25 февраля 2016 г. |
Дело N А83-3275/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 25.02.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Администрации города Джанкоя Республики Крым - Михайлова А.А., доверенность N 4 от 16.02.2016; от Совета министров Республики Крым - Бобковой В.В., доверенность N 1/01-48/5306 от 09.11.2015; от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" - Званцева Е.В., доверенность N 180 от 29.10.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Джанкоя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3275/2015 (судья Авдеев М.П.)
по заявлению Администрации города Джанкоя Республики Крым (ул. Карла Маркса, 15, г. Джанкой, Республика Крым, 296100)
к Министерству здравоохранения Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005), Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" (ул. Речная, 12, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) о признании недействительным приказа,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005),
о признании недействительным приказа,
установил:
Администрация города Джанкоя Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству здравоохранения Республики Крым и Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" о признании недействительным Приказа Министерства здравоохранения Республики Крым от 18.11.2014 N 118 "О передаче имущества Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" в части закрепления за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крым-Фармация" на праве хозяйственного ведения для дальнейшей эксплуатации недвижимого имущества, находящегося на балансе ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация", расположенного по адресу: г.Джанкой, ул.Ленина, 23", а также о признании права собственности муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым на встроено-пристроенные нежилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома по ул.Ленина,23, в г.Джанкое Республики Крым.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.08.2015 выделено в отдельное производство требование Администрации города Джанкоя Республики Крым, изложенное в пункте 3 заявления, а именно - о признании права собственности муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым на встроено-пристроенные нежилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома по ул.Ленина,23, в г.Джанкое Республики Крым; выделенному требованию присвоено самостоятельный номер дела А83-3346/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3275/2015 в удовлетворении заявления Администрации города Джанкоя Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация города Джанкоя Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым признать недействительным Приказ Министерства здравоохранения Республики Крым от 18.11.2014 N 118 "О передаче имущества Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" в части закрепления за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крым-Фармация" на праве хозяйственного ведения для дальнейшей эксплуатации недвижимого имущества, находящегося на балансе ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация", расположенного по адресу: г.Джанкой, ул.Ленина, 23". Считает, что решение суда первой инстанции является предвзятым, необъективным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 апелляционная жалоба принята к производству.
В судебном заседании представитель Администрации города Джанкоя Республики Крым поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Представители Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" и Совета министров Республики Крым просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Крым в судебное заседание не явился, в материалы дела предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 стать 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу статьи 95 Конституции Республики Крым до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года N 242 "О Регламенте Совета министров Республики Крым" Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Как следует из материалов дела, распоряжением Совета Министров Республики Крым N 839-р от 22.08.2014 "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" создано ГУП Республики Крым "Крым-Фармация" и органом, в ведении которого находится созданное предприятие определено Министерство здравоохранения Республики Крым. Министерству здравоохранения Республики Крым определено закрепить за ГУП РК "Крым-Фармация" на праве хозяйственного ведения имущество, согласно приложению.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 1215-р от 17.11.2014 "О внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 22 августа 2014 года N 839-р" в состав ГУП РК "Крым-Фармация" согласно Приложению включено ДП "Центральная районная аптека N52" ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация".
Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 126-р от 24.02.2015 "О внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 22 августа 2014 года N 839-р" уточнен адрес нахождения ДП "Центральная районная аптека N 52" ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация": г. Джанкой, ул. Ленина, 23.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Министерство здравоохранения Республики Крым (далее -Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 149 (далее - Положение).
Согласно п.1 Положения является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым (далее - в сфере охраны здоровья), контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управлению государственным имуществом, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, а также настоящим Положением (п.2 Положения).
Согласно п.5 Положению Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия, в частности, осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым, своих правовых актов в установленной сфере деятельности; исполняет законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым путем проведения конкретных мероприятий и организации работы в подведомственных учреждениях, организациях, предприятиях, осуществляет контроль за их исполнением; разрабатывает и принимает правовые акты (правила, положения, регламенты, инструкции, методические документы), обязательные для исполнения учреждениями, организациями и предприятиями, относящимися к ведению Министерства.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Крыма N 110-1 от 29 июня 1992 года "О разграничении имущества государственной (Республики Крым) собственности и собственности административно-территориальных единиц районных Советов народных депутатов" все встроенно-пристроенные и отдельно стоящие помещения торговли, быта, связи, здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства, построенные за счет 6,4 - 8 % отчислений от государственного жилищного строительства (независимо от ведомственной подчиненности), за исключением помещений, построенных предприятиями с другой формой собственности за счет их фондов, в том числе помещения, построенные для аптек, магазинов, а также за счет средств оптовых баз, относятся к государственной собственности Республики Крым.
Кроме того, к собственности Республики Крым было отнесено и имущество ПО "Фармация" с подведомственными учреждениями и предприятиями (базы, склады, аптеки и др.) в городах и районах.
В соответствии с постановлением Совета Министров АР Крым от 26.06.2001 года N 242 "О республиканской аптечной сети в Автономной Республике Крым" на базе предприятий республиканской аптечной сети, входящих в состав Республиканского производственного объединения "Фармация" было создано ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация", в составе которого находилось Дочернее предприятие "Центральная района аптека N 52".
Участниками Общества являлись Министерство здравоохранения АР Крым - 98,998 % уставного капитала и ООО "Трудовой коллектив - Фармация" - 1,002 % уставного капитала.
Согласно Приложению к указанному постановлению в уставной фонд ООО "Крым-Фармация" была передана Центральная районная аптека N 52, расположенная по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины N 594 от 29.08.1994 года "О передаче имущества, которое находится в общегосударственной собственности в собственность Республики Крым" аптечные магазины являются общегосударственным имуществом, переданным в собственность Республики Крым.
Постановлением Верховного совета Республики Крым от 15.03.2000 N 984- 2/2000 "Об утверждении Перечня имущественных комплексов, предприятий, организаций, их структурных подразделений, принадлежащих Автономной Республике Крым, которые не подлежат приватизации и находятся в сфере управления министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым" был утвержден перечень имущественных комплексов, предприятий, организаций, их структурных подразделений, принадлежащих Автономной Республике Крым, которые не подлежат приватизации и находятся в сфере управления министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым. В указанный перечень вошла Центральная районная аптека N 52 под N 124.
Кроме того, данным постановлением было определено, что - имущество, принадлежащее Автономной Республике Крым по состоянию на 12 января 1999 года, составляют предприятия, учреждения и организации согласно Приложения N 1, среди которых значится и спорная аптека N 52.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 18.11.2014 N 118 "О передаче имущества Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация", в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 22.08.2014 N 839-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация", положением о Министерстве здравоохранения Республики Крым, утвержденным постановлением Совета, министров Республики Крым от 27.06.2014 N149, устава Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 25.08. 2014 N 415, распоряжением Совета министров от 17.11.2014 N 1215-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 22 августа 2014 года N 839-р", закреплено за ГУП РК "Крым-Фармация" на праве хозяйственного ведения для дальнейшей эксплуатации недвижимое имущество, находящееся на балансе ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация", в том числе ДП ЦРА N52, находящееся по адресу: г.Джанкой, ул.Ленина, 23.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ был издан в соответствии с Распоряжениями Совета Министров Республики Крым N 839-р от 22.08.2014 и N 1215-р от 17.11.2014 органом, имеющим соответствующие полномочия.
Доказательств оспаривания указанных выше распоряжений заявителем суду представлено не было.
Доказательства нарушения оспариваемым приказом права и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя из материалов дела также не усматриваются.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно установил, что Совет министров Республики Крым и Министерство здравоохранения Республики Крым действовали в рамках предоставленных им, действующим законодательством, полномочий, оспариваемый приказ издан в соответствии с Распоряжениями Совета Министров Республики Крым N 839-р от 22.08.2014, N1215-р от 17.11.2014, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его недействительным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3275/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Джанкоя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3275/2015
Истец: Администрация города Джанкоя Республики Крым
Ответчик: ГУП Республики Крым "Крым-Фармация", Министерство здравоохранения Республики Крым
Третье лицо: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2060/16
25.02.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1935/15
30.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3275/15
18.11.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1935/15