Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2016 г. N Ф10-1839/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании права муниципальной собственности, о признании права собственности в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Воронеж |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А64-7721/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Суховой И.Б., |
|
Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ширяевой О.В.
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: Волкова А.А., представителя по доверенности N 212/1/58 от 22.01.2015; Мурушкина С.Н., представителя по доверенности N 212/2/130 от 21.01.2015;
от Федерального казенного учреждения "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа" в лице войсковой части N 61460: Волкова А.А., представителя по доверенности N 342 от 04.12.2015;
от Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России: Мурушкина С.Н., представителя по доверенности N 141/1/7/2333-ИСХ от 16.07.2015;
от Муниципального образования городского округа - город Тамбов в лице администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2015 г. по делу N А64-7721/2014 (судья Краснослободцев А.А.) по иску Муниципального образования городского округа - город Тамбов в лице администрации города Тамбова к Министерству обороны Российской Федерации, третьи лица: Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, г.Москва, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, г.Москва, Федеральное казенное учреждение "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа", г.Санкт-Петербург, в лице войсковой части N 61460, г.Тамбов, об обязании разделить земельный участок, прекращении права федеральной собственности на образованный земельный участок и признании права муниципальной собственности на него,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит образовать земельный участок площадью 3067 кв.м под зданием детского сада по адресу: г.Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2, с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы" путем раздела земельного участка площадью 591698 кв.м с кадастровым номером 68:29:0304006:0130, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов-6, ул. комиссара Московского, военный городок 2, с сохранением земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304006:0130 в измененных границах, согласно прилагаемому чертежу земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, Тамбов-6, ул.комиссара Московского, военный городок 2, выполненному кадастровым инженером Соловьевой Л.В. 19.06.2014 г.; а также прекратить право Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 3067 кв.м под зданием детского сада по адресу: г.Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы"; признать право муниципальной собственности муниципального образования городской округ - город Тамбов на земельный участок площадью 3067 кв.м под зданием детского сада по адресу: г.Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Определением арбитражного суда от 04.02.2015 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации надлежащим - Министерством обороны Российской Федерации; Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, уточнено наименование третьего лица - Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции истцом (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнены заявленные требования, в связи с чем истец просит обязать Министерство обороны Российской Федерации образовать земельный участок площадью 3067 кв.м под зданием детского сада по адресу: г.Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2, с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы" путем раздела земельного участка площадью 591698 кв.м с кадастровым номером 68:29:0304006:0130, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов-6, ул. комиссара Московского, военный городок 2, с сохранением земельного участка с кадастровым номером 68:29:0304006:0130 в измененных границах, согласно прилагаемому чертежу земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, Тамбов-6, ул.комиссара Московского, военный городок 2, выполненному кадастровым инженером Соловьевой Л.В. 19.06.2014; обязать Министерство обороны Российской Федерации передать в муниципальную собственность муниципального образования городской округ - город Тамбов земельный участок площадью 3067 кв.м под зданием детского сада по адресу: г.Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 с видом разрешенного использования - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы"
Определением от 03.06.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа" г.Санкт-Петербург в лице войсковой части N 61460 г.Тамбов.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2015 г. по делу N А64-7721/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2015 г. по делу N А64-7721/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 12.02.2016 г. не явились представители Муниципального образования городского округа - город Тамбов в лице администрации города Тамбова, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в их отсутствие.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа" в лице войсковой части N 61460, явившиеся в судебное заседание, поддержали доводы своих апелляционных жалоб, полагая принятое по делу решение незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в жалобах, просили данное решение отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России также просил обжалуемое решение отменить, в иске - отказать.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и пояснений по делу, а также заслушав явившихся в судебное заседание представителей, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.03.2011 N 384 из оперативного управления государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовское высшее военное авиационное училище радиоэлектроники (военный институт) Министерства обороны Российской Федерации изъято и передано в муниципальную собственность муниципального образования городской округ - город Тамбов недвижимое имущество - здание детского сада, литер: X, общей площадью 728 0 кв.м, расположенное по адресу: г. Тамбов-6, ул. комиссара Московского, военный городок 2 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АБ 558988 от 08.11.2012).
Переданное имущество расположено на земельном участке площадью 591698 кв.м с кадастровым номером 68:29:0304006:0130, находящемся по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов-6, ул. комиссара Московского, в/г N 2, с видом разрешенного использования - под комплекс зданий Тамбовского военного авиационного инженерного института.
Земельный участок под передаваемым в муниципальную собственность имуществом не был сформирован при передаче расположенного на нем объекта недвижимости в порядке Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом меры, обеспечивающие образование земельного участка, занятого переданным в муниципальную собственность объектом недвижимости, приняты не были; кадастровые работы в отношении такого участка проведены не были, документы, необходимые для постановки земельного участка на государственный учет не оформлены.
Администрацией города Тамбова было принято постановление от 25.07.2014 N 6124 об утверждении схемы расположения земельного участка под зданием детского сада по адресу: г.Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2 на кадастровой карте города согласно приложению с видом разрешенного использования земельного участка площадью 3067 кв.м - "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы".
Ссылаясь на то, что отказ или уклонение в совершении действий, направленных на передачу земельного участка в муниципальную собственность нарушают права муниципального образования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Указанные требования суд апелляционной инстанции полагает подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец в данном случае добивается оформления прав на земельный участок, находящийся под зданием, переданным в муниципальную собственность муниципального образования городской округ - город Тамбов на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.03.2011 N 384.
Порядок безвозмездной передачи недвижимого военного имущества предусмотрен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Из изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П и Определении от 7 декабря 2006 года N 542-О правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 540-О, при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должен быть соблюден принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям.
По смыслу данной правовой позиции, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая необходимость поддержки местного бюджета на содержание передаваемого имущества, расходов, связанных с его передачей.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является Министерство обороны.
Решение о передаче в муниципальную собственность здания детского сада, расположенного на спорном земельном участке, содержится в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26.03.2011 N 384.
Согласно части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которым передано такое имущество.
В силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного в пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается передача объекта недвижимого имущества без передачи прав на земельный участок, занятый такой недвижимостью.
В соответствии со ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции судом была назначена экспертиза на предмет определения того, какая площадь земельного участка необходима для эксплуатации дошкольного учреждения - детский сад N 66 "Тополек" согласно Генплану, составленному проектно-архитектурной компанией "Архградо"; а также того, возможна ли эксплуатация дошкольного учреждения - детский сад N 66 "Тополек" в случае, если площадь земельного участка будет ограничиваться точками 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1, согласно Генплану, составленному проектно-архитектурной компанией "Архградо", площадью 2 102 кв.м ранее фактически используемой.
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения Тамбовская лаборатория судебной экспертизы N 3033/4-3 от 02.11.2015 г. площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации дошкольного учреждения - детский сад N 66 "Тополек", согласно Генплану, составленному проектно-архитектурной компанией "Архградо", составляет 3067 кв.м. Формирование границ земельного участка по точкам на Генплане, составленном проектно-архитектурной компанией "Архградо", 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1 площадью 2102 кв.м противоречит техническим требованиям п. 9.5 СП 118.13330.2011 [5], и п.7.2 [1]: не предусматривает возможность доступа собственника здания (детского сада) к одной из стен, необходимого для обслуживания и ремонта конструкций здания (необходимая ширина -1,5-2,0-м; фактическая - 0-м); противоречит противопожарным требованиям пп. 8.1, 8.6, 8.8 СП 4.13130.2013 [3]: не обеспечивает необходимой возможности подъезда пожарных автомобилей со всех сторон зданиям (необходимая минимальная ширина - 8,5-м; фактическая - 0-м); приведет к ухудшению условий эвакуации из здания детского сада, поскольку существующие эвакуационные выходы из здания (с внутренней лестницы наружу; по наружной лестнице) будут осуществляться на территорию соседнего участка, принадлежащего ответчику. При указанных противоречиях безопасная эксплуатация дошкольного учреждения - детский сад N 66 "Тополек" технически не возможна.
Учитывая изложенное, требования истца об образовании земельного участка площадью 3067 кв.м под зданием детского сада по адресу: г.Тамбов-6, улица комиссара Московского, военный городок 2, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Обжалуя принятое по делу решение, заявители жалоб ссылаются на то, что спорный земельный участок находится в исключительной федеральной собственности, в связи с чем не мог быть передан муниципальному образованию, а нужды истца могли быть обеспечены и установлением сервитута.
Названные доводы по существу направлены на оспаривание решения уполномоченного органа, послужившего основанием передачи военного имущества в муниципальную собственность, противоречат приведенным ранее нормам земельного законодательства и не могут быть приняты апелляционным судом.
Иных доводов, основанных на соответствующих доказательствах и позволяющих отменить обжалуемое решение суда, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционных жалоб, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на их заявителей.
Министерство обороны Российской Федерации в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.12.2015 г. по делу N А64-7721/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Объединенное Стратегической Командование Западного военного округа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7721/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2016 г. N Ф10-1839/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное образование городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова
Ответчик: Департамент имущественный отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральное казенное учреждение "Объединенное Стратегическое Командование Западного военного округа", Федеральное казенное учреждение "Объединенное Стратегическое Командование Западного военного округа" в лице в/ч 61460, ФБУ Тамбовская лаборатория судебной экспертизы