Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2016 г. N Ф05-5809/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А40-54847/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Антоновым
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело N А40-54847/15
по иску ПАО "ЯкутскЭнерго"
к ООО "Транснефтьэнерго"
третьи лица: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", АО "ДВЭУК", ООО "Транснефть-Восток" (665734, Россия, Иркутская обл., г.Братск, ж.р.Энергетик, ул.Олимпийская, 14).
о взыскании 17 444 225 руб. 88 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Сайтов Д.В. (доверенность от 10.11.2015), Савельева В.В. (доверенность от 29.06.2015)
от ответчика: Арутюнова O.Л. (доверенность от 27.02.2015), Артемова Н.Г. (доверенность от 27.02.2015)
от третьих лиц: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" - Березин П.А. (доверенность от 09.04.2015), Овидько Н.М. (доверенность от 30.10.2014)
ОАО "ДВЭУК" - Кропотова Е.Ю. (доверенность от 01.01.2016)
ООО "Транснефть-Восток" - Гаранин И.В. (доверенность от10.12.2015), Дягилев В. А. (доверенность от 10.12.2015)
УСТАНОВИЛ
ОАО Акционерная компания "ЯкутскЭнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Транснефтьэнерго" (далее - ответчик) о взыскании 17 444 225,88 руб. задолженности по оплате стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии на объекты НПС-11 и НПС-15 за декабрь 2014 года.
Решением суда от 07 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд пришел к выводу, что технологическое присоединение объектов НПС-11 и НПС-15 к сетям ОАО "ФСК ЕЭС" осуществлено в установленном законодательством порядке, доказательств технологического присоединения указанных объектов к сетям истца, в материалы дела не представлено.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии изменений в технологическом присоединении энергопринимающего оборудования и в правоотношениях сторон с начала исполнения обязательств по договору купли-продажи до периода, за который предъявлены исковые требования, не произошло.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что ПАО "ФСК ЕЭС" не могло оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии, так как не являлось собственником сетевых объектов ПС220 кВ - НПС-11 и ПС220 кВ - НПС-11 и не имело тарифа в отношении услуг по передаче спорных объектов.
Также с апелляционной жалобой в порядке ст.42 АПК РФ обратилось АО "ДВЭУК", полагая, что решение суда от 07 августа 2015 года принято о его субъективных правах и обязанностях.
Ответчик и третье лицо считают, что в иске отказано правомерно, согласны с выводами, изложенными в его мотивировочной части, полагают, что решение суда от 07 августа 2015 года не может затрагивать интересов АО "ДВЭУК", поскольку отказав АО "ДВЭУК" в самостоятельном иске, предъявленном к ОАО Акционерная компания "ЯкутскЭнерго" и ООО "Транснефтьэнерго" по делу А40-83196/13, суд не ссылался на настоящее решение.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 года произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции, к участию в деле привлечено ОАО "ДВЭУК" (ст.51 АПК РФ).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 года третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Транснефть-Восток".
Представитель истца поддержал ранее заявленные требования, полагает, что ПАО "ФСК ЕЭС" не может являться по отношению к ответчику сетевой организацией, поскольку в спорный период не обладало правом собственности на сетевые объекты, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства НПС-11, НПС-15, не имело тарифа на оказание услуг в отношении данных объектов.
Сетевые объекты, к которым присоединены НПС-11, НПС-15, ни в спорный период, ни в настоящее время не включены в Реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Представитель ответчика просит в иске отказать, считает, что только ПАО "ФСК ЕЭС" является надлежащей сетевой компанией, поскольку именно к сетям данной организации технологически присоединены энергопринимающие устройства НПС-11, НПС-15, между ответчиком и ПАО "ФКС ЕЭС" заключено дополнительное соглашение N 14 от 15.10.2014 г., которое исполняется его сторонами в отношении спорных точек поставки.
В этой связи ООО "Транснефтьэнерго" считает себя ненадлежащим ответчиком, так как денежные расчеты за оказанные в декабре 2014 года услуги произвело с ПАО "ФСК ЕЭС".
Третье лицо, АО "ДВУЭК", поддержало процессуальную позицию истца.
Третье лицо, ПАО "ФСК ЕЭС", согласно с доводом ответчика, дополнительно указывает на непоследовательность позиции истца, настаивавшего в рамках дела N А40-83196/15 на отказе ОАО "ДВУЭК" в удовлетворении иска, что, по мнению третьего лица, является злоупотреблением истцом правом. Считает, что в спорный период обладало тарифом по спорным объектам (п.81 Основ ценообразования, приказ ФСТ N555-Э/2 от 29.12.2009 г.).
Третье лицо, ООО "Транснефть-Восток" поддержало доводы ответчика и третьего лица ПАО "ФСК ЕЭС".
Заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 07 августа 2015 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, 25 сентября 2014 г. между ОАО АК "Якутскэнерго" (далее - истец) и ООО "Транснефтьэнерго" (ответчик) заключен договор купли-продажи электрической энергии N 1 (далее - договор). Согласно условий данного договора истец осуществляет продажу ответчику электрической энергии в возмездном порядке на объекты "НПС-11" и "НПС-15".
Срок действия данного договора - с момента заключения по 31.12.2015 г. При этом стороны договорились, что исполнение обязательств по договору начинается с 00 часов 00 минут 01.08.2014 г. (п. 8.1 договора). Таким образом, стороны установили, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора (п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями абз. 3, 7 п. 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), при заключении договора купли-продажи потребитель самостоятельно, либо через обслуживающую его энергосбытовую организацию, обязан урегулировать взаимоотношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
ОАО АК "Якутскэнерго" на территории Республики Саха (Якутия) совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче.
ООО "Транснефтьэнерго" является энергосбытовой организацией, обслуживающей потребителя ООО "Транснефть-Восток".
Ст. 3, подп. 2 и 3 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 9 Правил N 861 предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче электроэнергии (мощности) является публичным и обязательным для заключения сетевой организацией.
Письмом от 26.11.2014 г. исх. N 300/4223 ОАО АК "Якутскэнерго" предложило ответчику направить оферту договора оказания услуг по передаче электрической энергии. До настоящего времени оферты от ответчика не поступало.
Отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание услуг по передаче электрической энергии не является основанием для освобождения ответчика от оплаты стоимости фактически оказанных ему истцом услуг по передаче электрической энергии.
Указанные фактические обстоятельства явились основание настоящего иска.
Отказывая в удовлетворении иска, суд согласился с доводом ответчика и третьего лица ПАО "ФСК ЕЭС" о том, что технологическое присоединение объектов НПС-11 и НПС-15 произведено ПАО "ФСК ЕЭС" к сетям ПАО "ФСК ЕЭС". Кроме того, суд сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 г. N 6057/07 о том, что услуга по передаче электрической энергии может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Между тем, судом первой инстанции, помимо процессуального нарушения, выразившегося в не привлечении к делу всех лиц, участвующих в оказании и потреблении услуги, не учтено следующее.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии- Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением.
Так, в частности, приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 27 - 30, 40 - 43, 78 Основных положений N 442, пункты 69, 73 Основ ценообразования).
В договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии, указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче электроэнергии). По общему правилу места нахождения точек поставки предопределяются условиями технологического присоединения объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства (пункты 2, 40, 41 Правил N 442, пункт 2 Правил N 861).
Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 2, подпункт "а" пункта 15 Правил N 861).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования N 1178).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Правила N 1178).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3,42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы) (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний N 20-Э/2).
При расчетах в рамках указанной модели по принципу "котел сверху" потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе держателем котла, поскольку только для нее устанавливается тариф для расчетов с потребителями услуг (покупателями и продавцами электроэнергии). В этих правоотношениях держатель котла является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе. Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, не имеют права заключать договоры непосредственно с потребителями и получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых держатель котла является заказчиком услуг (пункт 8, пункты 34 - 42 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования N 1178, пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний 20-Э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
Истец в подтверждение своего статуса "котлодержателя" представил свидетельства о праве собственности на объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии до объектов ответчика (участки линий от опоры N 1 Л-201 до яч. ЗРУ-2 КВГЭС, от опоры N 8 Л-202 до яч. ЗРУ-1 КВГЭС, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО АК "Якутскэнерго" и ОАО "ДВЭУК", свидетельствами о государственной регистрации прав 14-АА 096112 от 06.02.2003 г., 14-АА 096110 от 03.02.2003 г.), и для ОАО АК "Якутскэнерго" установлен тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии (постановление ГКЦ-РЭК PC (Я) от 31.12.2013 г. N 339.
Третье лицо в подтверждение наличия тарифа сослалось на п.81 Основ ценообразования и Приказ Федеральной службы по тарифам N 555-Э/2 от 29.12.2009 г.
Между тем, ПАО "ФСК ЕЭС" не учтено следующее.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования (в редакции в ред. постановления Правительства РФ от 13.11.2013 N 1019) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются для субъектов Российской Федерации по перечню согласно приложению N 2. При этом дифференцированные тарифы должны быть установлены на едином уровне для всех таких субъектов Российской Федерации.
Цены (тарифы) по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждаются в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и ставки тарифа на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической энергии ПАО "ФСК ЕЭС" оплачиваются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам N 552-э/2 от 29.12.2009.
Таким образом, как п.81 Основ ценообразования, так и Приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.2009 г. N 555-Э/2 связывают установление для ПАО "ФСК ЕЭС" тарифа только в отношении единой (общероссийской) электрической сети.
В соответствии с п. 1 статьи 7 Федерального закона от 26.03.2003 N35-03 "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике) Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Статьей 3, пунктом 1 статьи 7, пунктами 1, 2 статьи 9 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по линиям, относящимся к Единой национальной (общероссийской) электрической сети оказывается организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"), а также собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав Единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Согласно статье 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В соответствии с пунктом 3 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 648 решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается Министерством энергетики Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 5 указанного Положения объект электросетевого хозяйства считается отнесенным к Единой национальной (общероссийской) электрической сети со дня вступления в силу решения Министерства энергетики Российской Федерации.
Между тем принадлежащие ОАО "ФСК ЕЭС" сетевые объекты ПС 220 кВ НПС-11 и ПС 220 кВ НПС-15, к которым подключены нефтеперекачивающие станции ООО "Транснефть- Восток" НПС-11 и НПС-15, не были включены в спорный период (с 01.12.2014 г. по 31.12.2014 г.) в Реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Более того, как следует из приказа Министерства энергетики РФ от 5 июня 2015 г. N 343 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть", данные объекты не отнесены к единой национальной электрической сети и на более позднюю дату.
Необходимость отнесения объектов к единой национальной электрической сети прямо следует и из определения "сетевой организации", данного в п.2 Правил N 861.
Таким образом, довод истца о невозможности ПАО "ФСК ЕЭС" в декабре 2014 г. оказывать услуги по передаче электрической энергии в отношении НПС-11 и НПС-15 по причине отсутствия входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть объектов и, как следствие, установленного для ПАО "ФСК ЕЭС" тарифа, нашел свое объективное подтверждение.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что фактические отношения, сложившиеся между участниками спора, подпадают под регулирование п.5 Правил N 861.
Согласно п.5 Правил N 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Таким образом, ПАО "ФСК ЕЭС" в отношении объектов НПС-11 и НПС-15 является лицом, не оказывающем услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем, исходя из положений п.5 Правил N 861, истец действительно является сетевой компанией, к сетям которой опосредовано присоединены электроустановки НПС-11 и НПС-15.
Этой же позиции придерживается и регулирующий орган Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики САХА (Якутия) в ответе от 08.12.2014 г. N 03-02Э-4384 на запрос ответчика ООО "Транснефтьэнерго" (т.1, л.д. 60 - 61).
Согласно ч.2 ст.168 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 г. N 100-ФЗ), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку дополнительное соглашение N 14 от 15.10.2014 г. между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Транснефтьэнерго" не только нарушает положения ч.1 ст.424 ГК РФ, п.п. 2, 5 Правил N 861, допуская оказание услуг в отсутствии установленного для ПАО "ФСК ЕЭС" тарифа и в отношении объектов, не включенных в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, но и препятствует истцу как территориальной сетевой компании, имеющей опосредованное технологическое присоединение к НПС-11 и НПС-15, получить стоимость оказанной услуги с ответчика, как энергоснабжающей конечного потребителя организации, судебная коллегия соглашается с утверждением истца о ничтожности дополнительного соглашения N 14 от 15.10.2014 г. (ч.1 ст.166 ГК РФ, ст. 168, ч.1 ст.424 ГК РФ, п.п. 2, 5 Правил N 861).
При этом не может быть принято во внимание утверждение ООО "Транснефтьэнерго" о том, что данное лицо является ненадлежащим ответчиком по причине состоявшегося между этим лицом и ПАО "ФСК ЕЭС" расчета за услуги по передаче электрической энергии в декабре 2014 года, поскольку ПАО "ФСК ЕЭС" данную услугу у истца не заказывало, и не является лицом, обязанным урегулировать отношения с истцом по оказанию этой услуги.
Вопросы, связанные с исполнением его сторонами ничтожного дополнительного соглашения N 14 от 15.10.2014 г., могут быть урегулированы между ООО "Транснефтьэнерго" и ПАО "ФСК ЕЭС" в самостоятельном порядке (п.80 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25).
Поскольку лицом, обязанным урегулировать отношения с истцом по оказанной услуге, является ответчик, возражений по объемам оказанной услуги ответчиком не приведены, требования истца подлежат удовлетворению применительно к положениям ст.1102 ГК РФ.
Утверждение о злоупотреблении ПАО "Якутскэнерго" правом при рассмотрении дела N А40-83196/15 со ссылкой на приобщение ПАО "Якутскэнерго" письма от 20.02.2013 г. N 201 1812 (т.6, л.д. 45) отклоняется судебной коллегией, так как в данном письме истец лишь признает соответствие объектов ПАО "ФСК ЕЭС" критериям их отнесения к ЕНЭС, но не считает ПАО "ФСК ЕЭС" надлежащей сетевой организацией, а объекты, включенными в ЕНЭС.
Также суд апелляционной инстанции считает ошибочной ссылку суда на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 г. N 6057/09, поскольку из фактических обстоятельств дела N А49-3724/2008-120а/21-АК не следует, что у ЗАО "Пензенская горэлектросеть" отсутствовал установленный тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждено по настоящему делу.
Так как доводы жалобы третьего лица о его необоснованном не привлечении к участию в деле нашли свое объективное подтверждение, а также, принимая во внимание, что в настоящем процессе АО "ДВУЭК" выступило на стороне истца, расходы по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы АО "ДВУЭК" относятся на ответчика (ст.110 АПК РФ).
Госпошлина, не оплаченная истцом за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в сумме 3 000 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2015 года по делу N А40-54847/15 отменить.
Взыскать с ООО "Транснефтьэнерго" в пользу ПАО "Якутскэнерго" 17 444 225 руб. 88 коп. - стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии за декабрь 2014 года и 110 221 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Взыскать с ООО "Транснефтьэнерго" в пользу АО "ДВУЭК" 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с ООО "Транснефтьэнерго" 3 000 руб. - госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54847/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2016 г. N Ф05-5809/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЯКУТСКЭНЕРГО", ООО "ДВЭУК", ПАО "ЯкутскЭнерго"
Ответчик: ООО "ТРАНСНЕФТЬЭНЕРГО"
Третье лицо: ОАО "ДВЭУК", ОАО "ФСК ЕЭС", ПАО "ФСК ЕЭС"
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64442/18
18.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5809/16
13.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5597/17
21.03.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 61-ПЭК17
02.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5809/16
24.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45839/15
07.08.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-54847/15