г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А26-6095/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Черемошкиной В.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: предстаивтель Абулова А.А. по доверенности от 12.02.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31390/2015) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2015 по делу N А26-6095/2015 (судья Дементьева А.В.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал"
к муниципальному казенному учреждению Петрозаводского городского округа "Хозяйственно-эксплуатационная служба"
о взыскании
установил:
открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (далее - истец, ОАО "ПКС - Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к муниципальному казенному учреждению Петрозаводского городского округа "Хозяйственно-эксплуатационная служба" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 88 693 руб. 50 коп. задолженности по плате за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Определением суда от 13 июля 2015 года исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 10 сентября 2015 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 02.11.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить и взыскать с ответчика в пользу истца 88 693 руб. 50 коп. задолженности по плате за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
По мнению подателя жалобы, предусмотренные приложением N 1 к договору колодцы КК-442, 443, 444 являются точками разграничения балансовой принадлежности. При этом, контрольный колодец сторонами в договоре не определен, поскольку в приложении N 2 к договору указан лишь адрес места отбора проб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, истец указывает на то, что исходя из имеющейся в материалах дела схемы усматривается, что место отбора проб (колодец КК-441) соответствует понятию - контрольный канализационный колодец.
Кроме того, при отборе проб 03.12.2014 присутствовал представитель ответчика, который подписал акт отбора без замечаний и возражений, в том числе относительно места отбора проб воды.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27 января 2014 года между открытым акционерным обществом "Петрозаводские коммунальные системы" (в настоящее время - ОАО "ПКС - Водоканал") (организация ВКХ) и учреждением (заказчик) заключен муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 100-3-31-07270-01, в соответствии с пунктами 1.1, 3.3.5 которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а заказчик, в свою очередь, обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом; организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы допустимых сбросов (в случае, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требований к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета; заказчик обязуется вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В соответствии с пунктами 2.5, 5.5 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением заказчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; заказчик принимает участие в проведении организацией ВКХ всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
Актом о разграничении балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) (приложение N 1 к муниципальному контракту) заказчику установлены контрольные канализационные колодцы КК-442, 443, 445.
Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации ВКХ и заказчика. В случае отказа представителя Заказчика от подписания акта отбора проб сточных вод представитель организации
ВКХ подписывает акт самостоятельно и делает в нем отметку о таком отказе.
Данный акт также удостоверяет факт отбора проб сточных вод заказчика.
Основанием взимания повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ являются результаты химического исследования стоков заказчика, выполненные в условиях лаборатории организации
ВКХ. Результаты лабораторного контроля качества сточных вод направляются в адрес заказчика.
03 декабря 2014 года в присутствии представителя заказчика были произведены отборы проб сточных вод в контрольном канализационном колодце N 441, о чем составлен акт отбора проб сточных вод.
По результатам проведенного лабораторного контроля выявлено превышение норм загрязняющих веществ в сточных водах учреждения по отдельным ингредиентам, на основании чего составлен протокол анализа воды от 25.12.2014 N 396к.
На основании выявленных при анализе проб сточных вод превышений нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, в соответствии с условиями муниципального контракта истцом произведен расчет за декабрь 2014 года, предъявлен к оплате счет-фактура от 12.01.2015 N 125/3 на общую сумму 88 693 руб. 50 коп.
Поскольку ответчик оплату за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах не произвел, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее
- Правила N 644) регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 Абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
Согласно пункта 111 Правил N 644 Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ).
Пунктом 8.5 муниципального контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 100-3-31-07270-01 при превышении заказчиком установленных нормативов водоотведения заказчик оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Размер указанной платы должен определяться путем выполнения организацией ВКХ анализов контрольных проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации ВКХ и заказчика.
В Правилах N 644 даны понятия контрольной пробы и контрольный канализационный колодец. Так, контрольным канализационным колодцем признается колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационный сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
03.12.2014 истцом был произведен отбор сточных вод, отводимых ответчиком в централизованную систему водоотведения, по результатам составлен акт. Согласно пункту 5 акта проба взята из канализационного колодца КК-441, что подтверждено протоколом анализа воды N 396к. В составленном акте отбора проб сточной воды указан колодец КК-441, однако Приложением N 1 к контракту указанный колодец не определен.
Доказательств, подтверждающих внесение изменений в муниципальный контракт в части определения перечня контрольных канализационных колодцев не представлено.
Поскольку истцом взята проба из одного колодца, не являющегося точкой разграничения балансовой принадлежности сторон по контракту, представленный акт не может служить достоверным доказательством, позволяющим установить правильность выбора места отбора проб и наличия со стороны ответчика превышения концентрации допустимых к сбросу загрязняющих веществ.
Довод истца о том, что из имеющейся в материалах дела схемы усматривается, что место отбора проб (колодец КК-441) соответствует понятию контрольный канализационный колодец, подлежит отклонению, как документально не обоснованный. В материалах дела отсутствует схема, из которой можно было бы однозначно сделать вывод о том, что колодец КК-441 является канализационным колодцем на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Суд первой инстанции, установив отсутствие надлежащих доказательств,
подтверждающих факт превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточных водах ответчика в спорный период, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2015 по делу N А26-6095/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
В.В. Черемошкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6095/2015
Истец: ОАО "ПЕТРОЗАВОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Хозяйственно-эксплуатационная служба"