Требование: о признании незаконным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
11 февраля 2016 г. |
Дело N А64-5312/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бубновой В.И.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы г. Тамбову: Ерёминой К.Г., специалиста 1 разряда, доверенность N 05-23/033502 от 29.12.2015,
От Индивидуального предпринимателя Агафонова Василия Николаевича: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.12.2015 по делу N А64-5312/20155 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Агафонова Василия Николаевича (ОГРНИП 304682902700391, ИНН 683200129928) к Инспекции Федеральной налоговой службы г. Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173) о признании незаконным решения N 14-18/1707 от 29.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Агафонов Василий Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 14-18/1707 от 29.06.2015.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.12.2015 заявленные требований удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 07.12.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что им правомерно при доначислении земельного налога определена кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2014 на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области". В соответствии с п. 4 указанного постановления оно вступило в силу 01.01.2014.
В представленном отзыве Предприниматель возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В материалы дела представлено заявление ИП Агафонова В.Н. с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя Предпринимателя.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Агафонову В.Н. принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Ипподромная, д. 22, 22а, 22к с кадастровыми номерами 68:29:0313001:8, 68:29:0313001:18, 68:29:0313001:10.
Арбитражным судом Тамбовской области 16.11.2012 по делу А64-7637/2012 принято решение установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:8, составляющей 1 292 300 руб., по делу А64-7638/2012 принято решение установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:18, составляющей 4 300 100 руб.
Сведения об измененной кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) после вступления в законную силу решений Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2012 по делам А64-7637/2012 и А64-7638/2012 - 18.12.2012.
На основании указанных обстоятельств Предприниматель, представив 15.01.2015 в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, начислил земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной:
решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2012 по делу А64-7637/2012 по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313001:8 в размере 1 292 300 руб.,
решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2012 по делу А64-7638/2012 по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313001:18 в размере 4 300 100 руб.,
постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311, по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313001:10 в размере 39 268,45 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации налоговым органом составлен акт N 954 от 28.04.2015 и вынесено решение N 14-18/1707 от 29.06.2015, которым Предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 19 0096 руб., доначислен земельный налог в сумме 134 033 руб., начислены пени в сумме 4643 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод налогового органа, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть определена на основании результатов кадастровой оценки, утвержденных Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель деленных пунктов Тамбовской области": по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313001:8 - 7 197 232,35 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:18 - 27 353 248,65 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:10 - 280 554,10 руб.
Решением Управления ФНС России по Тамбовской области от 15.08.2015 N 05-11/74, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Предпринимателя, решение налогового органа N 14-18/1707 от 29.06.2015 оставлено без изменения.
Полагая, что решение Инспекции N 14-18/1707 от 29.06.2015 не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ИП Агафонов В.Н. обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Предпринимателем требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования городской округ - город Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова".
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, для целей налогообложения кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости земельного участка, имеет преимущественное значение перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, однако, такое преимущество не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. При этом преимущество рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Одновременно в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено, что, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исходя из изложенных правовых норм, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
Таким образом, основанием для расчета земельного налога в соответствии с определенной судом кадастровой стоимостью земельного участка равной рыночной, является вступивший в законную силу судебный акт.
В соответствии с положениями п.1 ст.180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Соответственно, исходя из положений статей 390 и 391 НК РФ, статей 16 и 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N913/11, кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога лишь после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
При этом в соответствии со ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как установил суд первой инстанции, по данным филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:8 составила 1 292 300 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:18 - 4 300 100 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313001:10 составила 39 268,45 руб.
При этом, как следует из материалов дела, указанная кадастровая стоимость, установлена решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2012 по делу А64-7637/2012 по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313001:8 (в размере 1 292 300 руб.), решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2012 по делу А64-7638/2012 по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313001:18 (в размере 4 300 100 руб.).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящем случае применимы положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2014), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда.
Таким образом, у Предпринимателя имелись законные основания для применения в расчетах земельного налога за 2014 год стоимости земельных участков, установленных решениями Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2012 по делу А64-7637/2012 и по делу N А64-7638/2012, ее применении в 2014 году для целей установления налоговой базы за отчетный период, в соответствии с положениями ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2014).
Также судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
Как установлено судом первой инстанции, налоговый орган при принятии оспариваемого решения руководствовался данными, представленными ему органом, осуществляющим кадастровый учет - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" (далее - Постановление N 1276).
Первоначальный текст документа опубликован в издании Сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" http://www.tamlife.ru, 13.11.2013.
Суд первой инстанции установил, что сведения в государственный кадастр о рассчитанной на основании Постановления N 1276 кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены кадастровым органом 10.01.2014.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные юридические кадастровые процедуры произведены после 01.01.2014 и с учетом положений пункта 2 статьи 5 НК РФ их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2014 году.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума ВС "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" N 28 от 30.06.2015.
Пунктом 12 указанного Постановления разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 138-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого ст. 24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в ст. 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Таким образом, с учетом даты внесения сведений в государственный кадастр, вывод суда первой инстанции о несоответствии решения налогового органа в этой части закону являются обоснованными.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящем случае обоснованно применимы положения постановления Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311, при определении кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313001:10 в размере 39 268,45 руб.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что на момент представления Предпринимателем декларации по земельному налогу за 2014 год и вынесения оспариваемого решения налогового органа, постановление N 1276 утратило силу в связи с изданием постановления Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 N 1498, вступившего в силу на следующий день после дня первого официального опубликования (опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" http://www.tamlife.ru - 28.11.2014).
Арифметическая правильность произведенного Предпринимателем расчета земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 68:29:0313001:8, 68:29:0313001:18, 68:29:0313001:10, отраженного в проверяемой налоговой декларации, налоговым органом не оспаривается.
На основании изложенного, доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.12.2015 по делу N А64-5312/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.12.2015 по делу N А64-5312/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5312/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2016 г. N Ф10-1620/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Агафонов Василий Николаевич
Ответчик: Инспекция ФНС РФ по г. Тамбову
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1620/16
12.09.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-98/16
06.06.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1620/16
11.02.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-98/16
07.12.2015 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5312/15