Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2016 г. N Ф08-2671/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А63-7005/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2015 по делу N А63-7005/2015 по заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь, к комитету градостроительства администрации города Ставрополя, ОГРН 1052600294064, г.Ставрополь, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский Диализный Центр", ОГРН 1092635015142, г. Ставрополь, о признании незаконными действий и недействительным разрешения на строительство (судья Орловский Э.И.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет) о признании недействительным разрешения на строительство от 29.12.2012 N 26309000-"01005-С" и незаконными действий по выдаче указанного разрешения.
Решением суда от 06.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а также на ошибочный вывод о пропуске истцом срока исковой давности.
Министерство направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением главы города Ставрополя от 27.09.2001 N 5610 за краевой клинической больницей в бессрочное (постоянное) пользование закреплен земельный участок территории больницы по фактическому пользованию площадью 37 768 кв.м под строениями по улице Ленина, 417-Б, в квартале 477.
При внесении в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) земельному участку площадью 37768 кв.м, расположенному по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417-Б, присвоен кадастровый номер 26:12:010501:3 (кадастровый паспорт N 12-06/08-01680 от 19.05.2008).
16.08.2002 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" на земельный участок площадью 37768 кв.м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417-Б, с кадастровым номером 26:12:010501:3 (регистрационная запись от 16.08.2002 N 26-01/12-1/2002-1629).
25.02.2009 на основании данного постановления зарегистрировано право собственности Ставропольского края на земельный участок площадью 37768 кв.м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417-Б, с кадастровым номером 26:12:010501:3 (свидетельство о государственной регистрации права от 25.02.2009 серии 216-АЕ N 724279).
Письмом от 04.12.2009 N 01-16/13435 ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" обратилось в министерство с просьбой провести раздел земельного участка по ул. Ленина, 417-б.
07.12.2009 на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:010501:17 площадью 16150 кв.м и 26:12:010501: 18 площадью 21 618 кв.м, образованные из земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:3.
В тот же день, министерством вынесено распоряжение N 1167 о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:3 на два земельных участка: с кадастровым номером 26:12:010501:17 площадью 16150 кв.м и 26:12:010501:18 площадью 21 618 кв.м, имеющих разрешенное использование: "для оздоровительной деятельности".
10.12.2009 в ЕГРП зарегистрировано право собственности Ставропольского края и право постоянного (бессрочного) пользования ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010501:17 (свидетельства о государственной регистрации права от 10.12.2009 серии 26-АЖ N N 082969, 082968, соответственно).
Распоряжением министерства от 21.12.2009 N 1224 по заявлению ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" и с согласия министерства здравоохранения Ставропольского края прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010501:17.
23.12.2009 произведена регистрация в ЕГРП прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010501:17 (уведомление управления Росреестра по Ставропольскому краю от 23.12.2009 N 04-11).
26.12.2009 в газете "Вечерний Ставрополь" N 237 (4437) опубликовано сообщение министерства о наличии земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося в собственности Ставропольского края, площадью 16150 кв.м, кадастровый номер 26:12:010501:17, расположенного: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417-Б, с разрешенным использованием "для оздоровительной деятельности", с предложением заинтересованным лицам для передачи его в аренду сроком на 3 года для строительства гемодиалезного центра.
Распоряжением министерства от 25.01.2010 N 32 в связи с поступлением одного заявления после публикации земельный участок площадью 16150 кв.м с кадастровым номером 26:12:010501:17, с разрешенным использованием "для оздоровительной деятельности", расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417-Б, предоставлен обществу в аренду на 3 года для строительства гемодиалезного центра.
На основании распоряжения от 25.01.2010 N 32 министерством (арендодатель) с обществом (арендатор) заключен договор N 7-12 от 25.01.2010 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:17 площадью 16150 кв.м, с разрешенным использованием "для оздоровительной деятельности", расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417-Б. Согласно разделу 1 договора земельный участок предоставлен для строительства гемодиалезного центра. Пунктом 3.1 договора срок аренды установлен по 24.01.2013.
Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2010 за номером 26-26-01/023/2010-239.
22.12.2010 главным архитектором города Ставрополя утвержден градостроительный план N RU26309000-00000000008008 земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:17, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина 417-Б, квартал 477.
В 2012 году по заказу общества подготовлена проектная документация на объект "Строительство объектов гемодиалезного центра (1 -я очередь - строительство здания пропускной) ул. Ленина, 417-Б, в квартале 477 города Ставрополя".
28.12.2012 общество обратилось в комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство контрольно-пропускного пункта Ставропольского диализного центра. К заявлению прилагались: договор аренды; доверенность представителя, подписавшего заявление; свидетельство о регистрации общества в качестве юридического лица; проектная документация в составе: пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, архитектурно-строительные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства, перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергоэффективности и оснащенности зданий приборами учета используемых энергоресурсов.
29.12.2012 года комитетом обществу выдано разрешение N RU26309000-"01005-С" на строительство гемодиализного центра, 1 -я очередь строительства - здание пропускной, поз. 1 по ГП (общая площадь - 25,3 кв.м, площадь земельного участка - 16150 кв.м, количество этажей - 1 ед., строительный объем - 65,78 кв.м) со сроком действия до 28.12.2013.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2013 по делу N А63-9732/2013 удовлетворено заявление общества, признано незаконным решение управления Росреестра по Ставропольскому краю от 26.08.2013 об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и на управление Росреестра по Ставропольскому краю возложена обязанность зарегистрировать право собственности общества на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 26:12:010501:42, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417Б, в квартале 477, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности. Данным решением суда установлено, что общество в сроки, отведенные в разрешении на строительство, в период действия договора аренды, за свой счет построило незавершенный строительством объект, в регистрации права собственности отказано.
07.04.2014 во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2013 по делу N А63-9732/2013 зарегистрировано право собственности общества на объект незавершенного строительства - нежилое здание площадью застройки 36 кв.м, готовностью 70 %, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417-Б, с кадастровым номером 26:12:010501:42, о чем обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АИ N 726294 от 07.04.2014 (регистрационная запись 26-26-01/061/2013-635).
07.05.2015 года комитетом в адрес министерства по его запросу представлены документы по выдаче обществу оспариваемого разрешения на строительство.
Указывая, что при выдаче разрешения на строительство общество представило не полный пакет документов, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 данной статьи и другими федеральными законами.
Согласно пункту 25 части 2 статьи 52 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 N 81, выдача разрешений на строительство отнесена к полномочиям администрации города Ставрополя.
В структуру администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы, компетенция которых устанавливается главой администрации (пункты 1 и 4 статьи 53 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края).
В соответствии с пунктом Положения о комитете градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 10.03.2005 N 787 (действовавшего на момент выдачи оспариваемого разрешения), функции по выдаче разрешения на строительство возложены на комитет.
Общие требования к заявлению о выдаче разрешения на строительство установлены частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Обществом в комитет были представлены документы, указанные в пунктах 1 и 3 (продпункты "а", "б", "д", "е") части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Поскольку вышеуказанное здание запроектировано одноэтажным, то в силу части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проведение экспертизы проектной документации не требовалось.
Градостроительный план не представлен, поскольку согласно части 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ он запрашивается уполномоченным органом в органах, в распоряжении которых он находится, если застройщик не представил указанный документ самостоятельно.
В соответствии с частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Согласно пункту 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам. Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства. В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
В пояснительной записке проекта указано, что здание пропускной (1-й очереди) запроектировано отдельно стоящим. К зданию предусмотрены подъезд и проходы с улицы Ленина.
Архитектурно-строительные решения и проект организации строительства указанного отдельно стоящего здания приведены в соответствующих разделах (АС, ПОС).
На схеме планировочной организации земельного участка отображено местоположение здания пропускной и место будущего проектирования здания Диализного центра (2-я очередь строительства).
Таким образом, здание пропускной проектировалось как самостоятельный, отдельно стоящий объект, строительство которого являлось одним из этапов строительства гемодиалезного центра (данный вывод соответствует судебной арбитражной практике: постановление АС СКО от 10.11.2014 по делу N А63-4405/2011).
Кроме того, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Учитывая характер взаимоотношений между министерством и обществом, разрешение на строительство может быть оспорено в целях воспрепятствования строительству, нарушающему условия договора аренды, а также, как указал Президиум ВАС РФ в постановлении N 5377/12 от 09.10.2012, в качестве иного способа защиты в случае, если в иске о сносе незаконно построенного объекта отказано без оценки законности разрешения на строительство.
Срок действия оспариваемого разрешения на строительство истек задолго до обращения министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением, а с иском о сносе вышеуказанного незавершенного строительством объекта министерство не обращалось, равно как и с требованием о возврате арендованного земельного участка.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22).
Возможность восстановления прав министерства посредством предъявленных к комитету по настоящему делу требований, заявителем не обоснована и не доказана.
Избранный способ судебной защиты является ненадлежащим, поскольку не приведет к восстановлению тех прав и интересов, в защиту которых подано заявление (
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, министерством пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Об оспариваемом разрешении на строительство и о его содержании министерству стало известно 15.04.2014, когда общество подало заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:17 в аренду на новый срок. Согласно перечню приложений к заявлению общества от 15.04.2014 N 7 к нему прилагалось, в числе прочего, разрешение на строительство.
В арбитражный суд заявление подано 16.06.2015.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока министерство не заявило.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2015 по делу N А63-7005/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7005/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2016 г. N Ф08-2671/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Комитет градостроительства администрации города Ставрополя
Третье лицо: Государственное унитарное прадприятие Ставропольского края "Ставкрайимущество", ООО "Ставропольский Диализный Центр", Управление государственной федеральной службы госрегистрации,кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Филиал ФГБУ " ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя