г. Красноярск |
|
20 февраля 2016 г. |
Дело N А74-5426/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" февраля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.
судей: Ишутиной О.В., Радзиховской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от Прокурора Республики Хакасия: старшего помощника прокурора Кулябовой Ю.А., на основании поручения от 05.02.2016, служебное удостоверение ТО N 157925 от 12.08.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гиль Василия Васильевича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "14" декабря 2015 года по делу N А74-5426/2015, принятое судьёй Федулкиной А.А.
установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия (далее - истец) с исковым заявлением к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - ответчик) (ИНН 1910008532, ОГРН 1031900852631) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальному предпринимателю Гиль Василию Васильевичу (далее - ответчик) (ИНН 191004660916, ОГРН 307190333000062) о признании недействительной в силу ничтожности сделки по передаче в собственность Гиль Василию Васильевичу земельного участка площадью 221 298 кв.м., с кадастровым номером 19:10:130701:98, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 33 км. юго-западнее с. Усть-Бюр, оформленной постановлением администрации Усть-Абаканского района от 27.02.2015 N 710-п, истребовании из незаконного владения Гиль Василия Васильевича указанного земельного участка и обязании Гиль Василия Васильевича передать земельный участок Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.
Определением суда от 29.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия. Определением суда от 21.07.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия. Определением суда от 13.08.2015 удовлетворено ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия о вступлении в дело в качестве соистца. Протокольным определением от 17.09.2015 удовлетворено ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Матуган" о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 14.12.2015 суд признал недействительной сделку, оформленную постановлением администрации Усть-Абаканского района от 27.02.2015 N 710-П, по отчуждению в собственность главы крестьянского (фермерского) хозяйства - предпринимателя Гиль Василия Васильевича земельного участка площадью 221 298 кв.м. кадастровый N19:10:130701:98, расположенного по адресу Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 43,5 км. юго-западнее с.Усть-Бюр и истребовал земельный участок кадастровый N19:10:130701:98 из незаконного владения главы крестьянского (фермерского) хозяйства - предпринимателя Гиль Василия Васильевича в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд.
Определениями суда апелляционные жалобы приняты к производству, рассмотрение жалоб назначено на 19.02.2016.
В Третий арбитражный апелляционный суд от администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 производство по апелляционной жалобе прекращено.
В своей апелляционной жалобе глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гиль Василий Васильевич ссылается на то, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и расположен в пределах муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет, что подтверждается картой градостроительного зонирования территории Усть-Бюрского сельсовета, схемой Территориального планирования муниципального образования Усть-Абаканский район; спорный участок никогда не относился к землям лесного фонда; земли сельскохозяйственного назначения как объект правовой охраны имеют приоритет перед землями лесного фонда, заключением экспертизы установлено, что часть спорного участка находится на землях сельскохозяйственного назначения, поэтому требование о возврате всего участка незаконно.
От истца и третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Матуган", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия в материалы дела поступили отзывы на апелляционные жалобы ответчиков, в которых их доводы отклонены как необоснованные.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
27.02.2015 главой Усть-Абаканского района принято постановление N 710-п о предоставлении крестьянскому фермерскому хозяйству Гиль Василия Васильевича в собственность бесплатно земельного участка кадастровый N 19:10:130701:98. На основании данного постановления 12.05.2015 им зарегистрировано право собственности на земельный участок. Согласно кадастровому паспорту земельный участок кадастровый номер N 19:10:130701:98 имеет следующие характеристики: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Между тем данный земельный участок относится к федеральной собственности, категория земель: земли лесного фонда. Согласно материалам лесоустройства 1994 года, лесохозяйственному регламенту Усть-Бюрского лесничества лесные участки, расположенные в Усть-Бюрском участковом лесничестве Усть-Бюрского лесничества, квартал 63, выделы 12, 27, 28, 36 являются землями лесного фонда. Таким образом, у администрации отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком кадастровый N 19:10:130701:98, вследствие чего сделка по передаче Гиль Василию Васильевичу земельного участка является недействительной, а земельный участок подлежит истребованию из незаконного владения предпринимателя в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Росимущества по Республике Хакасия.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 20.08.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гиль Василий Васильевич обратился с заявлением в администрацию Усть-Абаканского района о предоставлении для сельскохозяйственных нужд земельного участка площадью 221 298 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 33 км. юго-западнее с. Усть-Бюр.
Земельный участок кадастровый N 19:10:130701:98 поставлен на кадастровый учет 16.06.2014, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
27.02.2015 главой Усть-Абаканского района принято постановление N 710-п о предоставлении крестьянскому фермерскому хозяйству Гиль Василия Васильевича в собственность бесплатно земельного участка площадью 604115 кв. м. кадастровый N19:10:130701:98.
12.05.2015 на основании данного постановления Гиль Василием Васильевичем зарегистрировано право собственности на земельный участок кадастровый N 19:10:130701:98.
Истцы считают сделку по передаче в собственность предпринимателя земельного участка недействительной в связи отсутствием у ответчика - администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия права на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, а также в связи с тем, что сделка посягает на публичные интересы.
Согласно статье 101 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (статья 4.1) Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (статья 4.2)
Частью 6 статьи 47 Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Свидетельством о государственной регистрации права 19АА 148000 от 28.08.2008 подтверждается право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 48674 га, разрешенное использование - ведение охотничьего хозяйства, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское участковое лесничество, кварталы 55, 56, 62-64, 74, 76, 79-81, 83-86, 89-92, 95-99, Майское участковое лесничество кварталы 1-5, 8-10, 12-15, 17-21, 24-40, кадастровый номер 19-19-01/060/2008-077.
28.02.2008 между Госкомитетом по лесу РХ и ООО "Матуган" заключен договор аренды лесного участка площадью 48674 га для ведения охотничьего хозяйства сроком по 04.09.2027. В соответствии с указанным договором лесной участок имеет следующее местоположение: Республика Хакасия, МО Усть-Абаканский район, кварталы 1-5, 8-10, 12-15, 17-21, 24-40 Майского участкового лесничества, кварталы 55, 56, 62-64, 74, 76, 79-81, 83-86, 89-92, 95-99 Усть-Бюрского участкового лесничества.
Представители ответчиков утверждают, что спорный земельный участок находится в пределах МО Усть-Бюрский сельсовет и относится к землям сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Усть-Бюрского сельсовета, утвержденного Решением Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012, и Правилами землепользования и застройки Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района, утвержденных решением совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012.
С целью определения местоположения земельного участка с кадастровым номером 19:10:130701:98 при рассмотрении дела в суде первой инстанции в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была назначена экспертиза.
В соответствии с заключением экспертов ООО "Контур" Маркушиной О.В. и Строкиной Е.О. земельный участок с кадастровым номером 19:10:130701:98:
- расположен на землях лесного фонда Усть-Бюрского лесничества квартал 84 в соответствии с Планом N 2 лесонасаждений Усть-Бюрского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия Инв N 1187 от 1994 г.,
- расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Усть-Бюрского лесничества.
Согласно исследовательской части заключения по картматериалам территориального планирования Усть-Абаканского района, земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения и имеет площадь пересечения с землями лесного фонда 122 758 кв.м. Согласно предоставленным материалам - плану лесонасаждений Усть-Бюрского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия, таксационному описанию земельный участок расположен в 63 квартале Усть-Бюрского участкового лесничества. По условным обозначениям, принятым и содержащимся на планшетах, на земельном участке находятся вырубки, кедровые леса, лиственные леса.
Таким образом, экспертным заключением на основании материалов лесоустройства подтверждено нахождение спорного земельного участка в 63 квартале Усть-Бюрского участкового лесничества.
В подтверждение того, что спорный участок находится на землях лесного фонда в материалы дела представлены:
- лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества, утвержденный приказом Государственного комитета по лесу РХ от 18.11.2010 N 569 с приложением карты-схемы подразделения лесов по целевому назначению с нанесением существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества (т.1 л.д. 115-122);
-проект организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненный в период с 1993-1994 г.г. Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России (т.1 л.д.28-31);
-лесоустроительный планшет N 20 Усть-Бюрского лесничества (т.1 л.д.109),
- выполненная ФГБУ "Рослесинфорг" план-схема кварталов 79, 84 усть-Бюрского участкового лесничества (т.1 л.д.110-111).
Ответом Министерства промышленности и природных ресурсов РХ от 08.05.2015 также подтверждается принадлежность земельного участка кадастровый N 19:10:130701:98 к землям лесного фонда (т.1 л.д. 27).
Порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую регулируется Федеральным законом N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий". Доказательства перевода земельного участка с кадастровым номером 19:10:130701:99 из земель лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке суду не представлены.
Генплан Усть-Бюрского сельсовета утвержден решением Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета 30.11.2012, Правила землепользования и застройки Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района утверждены решением Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета 30.11.2012, то есть гораздо позднее представленных прокурором материалов лесоустройства. Утверждение Генплана Усть-Бюрского сельсовета в нарушение п/п 2 п.1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ произведено без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, Министерством промышленности и природных ресурсов РХ. Материалы территориального планирования, согласно которым земельный участок кадастровый N 19:10:130701:98 относится к землям сельскохозяйственного назначения, не подтверждает соблюдения процедуры перевода земель лесного фонда в иную категорию в соответствии с действующим законодательством на момент заключения оспариваемой сделки.
На основании представленных доказательств суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что земельный участок кадастровый N 19:10:130701:98 согласно материалам лесоустройства 1994 года полностью располагается на землях лесного фонда, и отклонил доводы ответчиков о том, что спорный земельный участок никогда не относился к землям лесного фонда и располагается на землях сельскохозяйственного назначения.
Довод предпринимателя Гиль Василия Васильевича о приоритетной охране земель сельскохозяйственного назначения как объекта правовой охраны, перед землями лесного фонда, был обосновано отклонен судом первой инстанции ввиду его незначимости для настоящего спора.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район, как орган местного самоуправления, не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности, а в силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ право на распоряжение имуществом (земельными участками и иными природными ресурсами) предоставлено его собственнику.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у администрации муниципального образования Усть-Абаканский район отсутствовали полномочия по распоряжению федеральной собственностью - землями лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса РФ разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что сделка по передаче в частную собственность лесного участка нарушает публичные интересы и удовлетворил исковые требования истцов о признании сделки, оформленной постановлением администрации Усть-Абаканского района от 27.02.2015 N 710-п "О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка Гиль В.В." недействительной.
Из материалов дела также следует, что истцами заявлено об истребовании земельного участка в порядке статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации из незаконного владения Гиль Василия Василевича в пользу уполномоченного органа - Территориального управления ФАУГИ по Республике Хакасия.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К таким решениям, в частности, относятся судебные акты, в резолютивной части которых решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации право истребовать имущество из чужого незаконного владения принадлежит собственнику или иному законному владельцу. Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ с иском об истребовании государственного или муниципального имущества из чужого незаконного владения может также обратиться прокурор.
Частью 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если имущество безвозмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, то сособственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Таким образом, правом на обращение в суд с исковыми требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения обладает Росимущество (как непосредственно, так и через свои территориальные органы).
Поскольку земельный участок кадастровый N 19:10:130701:98 получен предпринимателем Гиль Василием Васильевичем безвозмездно и находится в его незаконном владении, требование об истребовании земельного участка также правомерно признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения в части отказа в удовлетворении заявленного требования о передаче земельного участка Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, поскольку цель заявленного истцами иска достигнута при удовлетворении требования об истребовании земельного участка из незаконного владения предпринимателя Гиль Василия Васильевича.
В своей апелляционной жалобе главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гиль Василий Васильевич ссылается на то, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и расположен в пределах муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет, что подтверждается картой градостроительного зонирования территории Усть-Бюрского сельсовета, схемой Территориального планирования муниципального образования Усть-Абаканский район; спорный участок никогда не относился к землям лесного фонда; земли сельскохозяйственного назначения как объект правовой охраны имеют приоритет перед землями лесного фонда, заключением экспертизы установлено, что часть спорного участка находится на землях сельскохозяйственного назначения, поэтому требование о возврате всего участка незаконно.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Доводы ответчика о том, что судом необоснованно в качестве доказательства принадлежности земель к лесному фонду приняты материалы лесоустройства, поскольку в соответствии с нормативными документами Правительства Республики Хакасия и органов местного самоуправления о территориальном планировании, определяющими категорию земель, спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что также подтверждается сельскохозяйственной картой Усть-Абаканского района 1994 года, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В силу приведенных норм федерального законодательства лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации). Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ).
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Таким образом, принадлежность земельного участка к лесному фонду обусловлена фактическим нахождением такого участка на землях лесного фонда.
С целью определения местоположения спорного земельного участка, арбитражным судом назначена экспертиза. Заключением экспертов установлено, что в соответствии с материалами лесоустройства земельный участок расположен в 63 квартале Усть-Бюрского лесничества.
Нахождение спорного земельного участка в составе земель лесного фонда Усть-Бюрского лесничества подтверждено также представленными в материалы дела доказательствами, в числе которых:
- проект организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненный Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, 1993-1994 (т.1 л.д. 28-31);
- лесоустроительный планшет N 20 Усть-Бюрского лесничества (т. 1 л.д.109);
- план лесонасаждений Усть-Бюрского лесничества с условными обозначениями;
- лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества, утвержденный приказом Государственного комитета по лесу РХ от 18.11.2010 N 569 с приложением карты-схемы подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особоохраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества (т. 1 л.д. 115-122);
- схема наложения земельного участка на материалы лесоустройства, выполненная Усть-Бюрским лесничеством;
- схема расположения земельного участка, выполненная главным специалистом-экспертом отдела землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по РХ;
- схема наложения земельного участка на материалы лесоустройства лесничеств, выполненная ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" т. 1 л.д. 110-111);
- схема наложения земельного участка на планы лесных насаждений, выполненная Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия (т. 1 л.д. 27).
Доводы ответчика о том, что в соответствии с нормативными документами правительства Республики Хакасия и органов местного самоуправления о территориальном планировании спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, не могут быть признаны обоснованными, поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на изменение категории земель лесного фонда, в т.ч. путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным регламентом).
Для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Спорный участок относится к категории земель лесного фонда, для которой правовой режим (градостроительный регламент) органом местного самоуправления не подлежит установлению.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Схема территориального планирования Республики Хакасия, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011, генеральный план Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района, не устанавливают категорию земель лесного фонда, не определяют правовой режим (градостроительный регламент) таких земель, соответственно отсутствие таких сведений в документах территориального планирования не свидетельствует о том, что данные земли не относятся к категории земель лесного фонда.
Обозначение в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения спорного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не изменяет правового статуса земель лесного фонда, не свидетельствует об автоматическом изменении категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, не влечет прекращения права собственности Российской Федерации на этот лесной участок.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда не прекращалось, перевод участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся. Следовательно, орган местного самоуправления не имеет полномочий по распоряжению спорным земельным участком, независимо от постановки его на кадастровый учет, обозначения в документах территориального планирования в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации распоряжение о переводе данного участка лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, не принималось.
С учетом приведенных обстоятельств, решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 N 79 "Об утверждении генерального плана Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", схема территориального планирования Республики Хакасия, Усть-Абаканского района, а также Сельскохозяйственная карта Усть-Абаканского района 1994 года, законно и обоснованно не приняты арбитражным судом первой инстанции в качестве доказательства отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Спорный участок расположен на землях лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является объектом федеральной собственности, орган местного самоуправления не вправе осуществлять какие-либо правомочия в отношении данного объекта, в том числе определять его категорию, передавать в частную собственность.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" декабря 2015 года по делу N А74-5426/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5426/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-АБАКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, Гиль Василий Васильевич
Третье лицо: Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, ООО "Матуган", УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-АБАКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, ООО "ХакасСТРОЙИЗЫСКАНИЯ", Прокурор Республики Хакасия, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Хакасия