г. Владимир |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А38-4654/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рожковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.10.2015 по делу N А38-4654/2015, принятое судьёй Куликовой В.Г., по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управлению Федерального казначейства по Республики Марий Эл, при участии третьих лиц - Министерства финансов Республики Марий Эл, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, о взыскании убытков,
В отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
установил:
муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управлению Федерального казначейства по Республики Марий Эл о взыскании 2 702 000 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением на условиях социального найма муниципального жилого помещения Каляпиной Е.А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Марий Эл, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Исковые требования основаны на статьях 72, 132 Конституции Российской Федерации, статьях 13, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 130, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и мотивированы несоблюдением правил возмещения Российской Федерацией расходов муниципального образования, связанных с реализацией гражданами прав на получение жилых помещений в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 28.10.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что отнесение расходов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 к расходным обязательствам Российской Федерации, противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Республика Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл в отзыве возразило против доводов жалобы, считает надлежащим ответчиком по делу Российскую Федерацию.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл высказало аналогичную позицию.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Определением от 18.01.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А38-4654/2015 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 27.01.2016 привлек к участию в деле в качестве соответчика Республику Марий Эл.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 06.02.2014 по делу N 33-203 на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" была возложена обязанность по предоставлению вне очереди Каляпиной Е.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Каляпина А.Г., на семью из трех человек, в составе которой имеется ребенок, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по установленным жилищным законодательством нормам (л. д. 22-24).
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта и на основании постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 05.06.2014 N 1431 "О предоставлении жилого помещения по договору социального найма" администрация предоставила Каляпиной Е.А., состоявшей на учете нуждающихся в жилых помещениях с 26.02.1998, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение на семью из трех человек общей площадью 56,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 22б, кв. 42, что подтверждается договором социального найма жилого помещения N 14/0175 от 09.06.2014 и актом передачи жилого помещения от 09.06.2014 (л.д. 24).
Рыночная стоимость квартиры определена на основании отчета об оценке N 02.146.Н.454/15 от 14.07.2015 и составила 2 702 000 рублей (л.д. 27, 53-84).
Тем самым муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" за счет средств бюджета понесены расходы в связи с передачей жилого помещения.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебного акта, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Убытки причинены неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению расходов, понесенных муниципальным образованием в связи с предоставлением во исполнение решения Йошкар-Олинского городского суда жилого помещения лицу, отнесённому к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что убытки администрации подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом учел отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о том, что Минфином России субъекту Российской Федерации - Республике Марий Эл в лице его финансового органа или органу местного самоуправления в рассматриваемый период (2014 год) были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, - на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Между тем судом неполностью выяснены обстоятельства дела относительно постановки семьи в льготную очередь после рождения 02.03.2006 ребенка-инвалида, а также не учтено следующее.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела также усматривается, что Каляпина Е.А. с семьей из 3 человек, которой было предоставлено жилое помещение, состояла на учете и как малоимущие граждане (выписка из постановления администрации городского округа "Город Йошкар- Ола" от 30.01.2013 N 161).
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Отнесение судами расходов по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан, семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Администрация не является непосредственным получателем средств из федерального бюджета.
От субъекта Российской Федерации - Республики Марий Эл - Министерству финансов Российской Федерации не поступало претензий относительно недостаточности субвенций из федерального бюджета.
Поскольку расходные обязательства субъекта Российской Федерации по указанной льготе надлежащим образом не исполнены, а администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения гражданке Каляпиной Е.А., и понесённые муниципальным образованием расходы до настоящего времени не компенсированы, истцу причинены убытки в размере рыночной стоимости квартиры на общую сумму 2 702 000 рублей, иск подлежал удовлетворению за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов республики Марий Эл.
При изложенных обстоятельствах иск необоснованно предъявлен к Российской Федерации и у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска за счет названного ответчика.
Согласно пункту 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.
О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 269, пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или судебного акта в порядке апелляционного производства являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права и (или) норм процессуального права.
Судом допущено неполное выяснение обстоятельств, что привело к несоответствию выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, судебный акт принят с нарушением норм материального права.
С учетом изложенного апелляционный суд отменяет решение Арбитражного суда Нижегородской области и принимает постановление об удовлетворении исковых требований за счет Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.10.2015 по делу N А38-4654/2015 отменить, апелляционную жалобу Российской Федерации удовлетворить.
Исковые требования муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о взыскании с Республики Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл удовлетворить.
Взыскать с Республики Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл в пользу муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" убытки в сумме 2 702 000 руб.
Иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отклонить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А.Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4654/2015
Истец: МО Город Йошкар-Ола в лице администрации МО Город Йошкар-Ола
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ, УФК по РМЭ
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ, Министерство финансов РМЭ, субъект РФ- Республика Марий Эл