г. Хабаровск |
|
20 февраля 2016 г. |
А37-1909/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана: представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана
на решение от 08.12.2015
по делу N А37-1909/2015
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Нестеровой Н.Ю.
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
о признании незаконными решений от 04.08.2015 N 001/027/2015-335, от 04.09.2015 N 49/001/027/2015-335; понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана (далее - КУМИ города Магадана, заявитель), обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Росреестр) от 04.08.2015 N 001/027/2015-335, от 04.09.2015 N 49/001/027/2015-335; понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о постановке на учёт бесхозяйной недвижимой вещи - участка тепловых сетей, расположенного по адресу: Магаданская область, город Магадан, от ТВК-3315 до дома N 19 по улице Литейной.
Решением суда от 08.12.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, КУМИ города Магадана, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, в обоснование доводов указал, что решение о приостановлении государственной регистрации от 04.08.2015 N 001/027/2015-335 содержит незаконные требования.
Исходя из содержания пунктов 4-7 Порядка, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт и ряда дополнительных документов.
Указанный перечень документов является исчерпывающим, представление документа, подтверждающего наличие сведений об объекте недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, в государственном кадастре недвижимости, не является обязательным при подаче заявления для принятия на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Росреестр, в представленном отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления КУМИ города Магадана о государственной регистрации постановки на учёт бесхозяйного недвижимого объекта, а именно: участка тепловых сетей, расположенного по адресу: Магаданская область, город Магадан, от ТВК-3315 до дома N 19 по улице Литейной, Росреестром было принято решение от 04.08.2015 N 001/027/2015-335 о приостановлении государственной регистрации на срок с 04.08.2015 по 04.09.2015 на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ, заявителю было предложено обратиться в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу" для постановки на учёт в государственном кадастре недвижимости указанного объекта.
КУМИ города Магадана к государственному регистратору за разъяснениями не обращался, никаких действий по постановке бесхозяйной недвижимости на кадастровый учёт не предпринимал, указанное уведомление о приостановлении не обжаловал.
04.09.2015 Росреестр вынес решение 49/001/027/2015-335 об отказе в государственной регистрации на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, согласно которому не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтённым в соответствии с указанным законом.
Не согласившись с указанным отказом, КУМИ города Магадана обратился с заявлением в суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131 -ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.
В силу пункта 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Магадана, утверждённого постановлением мэрии города Магадана от 18.10.2011 N 3924 (далее - Положение), комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана является отраслевым органом мэрии города Магадана, который, представляя интересы собственника муниципального имущества - муниципального образования "Город Магадан", владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, уставом муниципального образования "Город Магадан", другими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Магадана и настоящим Положением.
Согласно пункту 3.53 Положения, в целях выполнения возложенных на него задач, комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты, находящиеся на территории муниципального образования "Город Магадан", в том числе путём обращения в судебные органы с заявлениями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно постановлению мэрии города Магадана от 10.09.2014 N 3560 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей", в качестве теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей от ТВК-3515 до дома N 19 по улице Литейной в городе Магадане определено муниципальное унитарное предприятие города Магадана "Магадантеплосеть".
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учёту.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённому приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, объектами кадастрового учёта являются объекты недвижимости, в том числе здания сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в пункте 8 указанного Порядка.
В соответствии пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4 статьи 14 указанного закона).
Исходя из положений указанных норм права, кадастровый паспорт оформляется в отношении самостоятельного объекта недвижимости, обладающего уникальными идентификационными характеристиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
С 01.01.2015 порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей регламентируется приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей" (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 N 33405).
Согласно пункту 15 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждёнными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона N 122-ФЗ.
Согласно пункту 4 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт (заявление подается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку). Третья графа бланка заявления предусматривает указание кадастрового (условного) номера бесхозяйного объекта недвижимости.
В случае отсутствия у заявителя сведений о кадастровом учёте бесхозяйного объекта недвижимости, на основании пункта 10 Порядка заявление и иные документы, необходимые для принятия на учёт объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учёте.
При отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта, если заявление и иные документы, необходимые для принятия на учёт объекта недвижимого имущества, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 23.07.2015 кадастровый паспорт объекта к заявлению приложен не был.
Как установлено судом, спорный участок тепловых сетей не поставлен на кадастровый учёт, кадастровый номер ему как самостоятельному объекту недвижимости не присвоен.
Данное обстоятельство, как верно указал суд первой инстанции, не позволяет рассматривать спорный участок тепловых сетей в качестве индивидуально-обособленного самостоятельного объекта недвижимого имущества. Кроме того, существует вероятность, что спорный участок тепловой сети не может эксплуатироваться автономно, а входит в состав тепловой сети района (города).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что из смысла всех положений Порядка следует, что препятствием к принятию на учёт бесхозяйного объекта недвижимости выступают исключительно обстоятельства, которые не могут быть приняты как однозначное доказательство, что у объекта нет надлежащего собственника.
При этом, Порядок не содержит положений, которые позволяли бы усомниться в конкретных индивидуальных характеристиках объекта недвижимости, его определённости обусловленной посредством кадастрового учёта либо технической инвентаризации.
Из вышеизложенного следует, что на учёт может быть принят объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
На основании части 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае отсутствия указанных в данной норме документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Оценив представленные доказательства в их совокупности. Проанализировав нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку КУМИ города Магадана не представил документы, отражающие в установленном порядке индивидуальные уникальные характеристики бесхозяйного объекта недвижимости и позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи; не использовал возможность одновременного представления заявления о кадастровом учёте, то Росреестр правомерно отказал ему в принятии на учёт данного бесхозяйного объекта недвижимости.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает освобождение лица от выполнения обязанности из-за отсутствия или недостаточности у него денежных средств, необходимых для обеспечения выполнения установленной обязанности, следовательно, доводы заявителя на отсутствие бюджетных средств для оплаты постановки бесхозяйной вещи на кадастровый учёт являются несостоятельными.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 08.12.2015 по делу N А37-1909/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1909/2015
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана, КУМИ г. Магадана
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1395/16
26.04.2016 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1909/15
20.02.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-271/16
08.12.2015 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1909/15