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области уполномоченным органом подготовлены не были и соответственно не приняты.
Статья 33 БК РФ закрепляет принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
При этом БК РФ устанавливает ограничение на осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом.
Пунктом 1 статьи 83 БК РФ установлено, что если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 данной статьи выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, при отсутствии в бюджете Тверской области денежных средств в размере, достаточном для выплаты субсидии, последняя не может быть предоставлена, в связи с чем не может быть принят и распорядительный акт о ее выделении.
Таким образом, Правительство, правомерно исходя из указанных выше положений Порядка N 259-па, не приняло спорное распоряжение о размере субсидии.
Не могут быть приняты во внимание доводы Общества о том, что принятие Правительством распоряжения не затрагивает вопрос о предоставлении денежных средств, поэтому их отсутствие в бюджете не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку они противоречат положениям Порядка N 259-па.
Кроме того, действие указанного Порядка приостановлено постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2014 N 708-пп с 01.01.2015 года.
Постановлением Правительства Тверской области от 14.12.2015 N 604-пп "О признании утратившими силу отдельных постановлений администрации Тверской области и Правительства Тверской области" признано утратившим силу постановление администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па "О Порядке предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области" с 01.01.2016.
Соответствие инвестора и предъявленных им документов требованиям Порядка N 259-па не является само по себе основанием для предоставления субсидии, поскольку в силу положений пункта 5.11 названного Порядка субсидии предоставляются исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидии законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период, в соответствии с бюджетной росписью.
Доводы заявителя о невозможности придания обратной силы актам бюджетного законодательства с учетом положений статьи 5 БК РФ правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку Порядком N 259-па не установлены конкретные сроки для принятия Правительством соответствующего распоряжения.
Довод Общества о том, что постановление N 708-пп не содержит прямого указания на прекращение правительством своих ранее возникших обязательств по заявлениям о предоставлении субсидии за периоды, предшествующие дате приостановления действия Порядка N 259-па, также является несостоятельным, поскольку в пункте 1 названного постановления четко указано, что до 01.01.2016 приостанавливается действие постановления администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па "О Порядке предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 октября 2015 года по делу N А66-9890/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9890/2015
Истец: ООО "Шелл Нефть"
Ответчик: Правительство Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2017 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2815/17
09.03.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-9890/15
14.12.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-9890/15
27.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3114/16
25.01.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10577/15
21.10.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9890/15