Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2016 г. N Ф03-2211/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А51-15106/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-176/2016
на решение от 01.12.2015
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-15106/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2723020115, ОГРН 1072723005079),
о признании незаконным решения,
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 02.10.2015 N 1-3/3437 сроком до 31.12.2016; представитель Сопова Е.А. по доверенности от 06.10.2015 N 1-3/34370 сроком до 31.12.2016;
от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации": представитель Антонович К.А. по доверенности от 16.10.2015 N 131 сроком на 1 год;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока (далее по тексту - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - управление, Росреестр, государственный регистратор, регистрирующий орган) от 22.05.2015 N 25/001/004/2015-1521 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под размещение войсковой части; площадь: 1454769 кв.м; местоположение: определено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир: мыс Кошелева, участок находится примерно в 858 м от ориентира на восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский (пос. Рында). В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать управление зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Определением суда от 24.07.2015 к участию в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований было привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - третье лицо, ФГКУ "ДВ ТУИО").
Решением от 01.12.2015 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. Настаивает на том, что смена публичного собственника на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12 не может нарушать права и законные интересы иных лиц, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что формирование в границах спорного земельного участка земельных участков под объектами недвижимости свидетельствует о наличии спора о праве, является ошибочным. Указывает, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах в отношении земельных участков с кадастровым номерами 25:28:000000:63779, 25:28:000000:63780, 25:28:060134:103, 25:28:060134:104, 25:28:060134:94, 25:28:060134:95, 25:28:060134:96 отсутствуют. При этом нахождение указанных земельных участков в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12, по мнению администрации, свидетельствует о том, что данные участки также находятся в собственности РФ. Также заявитель жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о невозможности установить, для каких объектов недвижимости был сформирован спорный земельный участок, поскольку судом оставлено без внимания то обстоятельство, что данный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, права на который зарегистрированы за РФ. В этой связи единственным документом, необходимым для государственной регистрации права муниципальной собственности на переданное имущество, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое имелось в распоряжении регистрирующего органа.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ФГКУ "ДВ ТУИО" поддержал апелляционную жалобу администрации, указав, что заместителем Министра обороны РФ в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с установленным законом порядком был принят соответствующий приказ, которым в муниципальную собственность города Владивостока был передан земельный участок военного городка N 5. В этой связи полагает, что Минобороны России была соблюдена ускоренная упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, в связи с чем управлению следовало осуществить государственную регистрацию права.
В судебном заседании 09.02.2016 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) был объявлен перерыв до 16.02.2016, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Росреестр, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание до и после перерыва не явился, заявлений, ходатайств не представил, в связи с чем апелляционная жалоба была рассмотрена коллегией без его участия по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела суд апелляционной инстанции установил следующее.
19 марта 2013 года заместителем Министра обороны РФ был издан приказ N 146 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Владивосток", в соответствии с которым было решено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Владивосток объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к настоящему приказу, начальнику ФГКУ "ДВ ТУИО" обеспечить передачу имущества, подписание передаточного акта и направление передаточных актов в администрацию муниципального образования город Владивосток и в Росреестр.
В приложении к названному приказу был указан земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов недвижимости военного городка N 5, местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында, в/г N 5.
Во исполнение этого же приказа между администрацией и третьим лицом был составлен и подписан передаточный акт N 164 от 02.12.2013, в соответствии с приложением N 1 к которому в собственность муниципального образования город Владивосток подлежал передаче земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов недвижимости военного городка N 8, местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында, в/г N 5 (пункт 114 приложения N 1 передаточного акта).
07.04.2015 заявитель в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее по тексту - УМС) обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под размещение войсковой части; площадь: 1454769 кв.м; местоположение: определено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир мыс Кошелева, участок находится примерно в 858 м от ориентира на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский (пос. Рында).
Одновременно с указанным заявлением было представлено письмо от 16.10.2014 N 28/9-5467, которым УМС было уточнено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12 занят объектами недвижимости военного городка N 5, переданными в собственность Владивостокского городского округа на основании приказа Министра обороны РФ от 19.03.2013 N 146.
Проведя правовую экспертизу документов, Росреестр пришёл к выводу о том, что приказ от 19.03.2013 N 146 не содержит сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект, за регистрацией права на который обратилась администрация, в связи с чем сообщением от 22.05.2015 N 25/001/004/2015-1521 отказал в государственной регистрации права на основании пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу о том, что предоставление спорного земельного участка в собственность муниципального образования нарушит права иных лиц, в интересах которых в границах спорного земельного участка образованы иные земельные участки, а также согласился с выводами государственного регистратора об отсутствии документов, позволяющих идентифицировать земельный участок, указанный в приказе от 19.03.2013 N 146, с объектом права, о государственной регистрации которого было подано заявление.
Оценив доводы жалобы и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 423-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 названного Закона безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
При этом границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны (часть 3 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 данного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В силу части 2 этой же статьи указанное решение должно содержать:
1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
2) указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности;
3) кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо территории поселения, территории городского округа;
4) перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты;
5) условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии данных объектов.
По правилам части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Согласно части 11 статьи 3 этого же Закона в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
Статьей 4 Закона N 423-ФЗ были внесены изменения в Закон N 122-ФЗ, в силу которых пункт 1 статьи 16 данного Закона был дополнен абзацем 7, предусматривающим, что государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом N 423-ФЗ.
Таким образом, указанными нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Как видно из материалов дела и не оспаривается управлением, на момент принятия оспариваемого решения в распоряжении Росреестра имелось соответствующее решение в виде приказа заместителя Министра обороны РФ от 19.03.2013 N 146, в содержании которого имелись сведения о земельном участке военного городка N 5.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа в силу прямого указания абзаца 7 пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права муниципального образования город Владивосток на спорный земельный участок.
Доводы Росреестра об отсутствии возможности соотнести земельный участок, указанный в данном приказе, и земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12, за государственной регистрацией права на который обратилась администрация, не могут быть приняты коллегией во внимание, исходя из следующего.
Анализ имеющегося в материалах дела приказа от 19.03.2013 N 146 (л.д. 17-38) показывает, что он содержит сведения о наименовании субъекта, в муниципальную собственность которого передается спорный земельный участок, о военном городке, земельный участок в границах которого передается из федеральной собственности, а также об описании местоположения земельного участка и номерах объектов недвижимости, расположенных в границах военного городка N 5.
Из данного приказа в совокупности с имеющимися в материалах дела передаточным актом N 164 от 02.12.2013 (л.д. 39-68) и письмом УМС от 16.10.2014 N 28/9-5467 (представлено в суд апелляционной инстанции) следует, что Минобороны РФ передало, а администрация приняла в собственность муниципального образования город Владивосток земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов недвижимости военного городка N 5, местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында, в/г N 5, площадью 1454769 кв.м с кадастровым номером 25:28:000000:12.
Данные документы, как установлено судом апелляционной инстанции, имелись в распоряжении государственного регистратора на момент принятия оспариваемого решения. Соответственно довод управления об отсутствии в его распоряжении сведений, позволяющих идентифицировать объект, за регистрацией права на который обратилась администрация, признаётся коллегией необоснованным.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в ходе правовой экспертизы документов у Росреестра имелась возможность в порядке межведомственного взаимодействия получить кадастровый паспорт спорного земельного участка и кадастровые паспорта объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, и соотнести сведения, содержащиеся в данных документах, в целях идентификации земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12.
Так, анализ имеющегося в материала дела кадастрового паспорта земельного участка (том N 1 л.д. 69-70), показывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12 является ранее учтенным объектом недвижимости, в отношении которого 14.04.2004 проведен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Местоположение указанного земельного участка определено в ГКН относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - мыс Кошелева, участок находится примерно в 858 м от ориентира на восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский (пос. Рында).
Названный земельный участок предназначен для размещения войсковой части и в его границах расположен объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 25:28:000000:21929, 25:28:060133:175, 25:28:060133:176, что нашло отражение в соответствующих разделах кадастровых паспортов, схемах земельного участка, а также обзорной схеме земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12 (том N 1 л.д. 104).
В свою очередь кадастровыми паспортами указанных объектов недвижимости, имеющимися в материалах дела (том N 1 л.д. 100-103), подтверждается, что объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 25:28:000000:21929, 25:28:060133:176, являющиеся объектами военного городка N 5 (строения 5, 97, также поименованные в приказе N 146 от 19.03.2013), расположены в границах спорного земельного участка, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында, в районе военного городка N 5.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12 сформирован для эксплуатации зданий и строений военного городка N 5. Доказательства того, что границы спорного земельного участка не совпадают с границами военного городка N 5, в материалы дела не представлены.
То обстоятельство, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:12 расположена только часть объектов военного городка N 5, не свидетельствует об отсутствии документального подтверждения передачи земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12 из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В данном случае апелляционная коллегия учитывает, что по правилам части 2 статьи 3 Закона N 423-ФЗ описание расположенного на земельном участке военного недвижимого имущества не является обязательным условием для описания земельного участка, передаваемого в муниципальную собственность. К тому же разрешение вопроса о праве на объекты военного недвижимого имущества, как и вопрос о границах передаваемого земельного участка к предмету настоящего спора не относится.
При таких обстоятельствах вывод государственного регистратора об отсутствии документа, необходимого для государственной регистрации права и позволяющего идентифицировать земельный участок, в отношении которого было подано заявление о государственной регистрации, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В свою очередь совокупность имеющихся у Росреестра документов и сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:12 позволяла идентифицировать его с земельным участком военного городка N 5, поименованным в приказе N 146 от 19.03.2013.
Что касается выводов суда первой инстанции о наличии в рассматриваемой ситуации спора о праве, то они апелляционной коллегией признаются ошибочными в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что граница земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:060133:47.
Согласно кадастровому делу объекта недвижимости 25:28:060133:47 указанный земельный участок площадью 695 кв.м поставлен на кадастровый учет 05.05.2012, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир многоквартирный дом, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Рында, 71.
Соответственно государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:060133:47 был осуществлен без учета границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12, являющимся ранее учтенным объектом недвижимости и находящимся в собственности РФ с 14.04.2004, в связи с чем в спорной ситуации имеет место допущенная кадастровая ошибка, которая подлежит устранению в порядке, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом изложенного следует согласиться с доводами заявителя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12 находится в собственности Российской Федерации, его границы и площадь в связи с проведением государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:060133:47 не уточнялись и не уменьшались, а, значит, смена публичного собственника в рассматриваемом случае не может нарушать права и законные интересы иных лиц.
Что касается земельных участков с кадастровым номерами 25:28:000000:63779, 25:28:000000:63780, 25:28:060134:103, 25:28:060134:104, 25:28:060134:94, 25:28:060134:95, 25:28:060134:96, образованных из земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12 и состоящих на временном кадастровом учете, то коллегией установлено следующее.
По правилам пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 названной статьи земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Как следует из пояснений администрации, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:000000:63779 и 25:28:000000:63780 были образованы на основании распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 17.04.2014 N 734 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории муниципальному образованию город Владивосток для реконструкции и дальнейшей эксплуатации соображения - проезд (автомобильная дорога).
Площадь указанных земельных участков составляет 44364 кв.м и 2009 кв.м, соответственно. Сведения об образовании указанных земельных участков внесены в ГКН 25.11.2014 и носят временный характер.
Земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:060134:103, 25:28:060134:104 были образованы из земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12 на основании распоряжения Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 05.03.2009 N 530 об утверждении схем расположения земельных участков по адресу: г. Владивосток, пос. Рында (о. Русский), 28, кв. 2, гражданам Куляскину Г.Н., Куляскину Н.Н. для дальнейшей эксплуатации части жилого дома (с учетом изменений от 01.08.2011).
Площадь данных земельных участков составляет 1109 кв.м и 1993 кв.м, соответственно. Сведения об образовании указанных земельных участков внесены в ГКН 28.10.2013 и носят временный характер.
Земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:060134:94, 25:28:060134:95, 25:28:060134:96 были образованы из земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12 на основании распоряжения Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 08.05.2009 N 1609 об утверждении схем расположения земельных участков по адресу: г. Владивосток, пос. Рында (о. Русский), 28, кв. 1, гражданам Шевель А.Д., Реутовой Ю.В., Шевель М.А. для дальнейшей эксплуатации части жилого дома (с учетом изменений от 01.08.2011).
Площадь данных земельных участков составляет 2000 кв.м, 724 кв.м и 51 кв.м, соответственно. Сведения об образовании указанных земельных участков внесены в ГКН 25.03.2013 и носят временный характер.
Принимая во внимание, что в отношении указанных земельных участков какие-либо права иных лиц в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12 существует как объект права собственности РФ в первоначальных границах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии спора о праве в отношении данных земельных участков.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что наличие в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:12 иных земельных участков, сведения о границах которых носят временный характер, свидетельствует об отсутствии оснований для передачи спорного земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы администрации, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить как принятое с нарушением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия, исходя из положений части 4 статьи 201 АПК РФ, считает соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Владивосток на спорный земельный участок.
Соответственно апелляционная жалоба администрации подлежит удовлетворению.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по заявлению и апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2015 по делу N А51-15106/2015 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 22.05.2015 N 25/001/004/2015-1521 как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под размещение войсковой части; площадь 1454769 кв.м; местоположение: определено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - мыс Кошелева, участок находится примерно в 858 м от ориентира на восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15106/2015
Истец: Администрация города Владивостока
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ФГБУ "кадастровая палата", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2017 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-176/16
24.05.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2211/16
24.02.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-176/16
01.12.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15106/15