Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2016 г. N 17АП-16/16
г. Пермь |
|
17 февраля 2016 г. |
Дело N А71-5715/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Риб Л. Х., Варакса Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Жениховой Светланы Александровны (ОГРНИП 314184115300056, ИНН 183113683413): не явились;
от заинтересованного лица Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики (ОГРН 1021801664147, ИНН 1835027124): Полянцева О. А., паспорт, доверенность от 14.10.2015, Габдрахманов Р. Ф., паспорт, доверенность от 14.10.2015;
от третьих лиц Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 ноября 2015 года по делу N А71-5715/2015,
принятое судьей Калининым Е. В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Жениховой Светланы Александровны
к Главному управлению ветеринарии Удмуртской Республики
третьи лица: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике
о признании недействительными и незаконными постановления, требований,
установил:
Индивидуальный предприниматель Женихова Светлана Александровна обратилась в арбитражный суд с заявлением (с учетом заявления об уточнении предмета заявленного требования) к Главному управлению ветеринарии Удмуртской Республики о признании недействительным и незаконным постановления N 18/2015 от 18 мая 2015 года ; о признании недействительным и незаконным требования N 18/2015 от 18 мая 2015 года; о признании недействительным и незаконным требования NИКМ 011/2015 от 18.05.2015.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 16.11.2015) заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными п.п. 3, 4 постановления от 18.05.2015 N 18/2015 и требования от 18.05.2015 N 18/2015, а также п.п. 22-33, п. 35 требования от 18.05.2015 N ИКМ 011/2015.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы управление приводит доводы о законности и обоснованности оспариваемых постановления, требований в соответствующей части, признанной судом незаконной; отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании на доводах жалобы настаивали.
Заявитель по мотивам письменного отзыва против доводов жалобы возражает, решение суда в соответствующей части, в которой требования предпринимателя удовлетворены считает законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению. В части отказа в удовлетворении остальной части требований, выражает несогласие с выводами суда, полагая, что решение подлежит изменению, а требования заявителя удовлетворению в полном объеме.
Третьи лица письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, при проведении проверочных мероприятий в отношении ИП Жениховой С.А. по проверке сообщения о преступлении, организованных следственным отделом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республики по Первомайскому району с привлечением специалистов Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики, выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил:
- п.п. 5, 6 ст. 11, п.п. 1, 3, 4, п. 2, пп. 3 ст. 14, ст. 16 п.п. 1, 3, ст. 17 п.п. 8, 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880;
- ст. 67, ст. 71, ст. 74, ст. 93 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" TP ТС 034/2013, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 г. N 68;
- ст. 3, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ;
- ст.ст. 15, 18, 21 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";
- п. 13.5, 13.3, 13.2, 13.8, 13.9, 13.11 Санитарных правил. СП 3.1,086-96, Ветеринарных правил, ВП 13.4.1318-96 "Сальмонеллёз", утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 18.06.1996 и Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996;
- п. 1.2, 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422;
- п.п. 2.2, 2.3, 2.4, 2,6, 3.3 6.1, 6.7, 12.5, 14.2, 14.3, 14.8, 15.3, 15.4, 15.8 Санитарных правил для холодильников, утвержденных Главным государственным врачом СССР 29.09.1988;
- п. п. 1.3, 2.2, 2.35 2.7, 6.1, 8.1, 8.16, 8.17, 8.18, 9.2, 9.7.2, 9.7.6, 10.1, 10.2, 10.3, 10.5, 11.2, 11.3, 11.4, 11.7, 11.14 Санитарных правил для предприятий мясной промышленности, утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 27.03.1985 г. N 3238-85, Заместителем Министра мясной и молочной промышленности СССР 05.08.1985.
Так, при осмотре нежилого помещения, расположенного в 2 метрах правее от дома N 10 в с. Чутырь Игринского района, в котором ИП Жениховой С.А. осуществляется заготовка, переработка, хранение, реализация продуктов животноводства, а именно производство мясных полуфабрикатов, установлено следующее: отсутствие санитарных книжек с отметкой о гигиеническом обучении и прохождении медицинского осмотра; прием пищи в производственном помещении; не соответствие гардеробной-раздевалки требованиям; несоответствие температурного режима в производственном цехе при изготовлении мясного фарша; хранение продукции, пищевых продуктов, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации; пищевые продукты не расфасованы и не упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации; отсутствуют маркировки на столах, разделочных досках и ножах; совместно хранятся сырье и полуфабрикаты, а также пищевая продукция с непищевыми предметами, оборудованием; используются яйца с поврежденной и загрязненной скорлупой; отсутствуют яйцебитки; не соблюдается поточность производства; отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы на выработанную продукцию; на территории стационарной холодильной камеры отсутствует сигнализации "Человек внутри" и брезентовые шторы или тепловой завесы; отсутствуют дезбарьер, дезковрики у входов в помещения; отсутствуют стерилизаторы для мелкого инвентаря; отсутствует контроль качества эффективности санитарной обработки в части установки холодильного оборудования в производственном цехе.
По результатам проверки должностными лицами следственного комитета составлены протоколы осмотра места происшествия от 28.04.2015, должностными лицами ГУП по УР составлен акт-справка от 29.04.2015 (т. 1 л.д. 142).
В ходе проведенного осмотра были изъяты пробы готовой продукции и сырья. Проведенным исследованием было установлено, что ряд проб не соответствуют требованиям ветеринарного законодательства РФ по гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, что подтверждается актами отбора образцов, экспертными заключениями и протоколами испытаний (т.2 л.д. 4 - л.д. 61).
Холодильное оборудование, в которых находилась готовая продукция и сырье впоследствии были опечатаны должностным лицом СО СУ СК по УР.
ГУВ по УР в отношении ИП Жениховой С.В. вынесены Постановление от 18.05.2015 N 18/2015 о запрещении использования продукции по назначению, ее утилизации или уничтожении, Требование от 18.05.2015 N 18/2015 о проведении противоэпизоотических и других мероприятий и Требование от 18.05.2015 N ИКМ 01 1/2015 об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
Не согласившись с указанными постановлением, требованиями, заявитель обратился с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, признавая незаконными п.п. 3, 4 постановления от 18.05.2015 N 18/2015 и требования от 18.05.2015 N 18/2015, суд исходил из неисполнимости указанных пунктов. Также судом установлена совокупность правовых оснований для признания незаконными п.п. 22-33, п. 35 требования от 18.05.2015 N ИКМ 011/2015. Правовых оснований для удовлетворения остальной части требований предпринимателя суд не усмотрел.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
На основании данного определения и в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о ветеринарии, одними из задач Государственной ветеринарной службы Российской Федерации определены: обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, а также защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Кроме этого, согласно ст. 3 Закона о ветеринарии, к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, в том числе относятся, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, а также решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Помимо этого, согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Главном управлении ветеринарии Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства УР от 22.12.2014 N 559, Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ветеринарии, по региональному государственному ветеринарному надзору, по управлению имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется, федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять соответственно федеральный государственный ветеринарный надзор и региональный государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, установленным нормативными документами: безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства); безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок; безопасности условий реализации на розничных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления; условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения; организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.
В соответствии с п. 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регионального государственного ветеринарного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о региональном государственном ветеринарном надзоре на территории Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства УР от 16.12.2013 N 572, региональный государственный ветеринарный надзор осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики в области ветеринарии - Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих на территории Удмуртской Республики деятельность, предметом которой являются, в том числе, заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок; планировка, строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов по производству и хранению продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, по разведению, выращиванию, содержанию и кормлению животных, убою животных для пищевых и кормовых целей, объектов хранения, обеззараживания навоза, помета и сточных вод, утилизации биологических отходов; доставка, переработка, обезвреживание, утилизация и уничтожение биологических отходов.
Таким образом, в полномочия Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики, в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами входит государственный надзор (контроль), в том числе, за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со ст. 2 Закон о ветеринарии, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" указано о недопустимости нахождения в обороте пищевых продуктов не соответствующих требованиям нормативных документов; имеющих явные признаки недоброкачественности, не вызывающих сомнения у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; не соответствующих представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеющих установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеющих маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Согласно протокола осмотра от 28.04.2015 старшего следователя СО по Первомайскому району г. Ижевска СУ СК России по Удмуртской Республике старшего лейтенанта юстиции Эминова Р.Г., протокола осмотра от 28.04.2015 следователя СО по Первомайскому району г. Ижевска СУ СК России по Удмуртской Республике Ковалева Р.С., согласно акту-справке от 29.04.2015, партия мясных полуфабрикатов и сала свиного является обезличенной, не имеет маркировки и этикетки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами.
ИП Жениховой С.А. на сало свиное было предоставлено ветеринарное свидетельство формы N 2 серии 218 N 1347563 от 09.04.2015. В связи с тем, что сало свиное является обезличенным (отсутствует этикетка, маркировка), ветеринарное свидетельство формы N 2 серии 218 N 1347563 от 09.04.2015 не может быть принято в качестве документа, подтверждающего получение товара и характеризующего территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода, позволяющего идентифицировать груз.
Согласно п. 2 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении от 29.09.1997 г. N 1263, пищевая продукция, которая не соответствует требованиям нормативных документов; имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее именуются - органы государственного надзора и контроля), при проверке такой продукции; не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации; не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли; не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется такой информации признается некачественной и опасной, подлежит изъятию из оборота, утилизируется и уничтожается.
В ходе проведения проверочных мероприятий СО по Первомайскому району г. Ижевска СУ СК России по Удмуртской Республике изъяты образцы обезличенной продукции для проведения лабораторных исследований (органолептических, микробиологических, исследования на АЧС, биохимических): пельмени обезличенные, предположительно мясные, в количестве 0,908 кг.; сало свиное обезличенное, в количестве 0,880 кг.; фарш мясокапустный (со слов начинка для пельменей) в количестве 1,006 кг.; мясной полуфабрикат, предположительно, пельмени с мясом, в количество 2,572 кг; мясной полуфабрикат, предположительно котлеты, в количестве 0,756 кг; колбасное изделие, предположительно колбаса вареная, в количестве 0,180 кг.
Исследования проводились в БУ УР "Удмуртский ветеринарно-диагностический центр" (аттестат аккредитации ИЦN РОСС RU.001.21ПП15 действителен до 05.05.2016) согласно нормативных документов, регламентирующих методику проведения испытаний ГОСТ Р 52675-2006, ГОСТ 10444.15-94, ГОСТ 31747-2012, ГОСТ 31695-2012, ГОСТ 32031-2012, ГОСТ 55485-2013, ГОСТ 31746-2012, ГОСТ Р 9959-91, Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, ГОСТ 29185, ГОСТ 31659-2012.
Согласно протоколу испытаний от 05.05.2015 N 3162 (пельмени обезличенные, предположительно мясные) установлено, что органолептические и микробиологические показатели находятся в пределах допустимых уровней.
Согласно протоколу испытаний от 05.05.2015 N 3161 (сало свиное обезличенное) установлено, что сало по внешнему виду представляет собой пласт шпика без шкуры, с чистой поверхностью с кровоподтеками, без пятен и загрязнений. При микробиологическом исследовании установлено превышение допустимого уровня КМАФАнМ: фактический показатель более 3*105, при допустимом уровне не более 3*105.
Согласно протоколу испытаний от 05.05.2015 N 3160 (фарш мясокапустный (со слов начинка для пельменей) при микробиологическом иссле-довании выявлено L. monocytogenes в 25 г. продукта (допустимый уровень не допускается в 25 г. продукта).
Согласно протоколу испытаний от 05.05.2015 N 3158 (мясной полуфабрикат, предположительно пельмени с мясом) установлено, что органолептические и микробиологические показатели находятся в пределах допустимых уровней.
Согласно протоколу испытаний от 05.05.2015 N 3157 (мясной полуфабрикат, предположительно котлеты) при микробиологическом исследовании выявлено L. monocytogenes в 25 г. продукта (допустимый уровень не допускается в 25 г. продукта).
Согласно протоколу испытаний от 05.05.2015 N 3156 (колбасное изделие, предположительно колбаса ливерная), при микробиологическом исследовании установлено превышение допустимого уровня КМАФАнМ: фактический показатель более 4*105, при допустимом уровне не более 2*103.
Таким образом, сало свиное, фарш мясокапустный, мясной полуфабрикат, предположительно, котлеты и колбасное изделие, предположительно, колбаса ливерная не соответствует: п.п. 9, 12, 14, 127 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 г. N 68, п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 20 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N, Приложение 1 Технического Регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N, п. 1.1.4 Перечня товаров, для которых установлены единые санитарные требования, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, п. 1.1.1.4 Приложения N 1 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст. 15, ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" в связи с несоответствием установленным требованиям безопасности для здоровья населения.
В соответствии с Постановлением от 18.05.2015 N 18/2015 о запрещении использования продукции по назначению и Требованием от 18.05.2015 N 18/2015 о проведении противоэпизоотических и других мероприятий решено и потребовано от ИП Жениховой С.А.:
1. Изъять из оборота и запретить к использованию по назначению полуфабрикаты мясные замороженные в ассортименте и сало свиное, общим весом 312,056 кг., владельцем которых является ИП Женихова С.А., находящиеся на ответственном хранении у ИП Женихова С.А, по адресу: Игринский район, с. Чутырь, ул. Совхозная, д. 10. Срок исполнения - до момента утилизации или уничтожения партии мясных полуфабрикатов и сала свиного. Ответственное лицо - ИП Женихова С.А.;
2. Обеспечить хранение в отдельном помещении на складе, холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих доступ к полуфабрикатам мясным замороженным в ассортименте и салу свиному, общим весом 312,056 кг., владельцем которых является ИП Женихова С.А., находящиеся на ответственном хранении у ИП Женихова С.А. по адресу: Игринский район, с Чутырь, ул. Совхозная, д. 10. Срок исполнения - до момента утилизации или уничтожения партии мясных полуфабрикатов и сала свиного. Ответственное лицо - ИП Женихова С.А.;
3. Определить способ утилизации (с предварительной обработкой при температуре не менее 100°С или проваркой при этой же температуре в течение 1 часа) или уничтожения полуфабрикатов мясных замороженных в ассортименте и сала свиного, общим весом 312,056 кг., владельцем которых является ИП Женихова С.А., находящиеся на ответственном хранении у ИП Женихова С.А. по адресу: Игринский район, с. Чутырь, ул. Совхозная, д. 10. Срок исполнения - до 21 мая 2015 года. Ответственное лицо - ИП Женихова С.А.;
4. Предоставить в Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики по адресу г. Ижевск, ул. В, Сивкова, д. 120 документ или его копию, заверенную у нотариуса, подтверждающий факт приема полуфабрикатов мясных замороженных в ассортименте и сала свиного, общим весом 312,056 кг., владельцем которых является ИП Женихова С.А., находящиеся на ответственном хранении у ИП Женихова С.А. по адресу: Игринский район, с. Чутырь, ул. Совхозная, д. 10, организацией, осуществляющей ее дальнейшую утилизацию или комиссионный акт, с участием владельца продукции и представителя государственной ветеринарной службы, об уничтожении полуфабрикатов мясных замороженных в ассортименте и сала свиного, общим весом 312,056 кг., владельцем которых является ИП Женихова С.А., находящиеся на ответственном хранении у ИП Женихова С.А. по адресу: Игринский район, с. Чутырь, ул. Совхозная, д. 10, организацией, осуществляющей ее дальнейшую утилизацию. Срок исполнения - до 26 мая 2015 года. Ответственное лицо - ИП Женихова С.А.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, которыми подтверждается, что продукция и сырье предпринимателя не соответствуют требованиям ветеринарного законодательства РФ по гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, соответствующими обстоятельствам дела являются выводы суда о законности и обоснованности п.п. 1, 2 Постановления от 18.05.2015 N 18/2015 о запрещении использования продукции по назначению и Требования от 18.05.2015 N 18/2015 о проведении противоэпизоотических и других мероприятий.
В отношении п.п. 3, 4 вышеуказанных постановления и требования, апелляционный суд также считает выводы суда подробно мотивированными и не усматривает оснований для их переоценки по приведенным в жалобе мотивам.
Суд верно исходил из следующего.
Оспариваемые акты получены заявителем по электронной почте утром 21.05.2015. По почте указанное требование поступило 23.05.2015. данные факты сторонами признаются и не оспариваются.
При этом, согласно п. 3 и п. 4 Постановления от 18.05.2015 N 18/2015 и Требования от 18.05.2015 N 18/2015 ИП Жениховой С.А. следовало в срок до 21.05.2015 определить способ утилизации (с предварительной обработкой при температуре не менее 100°С или проваркой при этой же температуре в течение 1 часа) или уничтожения полуфабрикатов мясных замороженных; а до 26.05.2015 ИП Жениховой С.А. следовало предоставить в ГУВ по УР документ, подтверждающий факт приема полуфабрикатов мясных замороженных организацией, осуществляющей ее дальнейшую утилизацию или комиссионный акт.
Кроме того, как установлено судом по материалам дела в ходе проверки продукция, подлежащая уничтожению либо утилизации, хранящаяся в морозильном оборудовании, была опечатана должностными лицами СО СУ СК по УР.
Факт того, что мясные полуфабрикаты в период с 21 по 26 мая 2015 находились в холодильном оборудовании и были опечатаны должностными лицами СО СУ СК по УР, подтверждается материалами, признается и не оспаривается ответчиком и третьим лицом СУ СК по УР (т.1 л.д. 94-98).
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что п. 3 и п. 4 Постановления от 18.05.2015 N 18/2015 и Требования от 18.05.2015 N 18/2015 не соответствуют критерию исполнимости, поскольку ГУВ по УР не предоставило разумный срок для их исполнения, направив указанные оспариваемые акты по электронной почте в день, когда их следовало исполнить. На бумажном носителе данные акты получены были уже после истечения соответствующего срока.
Кроме того, о неисполнимости 3 и п. 4 Постановления от 18.05.2015 N 18/2015 и Требования от 18.05.2015 N 18/2015 также свидетельствует тот факт, что в период с 21 по 26 мая 2015 холодильное оборудование было опечатано должностными лицами СО СУ СК по УР.
Ссылки апеллятора на исполнимость указанных пунктов ввиду того, что соответствующие требования касались лишь принятия решения предпринимателем относительно определения способа утилизации или уничтожения, а не уничтожения продукции в обозначенные сроки, апелляционным судом не принимаются во внимание, как не свидетельствующие о неправомерности выводов суда в указанной части, в том числе, в части непредставления разумного срока для исполнения соответствующих требований.
Кроме того, проверкой установлено нарушение заявителем п.п. 2.2, 2.3, 2.4, 2,6, 3.3 6.1, 6.7, 12.5, 14.2, 14.3, 14.8, 15.3, 15.4, 15.8 Санитарных правил для холодильников, утвержденных Главным государственным врачом СССР 29.09.1988.
В соответствии с п. 1.1., 1.2. и 1.3 Санитарных правил для холодильников настоящие Санитарные правила распространяются на все холодильники распределительные, производственные цехи, хладокомбинаты независимо от их ведомственной принадлежности и на вновь строящиеся и реконструируемые предприятия.
Строительство новых холодильников, а также реконструкция действующих производится в соответствии с "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий" СН 245-71, требованиями глав СНиП 2.11.02-87: "Холодильники. Нормы проектирования", "Производственные здания" и "Сооружения промышленных предприятий. Нормы проектирования", "Административные и бытовые здания", СНиП 2.09.04-87 "Правила устройства и безопасной эксплуатации аммиачных холодильных установок" (ВНИКТИхолодпром, 1981), "Правилами техники безопасности на фреоновых холодильных установках" (ВНИКТИхолодпром, 1988).
Обеспечение надежности электроснабжения проводится согласно ПУЭ (Правила устройства электроустановок).
Холодильник распределительный - предприятие складского типа, предназначенное для проведения холодильной обработки скоропортящихся продуктов, хранения запасов мороженых и охлажденных продуктов и обеспечения ими системы торговли и общественного питания.
Между тем, в материалах делах отсутствуют доказательства и проверкой не установлено, что холодильное оборудование ИП Жениховой С.А. подпадает под сферу регулирования данных Санитарных правил, что оно является распределительным, производственным цехом либо деятельность заявителя является тождественной деятельности хладокомбината.
Соответствующие доводы отклонены апелляционным судом.
Более того, в соответствии со ст. 8 ФЗ "О ветеринарии" определен предмет надзора государственными органами ветеринарного и фитосанитарного надзора. Статьей 46 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ" определена система государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Органы государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора в систему таких органов не включены. Соответственно, осуществлять мероприятия по надзору в данной сфере ГУВ по УР не уполномочено.
Данные выводы содержатся также в решении Верховного суда УР от 29.05.2015 по делу N 12-134/2015.
Проверкой установлено нарушение заявителем п. п. 1.3, 2.2, 2.3, 2.7, 6.1, 8.1, 8.16, 8.17, 8.18, 9.2, 9.7.2, 9.7.6, 10.1, 10.2, 10.3, 10.5, 11.2, 11.3, 11.4, 11.7, 11.14 Санитарных правил для предприятий мясной промышленности, утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 27.03.1985 г. N 3238-85, Заместителем Министра мясной и молочной промышленности СССР 05.08.1985.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" предусмотрено, что владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
Санитарные правила для предприятий мясной промышленности, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 27.03.1985 N 3238-85 определяют гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации предприятий мясной промышленности, направленные на обеспечение выпуска доброкачественной пищевой, кормовой и технической продукции, а также на предупреждение инфекционных заболеваний и пищевых отравлений (п. 1.2).
Между тем, как верно указал суд, в материалах делах отсутствуют доказательства и проверкой не установлено, что деятельность ИП Жениховой С.А. является деятельностью предприятия мясной промышленности применительно к Санитарным правилам мясной промышленности от 27.03.1985 N3238-85, что заявитель осуществляет животноводство, забой скота, производство мяса и мясопродуктов.
С учетом изложенных обстоятельств, пункты с 22 по 33 и пункт 35 Требования от 18.05.2015 N ИКМ 01 1/2015 об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил также являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Факт совершения остальных нарушений подтверждается материалами дела (протоколами осмотра места происшествия от 28.04.2015, актом-справкой от 29.04.2015, материалами видеосъемки, объяснениями представителей управления и СУ СК по УР) и заявителем документально не опровергнут. Вменение остальных нарушений к устранению и соответствующие требования предъявлены управлением в пределах его компетенции.
Все доводы заявителя, повторно приведенные им в отзыве, получили должную оценку суда, принявшего во внимание также правовую позицию Верховного суда Удмуртской Республики, изложенную в решении от 29.05.2015 по делу N 12-134/2015; оснований для иной оценки апелляционный суд не усматривает.
Доводы предпринимателя об отсутствии в действиях нарушений Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы заявителя со ссылкой на то, что выявленные нарушения, предусмотренные п. 13.5, 13.3, 13.2, 13.8, 13.9, 13.11 Санитарных правил. СП 3.1.086-96, Ветеринарных правил, ВП 13.4.1318-96 "Сальмонеллёз", утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 18.06.1996 и Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996, не могут быть вменены, поскольку не относятся к компетенции органов государственного ветеринарного надзора так как, раздел 13 данных санитарных правил содержит санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общестенного питания и торговли, также безосновательны.
Санитарные правила СП 3.1.086-96 утратили силу в части санитарно-эпидемиологических требований в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 19.07.2010 N 87.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 36 (ред. от 21.01.2011) утверждены "СП 3.1.7.2616-10. Профилактика сальмонеллеза. Санитарно-эпидемиологические правила".
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных" (статья 2 Закон РФ "О ветеринарии").
Действительно, выявленные нарушения предусмотрены разделом 13 данных Санитарных правил. СП 3.1.086-96, Ветеринарных правил, ВП 13.4.1318-96 "Сальмонеллёз", между тем, выводы заявителя о том, что данный раздел содержит санитарно-эпидемиологические требования является ошибочными.
Нарушения Санитарных правил. СП 3.1.086-96, Ветеринарных правил, ВП 13.4.1318-96 "Сальмонеллёз", установленные проверкой, указаны в пунктах 3, 9, 16-19 требования от 18.05.2015 N ИКМ 01 1/2015.
Данные требования являются ветеринарными требованиями, поскольку направлены на выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства (мясных полуфабрикатов).
Доводы заявителя в части маркировки также оценены должным образом.
В нарушение части 9 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, в обороте находилась обезличенная продукция, в том числе продовольственное сырье, предназначенное для дальнейшей переработки и приготовления мясных полуфабрикатов, не имеющая информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации: об условиях хранения и сроках годности.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного в обжалуемой части решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее переоценки апелляционный суд не усматривает.
Несогласие апеллятора с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2015 года по делу N А71-5715/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного Управления ветеринарии Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5715/2015
Истец: Женихова Светлана Александровна
Ответчик: Главное Управление ветеринарии Удмуртской Республики
Третье лицо: Следственное управление Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике, Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике