г. Ессентуки |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А15-2572/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Даггаз" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2015 по делу N А15-2572/2012 по иску администрации муниципального образования городского округа "город Каспийск" (ОГРН 1020502132551) к обществу с ограниченной ответственностью "Даггаз" (ОГРН 1020502461792) о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности открытого акционерного общества "Даггаз" на газопроводы протяженностью 124282,2 м., расположенные в г.Каспийске и встречный иск открытого акционерного общества "Даггаз" об истребовании из чужого незаконного владения МУП "Каспийскгаз" и МО "город Каспийск" газопроводы протяженностью 117552,2 м., расположенные в г. Каспийске (судья Исаев М.С.), при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества "Даггаз": Дьякова Р.Н. - представителя по доверенности от 11.01.2016; от МУП "Каспийскгаз": Сунгурова И.А. (директор); от администрации муниципального образования городского округа "город Каспийск": Магомедова Р.А. - представителя по доверенности от 30.10.2015; от Управления имущественных отношений администрации ГО город Каспийск: Магомедова Р.А. - представителя по доверенности от 16.03.2015; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "город Каспийск" обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ОАО "Даггаз" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО "Даггаз" на следующие объекты: газопровод протяженностью 227 м., расположенный по адресу: РД, г.Каспийск, 1 и 2 квартал, с инвентарным номером 98; газопровод протяженностью 2483 м, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, 5 и 6 квартал, ул. Орджоникидзе-Халилова, 26, с инвентарным номером 98; газопровод протяженностью 818 м, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, Военный городок, с инвентарным номером 98; газопровод протяженностью 4557,0000 м, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ГРС-Кирпичный завод, с инвентарным номером 98; газопровод протяженностью 22506,2 м, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, Газопровод фасад, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 3509 м, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пос. Кирпичный, ул. Индустриальная - Акаева - Чкалова - Островского, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2173 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, от пос. Кирпичный, до Свинофермы ПСХ з-д Гаджиева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2983 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, от ГРС до ТЭЦ, инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 3001 м, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, 3-4 квартал - Ленина,1 Мира,8 - Стальского,9, с инвентарным номером 98; отменить право собственности ОАО "Даггаз" на газопровод протяженностью 2706 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, от Заводской до Пионерской, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 433 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Вокзальный, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 220 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Гагарина, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1564 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Заводской, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 390 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Каспийский, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 400 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Кирова, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 285 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Махачкалинский, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 368 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Трудовой, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 227 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Чапаева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 852 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. С.Стальского-Орджоникидзе- Хизроева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2810 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Абдулманапова -Рабочий -Советский, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 730 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Агасиева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 559 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Аэропортовское шоссе, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 290-м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, пер. Батырая, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 750 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Батырая, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1568 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Буйнакского, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2980 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Гагарина, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1750 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Гаджиева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1803 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Гамзатова, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 775 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Гастелло, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 458 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Дагестанская, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2054 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Дахадаева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 466 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Дзержинского, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 540 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Дзержинского, инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 930 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Ермака, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2548 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Заводская, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1200 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Казбекова, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2144 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Калинина, 10, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 918 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Калинина - АО Каспий -Лада, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 836 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Капиева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 444 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. 3. Космодемьянской, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1700 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Котовского, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 450 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Котрова, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2200 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Кошевого, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1200 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Красноармейская, инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 502 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. JI. Чайкиной, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1151 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Лермонтова, инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 3048 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Махачкалинская -Октябрьская, пер. Советский, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 440 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Мичурина, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2830 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Мичурина, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1818 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Нагорная, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1055 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Оскара, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1180 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Пионерская -Безымянная- Пушкина, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2084 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Первомайская, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1015 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Пушкина, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 927 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Рабочая, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2800 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Радищева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1454 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Садовая, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 851 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.С. Стальского-Орджоникидзе -Хизроева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1130 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.Строительная, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1510 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.Тимирязева, инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 922 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.Толстого, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1200 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.Трудовая, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2545 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.Фрунзе, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 4094 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.Халилова, 18-22, ул. Ленина, 15 -25, Орджоникидзе, МКР -6, булв з-д, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 848 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул.Хизроева -горгаз, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2790 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Г. Цадасы, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 549 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Циолковского, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1316 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Чапаева, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 1500 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Чернышевского,с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 754 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Шорса, с инвентарным номером 98; на газопровод протяженностью 2164 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Эмирова, с инвентарным номером 98.
В последующем истец в соответствии уточнил исковые требования и заявил отказ от иска в части признания отсутствующим права собственности ОАО "Даггаз" на газопроводы протяженностью 4557 м., расположенные по адресу: РД, г. Каспийск, ГРС-Кирпичный завод, инвентарный номер 98, В соответствии со статьей 49 АПК РФ, уточненные исковые требования, приняты судом к рассмотрению.
ОАО "Даггаз" подало встречное исковое заявление о признании отсутствующим право собственности муниципального образования "город Каспийск" на газопроводы протяженностью 124282,2 м, входящие в общую протяженность газопроводов 161744,061-м. в г.Каспийске (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 027732 от 27.01.2006, регистрационный номер 05-05-01/052/2005-167 от 25.01.2006).
В последующем общество уточнило требования по встречному иску и просило признать отсутствующим право собственности МО "город Каспийск" на газопроводы протяженностью 117552,2 м.
Решением от 10.06.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.09.2013, приняты отказы сторон от иска, производство по делу в соответствующей части прекращено; в остальной части исковые требования администрации удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2014 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд указал на необходимость установления всех обстоятельств возникновения прав на спорный газопровод, как истца, так и ответчика, а также фактического владельца спорного газопровода и определения уровня собственности.
При новом рассмотрении дела ОАО "Даггаз" в порядке ст. 49 АПК РФ заявило об изменении предмета иска и просило истребовать из незаконного владения администрации и МУП "Каспийскгаз" (далее - предприятие) газопроводов протяженностью 117552,2 м.
К участию в деле по ходатайству общества в качестве соответчика по встречному иску привлечено МУП "Каспийскгаз".
Решением от 25.11.2015 суд принял отказ истца по первоначальному иску администрации МО ГО "город Каспийск" от иска в части признания отсутствующим права собственности ОАО "Даггаз" на газопровод протяженностью 4557 м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, ГРК-Кирпичный завод, инвентарный номер 98(свидетельство о госрегистрации права 05-АА N 534639). Производство по делу в этой части прекратил. В остальной части заявленные требования удовлетворил. В удовлетворении встречного иска ОАО "Даггаз" об истребовании из незаконного владения МО ГО "город Каспийск" и МУП "Каспийскгаз" газопроводов протяженностью 117552,8 м., расположенных в г. Каспийске отказал. Взыскал с ОАО "Даггаз" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 200 000 руб. по первоначальному иску и 4 000 руб. по встречному иску.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Даггаз" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных заявленных требований и удовлетворении встречных, ссылаясь на нарушение норм права и не соответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Управление имущественных отношений администрации ГО "город Каспийск" и МУП "Каспийскгаз", направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации муниципального образования городского округа "город Каспийск", Управления имущественных отношений администрации ГО город Каспийск и МУП "Каспийскгаз" просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Даггаз" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Главное управление Федеральной регистрационной службы по РД 01.07.2005 зарегистрировало право собственности ОАО "Даггаз" на газопроводы, расположенные на территории г. Каспийска, протяжённостью 124282,2 п.м. Основанием регистрации права собственности указан план приватизации, утвержденный Госкомитетом по имущественным отношениям Республики Дагестан 10.12.1993.
ОАО "Даггаз" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Администрации г. Каспийска и Главному Управлению Федеральной службы по РД о признании права собственности на газопроводы протяженностью 124282 м., расположенные в г. Каспийске. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что часть газопроводов находились на балансе ПЭУ "Каспийскгаз" и вошла в план приватизации предприятия, остальные газопроводы были построены после приватизации.
Администрация г.Каспийска предъявила встречный иск о признании права собственности муниципального образования на газопроводы протяженностью 124282,2 пм., расположенных в г. Каспийске.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.04.05 по делу N А15-1462/04-6, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.05 и постановлением кассационной инстанции от 22.09.05, в иске ОАО "Даггаз" отказано, а встречное исковое заявление Администрации г. Каспийска оставлено без рассмотрения.
16.09.2005 Комитет по управлению имуществом г. Каспийска обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по РД и ОАО "Даггаз" о признании недействительным зарегистрированного за ОАО "Даггаз" права собственности на газопроводы протяженностью 124282,2 кв.м, расположенные в г. Каспийске.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.11.2005 по делу N А15-1512/2005, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 30.03.06, исковые требования удовлетворены.
27.01.2006 ГУ ФРС РФ по РД зарегистрировало право собственности МО ГО "город Каспийск" на газопроводы надземные и подземные, протяженностью 161744,061-м, расположенные по адресу: г. Каспийск, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним
27.01.2006 сделана запись регистрации N 05-05-01\052\2005-167.
В последующем ОАО "Даггаз" обратилось с исками к Администрации г. Каспийска, ОАО "Каспийский завод точной механики" и ОАО "Дагдизель" о признании недействительными сделок по передаче газопроводов ОАО "Каспийский завод точной механики" (акта приема-передачи от 18.02.2004) и ОАО "Дагдизель" (акта приема-передачи от 24.04.2003) в муниципальную собственность г. Каспийска с применением последствий недействительности ничтожных сделок. Требования общества решениями Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.04.2007 по делам N А15-46/07 и N А15-52/07, которые вступили в законную силу, оставлены без удовлетворения.
ОАО "Даггаз" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Каспийска о включении газопровода протяженностью 124282,2 м. в состав муниципальной собственности. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.11.05 по делу N А15-991/05, оставленным без изменения кассационной инстанцией, в иске ОАО "Даггаз" отказано. При этом суд установил, что на основании указанного постановления администрации и приложенной к нему выписки Комитет по управлению имуществом г. Каспийска включил в муниципальную собственность объекты газоснабжения, построенные до декабря 1993 г. Суд также признал преюдициальными для указанного дела обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1462/04-6, в частности недоказанность нахождения спорных газопроводов на балансе ПЭУ "Каспийскгаз" и включения их в план приватизации предприятия. В связи с этим пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого постановления администрации, а также для исключения из реестра муниципальной собственности спорных газопроводов.
Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2011, в удовлетворении заявления ОАО "Даггаз" о пересмотре решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.11.2005 по делу N А15-1512/2005 по вновь открывшимся обстоятельствам, отказано.
17.04.2012 Управление Росреестра по РД зарегистрировало право собственности ОАО "Даггаз" на газопроводы протяженностью 124282,2-м, расположенные в г. Каспийске, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с данным иском, а ответчика - встречным иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения (с учетом уточнения).
Как следует из материалов дела, в частности актом инвентаризации (сверки) газовых сетей г.Каспийска, который был составлен сторонами по поручению суда, а также подтвердили стороны, муниципальное образование и общество зарегистрировали право собственности на одни и те же газопроводы.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, в том числе и возможностью признания права.
В абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу данного положения иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Для оспаривания зарегистрированного права собственности ответчика путем использования такого способа защиты как признание права отсутствующим, помимо установления нарушений, имевших место при государственной регистрации, необходимо доказать, что наличие зарегистрированного права нарушает права.
Из части 4 пункта 52 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 следует, что право на предъявление иска об оспаривании обременения (признание права отсутствующим) имеет лицо, владеющее этим имуществом.
Владение спорным объектом может проявлять себя в таких фактах, как осуществление эксплуатационных расходов. Доказывание владения осуществляется путем установления названных фактов. Факт владения не может основываться на предположениях.
Судом установлено, стороны не оспорили, что спорные газопроводы МО ГО "город Каспийск" переданы в хозяйственное ведение МУП "Каспийскгаз", то есть фактически находятся во владении у МУП "Каспийскгаз". Факт передачи спорных газопроводов в хозяйственное ведение ответчику -МУП "Каспийскагаз" было установлено и вступившим в законную силу решением от 11.04.2005 по делу N А15-1462/04-6.
В подтверждение фактического владения спорными газопроводами администрацией и предприятием в материалы дела представлены копии: договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенные между Каспийским городским комитетом по управлению имуществом (правопредшественник МКУ "Управление имущественных отношений администрации ГО "Каспийск"") и МУП "Каспийскгаз" с 2004 по 2014г.г., согласно которым в хозяйственное ведение МУП "Каспийскгаз" передавались газопроводы общей протяженностью 184903,65 п.м, расположенные в г. Каспийске, к которым приложены акты передачи газопроводов в хозяйственное ведение МУП "Каспийскгаз", журналов регистрации аварийных вызовов 2006, 2012, 2013г.г., налоговых деклараций по налогу на имущество 2005-2014г.г., счетов-фактур за периоды с 2004 по 2009г.г., с 2010 по 2013г.г., копии платежных поручений по уплате налога на имущество за период с 2005 по 2014г.г., платежных поручений ООО "Дагестангазсервис" по оплате арендных платежей за период с 2010 по 2014 г.г., документов по ремонту ГРП в 2013 г., по замене газорегуляторных шкафных пунктов 2010 -2013г.г. (локальные сметы, акты приемки выполненных работ, дефектные акты, акты приемки в эксплуатацию, акты о технических состояниях ГРШП), приходных кассовых ордеров к кассовым книгам за 2010-2013 г. г., кассовых книг за 2010 - 2013г.г., графиков обхода газопроводов высокого и низкого давления МУП "Каспийскгаз" за период с 2004 по 2013г.г., рапортов обхода газопроводов на 2000 г., рапортов обхода ГРП и ШП МУП "Каспийскгаз" 2012-2013г.г., рапортов обходчиков трассы газопроводов за 2013 г., актов приема-передачи технической документации-актов ввода в эксплуатацию газопроводов построенных ОАО "Завод Дагдизель" от 18.01.2005 и 25.01.2005, графиков обхода ГРП, ШП МУП "Каспийскгаз" с 2005-2013 г.г., договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию объектов газопотребления, договоров на обслуживание газового оборудования за период с 2006 по 2008 и с 2009 по 2014 г.г., книги учета выданных техусловий на газификацию 1999 - 2002 г.г., предписаний Дагестанского ГТИ Госгортехнадзора России вынесенных в отношений МУП "Каспийскгаз" за период с 2004 по 2013 г., заключений экспертизы промышленной безопасности 2005 г., протокола заседания ЦАК Гостехнадзорра России по газовому надзору от 18.08.2013 г., протоколов заседаний экзаменационных комиссий, за период 2004 по 2014 г., распоряжений Каспийского городского Совета народных депутатов о выделении средств за составление проектно-сметной документации газопровод высокого давления по ул. Пушкина г. Каспийска, ПО "Даггаз" за установку ГСГО, МП "Ремгазстрой" по газификации улицы Пушкина, проектному институту "Дагжилкоммунпроект" за составление проектно-сметной документации по газификации районов индивидуальной застройки г. Каспийска. ПЭУ "Каспийскгаз" на выполнение работ по газификации района индивидуальной застройки (пр. И.Шамиля), а также других распоряжений о распределении, перечислении средств за период с 19914 по 2003 г., договора на поставку газа от 02.12.2003, заключенного с между МУП "Каспийскгаз" (покупатель) и ОАО "Дагнефтегаз", договора на обслуживание газотранспортных сетей от 30.04.2004, заключенного между МУП "Каспийскгаз" и ООО "Дагестангазсервис", локальной сметы расчета на перенес газопровода в районе ГРС "Каспийск" школы N 13 в 2014 г., акта приемки выполненных работ от 08.09.2014, из которых следует, что спорные газопроводы находились и находятся у них в фактическом и титульном владении, а также они несли и несут бремя содержания их.
Ответчик в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие, что он фактически владеет и пользуется спорными газопроводами.
Как следует из свидетельства о госрегистрации права от 27.01.2006, основанием для регистрации права собственности муниципального образования на спорные газопроводы послужили: выписка из раздела N 2 муниципальной собственности от 20.12.2004, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.11.2005, план объекта недвижимости, выданный ФГУП "Ростехинвентаризация" за N 1868 от 28.02.2004.
В выписке из раздела N 2 реестра муниципального собственности расшифровка основных средств МУП "Каспийскгаз", построенных до декабря 1993 г., указаны газопроводы, построенные заводом "Дагдизель" протяженностью 6185,061 м. и заводом "Точной механики"- -5064,2 м. и администрацией -95594,8 п.м.
Согласно заключения инвентаризационной комиссии от 05.11.2003 в городе Каспийске по состоянию на 04.03.2003 имелись газопроводы протяженностью 129329,15 м., построенные до 1993 года, а газопроводы протяженностью 55577 м.,из которых 22169 м. -фасадные, построены после 1993 года. К акту полной инвентаризации газовых сетей, газораспределительных пунктов и шкафных газораспределительных пунктов по г. Каспийску независимо от ведомственной принадлежности по состоянию на 04.04.2003 приложены перечень газопроводов, ГРП, ШП, принадлежащих ОАО "Дагдизель", ОАО "Завод точной механики", которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.1995 N 235 и постановлением Каспийской городской администрации от 22.04.2003 N 159/1 подлежат передаче муниципальному образованию (администрации).
18.02.2004 Администрация г. Каспийска и ОАО "Дагдизель" подписали акт приема-передачи газопроводов от ОАО "Дагдизель" в муниципальную собственность г. Каспийска согласно приложению. Аналогичный акт подписан также Администрацией г. Каспийска и ОАО "Завод точной механики".
По утверждению администрации, на остальные газопроводы, за исключением тех газопроводов, которые не были указаны в акте полной инвентаризации газовых сетей, газораспределительных пунктов и шкафных газораспределительных пунктов по г. Каспийску, независимо от ведомственной принадлежности по состоянию на 04.04.2003 и заключении инвентаризационной комиссии от 05.11.2003, муниципальное образование приобрело право собственности в силу закона, т.е. в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности относятся расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий".
По утверждению ответчика, спорные газопроводы до приватизации относились к федеральной собственности, поскольку они числились на балансе ПО "Даггаз" и входили в единый производственно-технологический комплекс ПО "Даггаз".
Согласно Закону РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующего в период разграничения государственной собственности, газораспределительные организации относились (и относятся в настоящее время) к субъектам естественных монополий, которые занимают доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг), относятся к федеральной собственности и могут передаваться в государственную собственность республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Из протокола распределения долей собственности Российской Федерации, Республики Дагестан и г. Каспийска в имуществе ПЭУ "Каспийскгаз" объединения "Даггаз" следует, что стоимость всего имущества, находящегося в пользовании ПЭУ "Каспийскгаз" на 01.07.1992, составляет 1 791 796 т. р. (100%). В нем же предлагается распределить доли собственности, находящиеся в пользовании ПЭУ "Каспийскгаз" в следующих пропорциях: собственность Российской Федерации - 1211 779 т.р. (67%), собственность Республики Дагестан - 0, собственность города - 580 017 т.р. (33,0%). Предлагается также передать муниципальную долю собственности в собственность Республики Дагестан. Согласно ведомости распределения по видам собственности основных фондов ПЭУ "Каспийскгаз" г. Каспийска к федеральной собственности относятся газопроводы с остаточной стоимостью 601 097 т.р. (балансовая стоимость - 1 101 636 руб.) Согласно приложению N 2 к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Дагестан от 10.03.1993 "О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, государственную и муниципальную собственность" ПО "Даггаз" отнесено к государственной собственности Республики Дагестан.
В последующем Президиум Верховного Совета Республики Дагестан внес изменения в постановление от 10.03.1993 и исключил ОАО "Даггаз" из перечня объектов, отнесенных к государственной собственности, и включил его в перечень объектов государственной собственности, находящихся в совместной собственности Российской Федерации и Республики Дагестан. Следовательно, не все газопроводы были отнесены к федеральной собственности.
Доказательства, подтверждающие, что именно спорные газопроводы были отнесены к федеральной собственности, ответчиком не представлено.
Администрация представила в материалы дела копии: актов о готовности газопроводов к эксплуатации, о приемке в эксплуатацию законченного строительством объектов, приемки газопроводов в эксплуатацию, приемки в эксплуатацию пункта (ГРП) в эксплуатацию, за период с 1960, 1970, 1972,1975, 1978, 1979, 1983, 1984, 1985, 1987, 1989, 1991, 1992, 1993 годов, в которых заказчиками указаны: ОКХ исполкома, ЖЭК-5 и горисполком в подтверждение того, что газопроводы были построены в целях поставки газа потребителям именно г. Каспийска.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что в связи с преобразованием ПО "Даггаз" в АООТ "Даггаз" спорные газопроводы, расположенные в г. Каспийске, находились на балансе ПЭУ "Каспийскгаз" и включены в план приватизации. Со дня регистрации устава акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Спорные объекты выбыли из владения общества и находятся в незаконном совместном владении администрации и МУП "Каспийскгаз".
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 3 6 названного Постановления, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в арбитражный суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения истец должен доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие права собственности истца на истребуемое имущество; наличие спорного имущества в натуре и нахождение его у ответчика; незаконность владения ответчиком спорным имуществом; отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Как следует из свидетельства о госрегистрации права от 17.06.2012 серии 05-АА N 529511, основанием для регистрации права собственности ОАО "Даггаз" послужил план приватизации, утвержденный председателем Госкомимущества Республики Дагестан от 10.12.1993, которому ранее судом дана оценка при рассмотрении других дел.
В подтверждение своих требований ответчик представил в материалы дела копию плана приватизации АООТ "Даггаз", а также копии перечня газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" на 01.07.1992, на оборотной стороне которого скопировано "Дополнения и изменения к "Плану приватизации" акционерного общества открытого типа "Даггаз", утвержденные председателем Госкомимущества Республики Дагестан 30.09.1994, протокола распределения долей собственности Российской Федерации, Республики Дагестан и г. Каспийска в имуществе ПЭУ "Каспийскгаз" объединения "Даггаз", ведомости распределения по видам собственности основных фондов ПЭУ "Каспийскгаз" г. Каспийска, расшифровка строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992, книг учетов принятых в эксплуатацию наружных газопроводов и др.
Между тем обществом оригинал плана приватизации в материалы дела не представлен в связи с его утерей. В подтверждение своих доводов ОАО "Даггаз" представило копии акта о результатах проведения служебного расследования от 26.05.2014, приказов от 27.05.2014 N 9, от 07.05.2014 N 7, объяснительных от 08.05.2014, 21.05.2014, 23.05.2014, от 05.05.2014 и справки от N 20 от 20.05.2014.
В материалы дела СУ при МВД по РД представило приватизационное дело (документы по приватизации ПО "Даггаз" 1992 N 247), которое было изъято в ходе расследования уголовного дела N 360109 в Мингосимуществе РД.
"В пункте 9 раздела 1 плана приватизации указано наименование подразделения "Каспийскгаз". Однако в акте оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 ПО "Даггаз" газопроводы, которые находились на балансе ПЭУ "Каспийскгаз", не указаны. В распределении долей собственности в имуществе ПО "Даггаз" и его предприятий на 01.07.1992 указано ПЭУ "Каспийскгаз". В ведомости распределения по видам собственности основных фондов ПЭУ "Каспийскгаз" г. Каспийска указаны газопроводы с приведением их балансовой стоимости и остаточной стоимости. При этом не указаны наименования улиц, в которых расположены газопроводы, год ввода их в эксплуатацию, протяженность, диаметр, а также их виды (высокого давления, среднего и низкого давления).
В перечне газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" на 01.07.1992, на котором имеется запись "к плану приватизации ПО "Даггаз", указаны наименование города (г. Каспийск), протяженность газопроводов - 134282 п/м, балансовая стоимость - 429,4 тыс. руб. Однако к оригиналу плана приватизации АООТ "Даггаз", имеющемуся в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз", указанный перечень не приложен. В деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз", в котором имеется оригинал плана приватизации, он также отсутствует, что было установлено в ходе исследования дела "Документы по приватизации ПО "Даггаз" в судебном заседании". Оригинал указанного перечня ОАО "Даггаз" в материалы дела также не представило. Кроме того, в письме от 31.08.2012 ТУ Росимущества в РД указывает, что в плане приватизации ОАО "Даггаз" отсутствует информация о перечне газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" на 01.07.1992, согласно приложению к письму. Таким образом, доводы общества о том, что перечнем газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" на 01.07.1992, является приложение к плану приватизации, не подтверждаются материалами дела, и оно не может быть признано как доказательство, подтверждающее, что газопроводы с указанной протяженностью, расположенные в г. Каспийске, вошли в план приватизации АООТ "Даггаз" (правопредшественник ОАО "Даггаз") и у общества возникло право собственности на эти объекты.
Доводы общества о том, что перечень газопроводов г. Каспийска, находящихся на балансе ПЭУ "Каспийскгаз" на 01.07.1992, согласно которому общая протяженность газопроводов в г. Каспийске составляет 134282 п/м, является приложением к плану приватизации, также не подтверждаются материалами дела. В деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз" имеется план приватизации АООТ "Даггаз", при этом, указанный перечень в нем отсутствует. Оригинал указанного документа общество не представило.
Как следует из копии расшифровки строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992, представленной в материалы дела истцом, протяженность газопроводов в г. Каспийске составляет составляет 134282п./м. Однако из него также не следует, что она является приложением к плану приватизации АООТ "Даггаз", сведения о газопроводах указанных в ней, полностью не совпадают со сведениями, указанными в свидетельствах о госрегистрации права собственности ОАО "Даггаз" от 18.06.2012. Кроме того, указанная расшифровка подписана только представителями объединения "Даггаз" и отсутствует в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз".
Акт оценки стоимости имущества ПО "Даггаз" на 01.07.1992 не содержит перечня подлежащего приватизации имущества, что подтверждается актом, приложенным к оригиналу плана приватизации АООТ "Даггаз". В нем указана только стоимость имущества, подлежащего приватизации.
Доводы ответчика о том, что состав имущества может быть установлен по расшифровке строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992, несостоятельны, поскольку указанная расшифровка не приложена к плану приватизации, имеющемуся в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз", и сведения о газопроводах, указанные в ней, полностью не совпадают со сведениями, указанными в свидетельствах о госрегистрации права собственности ОАО "Даггаз" от 18.06.2012.
Кроме того, решением по делу N А15-1462/2004-6 установлены также следующие обстоятельства, имеющие в силу ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для данного дела.
Решением Кировского райсовета от 23.09.1992 N 280 зарегистрировано государственное предприятие Производственное объединение по газоснабжению и газификации "Даггаз". В последующем предприятие приватизировано и преобразовано в АООТ "Даггаз" (правопредшественник ОАО "Даггаз"), в состав которого в качестве филиала вошел производственный эксплуатационный участок "Каспийскгаз" (ПЭУ Каспийскгаз").
Спорные газопроводы, которые находились на балансе ПЭУ "Каспийскгаз" до его приватизации в составе производственного объединения "Даггаз", не были приватизированы в силу содержащегося в нормативных актах запрета на приватизацию объектов инженерной инфраструктуры городов (в том числе объектов газоснабжения). Согласно пункту 9 плана приватизации ОАО "Даггаз" объекты социально-бытового назначения также не подлежали приватизации.
В нем также же указано, что ОАО "Даггаз" в обоснование своих требований представило в материалы дела ксерокопию перечня имущества, находящегося на балансе ПЭУ "Каспийскгаз" по состоянию на 01.07.1992 (приложение к балансу ПЭУ "Каспийскгаз" на -01.07.1992). Исследовав в судебном заседании копии плана приватизации ОО "Даггаз", которые были истребованы и получены судом для обозрения у Территориального управления Минимущества РФ по РД и Фонда имущества РД, суд установил, что ни подлинника, ни копии указанного перечня в них не имеется. Сведения, указанные в акте оценки имущества предприятия ПО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 относительно активов по балансу, в том числе по основным средствам по ПЭУ "Каспийскгаз", не сходятся с данными указанными в протоколе и ведомости. К плану приватизации не приложены также акт инвентаризации и оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств, в том числе и газопроводов, которые были в ведении ПЭУ "Каспийскгаз" по состоянию на 01.07.1992. На основании постановления Администрации г. Каспийска от 02.0.2003, КУИ г. Каспийска включил в реестр муниципальной собственности г.Каспийска все объекты газоснабжения, находящиеся на территории города (газопроводы, ГРП, ШП, административные здания и другие основные фонды), не имеющие ведомственной принадлежности, которые подтверждены соответствующей документацией, в том числе и спорные газопроводов и передал их в хозяйственное ведение МУП "Каспийскгаз".
Копия сводного баланса ПО "Даггаз" также не может быть принята как бесспорное доказательство, подтверждающее доводы общества.
Доказательства, подтверждающие, что расшифровка строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 является приложением плана приватизации ОАО "Даггаз", в материалы дела такж, не представлена. Кроме того, сведения о газопроводах указанных в ней, полностью не совпадают со сведениями, указанными в перечне газопроводов, который был ранее представлен в арбитражный суд при рассмотрении других дел. Расшифровка подписана только представителями объединения "Даггаз". На стр. 45 в позициях с 16 по 23 расшифровки вместо ул. Набережная указана ул. имени Халилова, тогда как ул. Набережная была переименована в ул. Халилова 18.12.1998, что подтверждается постановлением Каспийского городского собрания депутатов и администрации г. Каспийска от 18.12.1998 N 474. В строке 2 страницы 50 расшифровки указана ул. Волгоградская, которой нет в г. Каспийске, что подтверждается письмом Управления по строительству и архитектуре ГО "город Каспийск".
Акт ревизии экспертного учреждения "Дагестанский центр независимой экспертизы" N 725-10 и заключение специалиста этого экспертного учреждения получены вне арбитражного процесса и не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающим право собственности ОАО "Даггаз" на спорные газопроводы.
Отчет по инженерным изысканиям за март 1976 г., проект капитального ремонта газопровода по ул. Ермака, проект реконструкции газопровода высокого давления ГРС-ТЭЦ в г. Каспийске также не являются правоустанавливающими документами.
Доводы общества о том, что спорные газопроводы до приватизации входили в единый производственно-технологический комплекс ПО "Даггаз", также не подтверждаются материалами дела.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независимо от Единой системы газоснабжения, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независимо от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.
Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Спорные газопроводы строились для г. Каспийска и использовались с момента ввода их в эксплуатацию для подачи газа исключительно потребителям г. Каспийска. Спор между сторонами возник в отношении распределительных газопроводов высокого, среднего, низкого давления и ГРП. Однако газораспределительные газопроводы не могут быть отнесены к единой системе газоснабжения, поскольку не относятся к магистральным.
Поскольку в ходе рассмотрения дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, по материалам дела была назначена комиссионная техническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту-сотруднику ООО ЦСЭ "ЭКСПЕРТ-ПРОФИ" г. Железноводск Турчинову Владимиру Дмитриевичу и эксперту-сотруднику ООО ПСК "Строй-Дизайн" г. Махакалы Гунашеву Абдурагиму Назимовичу. На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы: 1.Возможно ли, определить, входили ли в 1991-1992 г. газопроводы, указанные в исковом заявлении Администрации МО ГО "город Каспийск" в состав единой системы газоснабжения, региональной - Республика Дагестан системы газоснабжения или в состав газораспределительной системы, т.е. в имущественный комплекс, предназначенный для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям в г. Каспийске независимо от единой и региональной систем газоснабжения? 2. Имеется ли техническая возможность для эксплуатации и владения газопроводами, указанными в исковом заявлении Администрации МО ГО "город Каспийск" одновременно несколькими лицами- ОАО "Даггаз" и Администрации МО ГО "город Каспийск" в лице МУП "Каспийскгаз", а также возможно ли разграничения между ними бремя содержания и ответственности при такой эксплуатации указанных газопроводов?"
Эксперт Гунашев А.Н, пришел к выводу о том, что спорные газопроводы не входят (не входили с учетом пояснений) в состав единой и региональной систем газоснабжения, поскольку являются газораспределительной системой, что соответствует материалам дела.
Эксперт Турченко В.Д. на основании изучения только документов, имеющихся в деле, пришел к выводу о том, что газопроводы, указанные в исковом заявлении администрации входили в состав газораспределительной системы Республики Дагестан, поскольку самостоятельно представляют собой только трубопроводы с сооружениями, но не сеть газораспределения г.Каспийска. Однако, указанные выводу эксперта Турченок В.Д. противоречат материалам дела, а также исследовательской части самого заключения. Кроме того, перед экспертом был поставлен вопрос о технической возможности вхождения спорных газопроводов в состав единой системы газоснабжения, региональной - Республика Дагестан системы газоснабжения или в состав газораспределительной системы, т.е. в имущественный комплекс, предназначенный для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям в г. Каспийске независимо от единой и региональной систем газоснабжения, что им оставлен без ответа. В разъяснении к заключению от 14.10.2015 указывает, что с экспертным заключением Гунашева А.Н. в целом согласен. Поскольку в 1991-1992 годах Федеральный закон "О газоснабжении в российской федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ не действовал, выводы им были сделаны на основании документов. имеющихся в деле N А15-2572/12. При таких обстоятельствах заключение эксперта Турченко В.Д. по первому вопросу не может быть принято как доказательство, подтверждающие доводы общества о вхождении спорных газопроводов в единый производственно-технологический комплекс ПО "Даггаз".
По второму вопросу эксперты указали на невозможность одновременной эксплуатации газораспределительных сетей двумя и более лицами, разграничения между ними бремя содержания и ответственности при такой эксплуатации.
Как следует из материалов дела, спорные газопроводы построены до 1993 года. Следовательно, на момент их строительства регулирование правоотношений по введению в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимого имущества осуществлялось постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов". Названным нормативным правовым актом установлена необходимость приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями.
В силу пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.
В соответствии с пунктом 3 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 в состав государственных приемочных комиссий включаются: при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения - представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, исполкома районного (городского) Совета народных депутатов, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации и финансирующего банка.
В состав указанных государственных приемочных комиссий при приемке магистральных нефтепродуктопроводов и газопроводов, а также объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора СССР, также включаются представители этих органов.
Согласно пункту 5 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 до предъявления объектов государственным приемочным комиссиям рабочие комиссии, назначаемые заказчиком, должны проверить соответствие проектам объектов и смонтированного оборудования, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к нормальной эксплуатации, включая выполнение мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и защите природной среды, качество строительно-монтажных работ и принять эти объекты.
В состав рабочих комиссий включаются представители заказчика - председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, технической инспекции труда соответствующего ЦК или Совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика или эксплуатационной организации.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами (пункт 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105).
Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией. Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого в эксплуатацию рабочей комиссией согласно пункту 5 названного постановления, считается дата подписания акта рабочей комиссией.
Таким образом, приемка сооружений (газопроводов) в эксплуатацию именно до 1993 года, как объекта недвижимого имущества, должна осуществляться государственной приемочной комиссией, в состав которой входит представитель органа, осуществляющего допуск сооружения в эксплуатацию как газопровода.
Акты приемки в эксплуатацию газопроводов, ГРП, представленные ОАО "Даггаз", не являются актами государственной приемочной комиссии, а представляют собой акты ввода объекта в эксплуатацию, принятые назначенной заказчиком рабочей комиссией, которая проверяет соответствие проектам объектов и смонтированного оборудования, результаты испытаний, подготовленность именно объекта системы газоснабжения, а не законченного строительством объекта недвижимости к нормальной эксплуатации.
Следовательно, данные акты, по смыслу постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105, предшествуют принятию актов государственными приемочными комиссиями.
Как следует из договора аренды от 01.12.2010 ОАО "Даггаз", на который ссылается общество, ОАО "Даггаз" передало в аренду ООО "Дагестангазсервис" объекты газораспределительной системы, указанные в перечне объектов арендуемого имущества (приложение N 1 к договору), со сроком действия с 01.07 по 31.12.2010. Согласно акту приема-передачи имущества (приложение N 2 к договору от12.2010 N 6-33-89) во временное пользование арендатору были переданы газовые сети, расположенные в г. Каспийске протяженностью 10000 п/м., которые находились на стадии оформления.
Отсутствуют в деле и доказательства предъявления истцом требований к ООО "Дагестангазсервис" о возврате газопроводов, которые были переданы ему в аренду, а также, что были сданы в аренду именно спорные газопроводы.
Указанные документы свидетельствуют о том, что ОАО "Даггаз" фактически не могло передать в аренду ООО "Дагестангазсервис" спорные распределительные газопроводы, которые ранее фактически уже были переданы Администрацией г. Каспийска во владение и пользование ООО "Дагестангазсервис".
Документы, которые указаны в ходатайстве общества от 29.10.2014 и приобщены к материалам дела, также не могут быть приняты как бесспорные доказательства, подтверждающие владение спорными газопроводами, поскольку в г. Каспийске имеются газопроводы, право общества на которых истцом - администрацией не оспаривается. Кроме того, указанные документы составлены в период с 1991 по 2006 г. г. и не могут быть признаны как правоподтверждающие и правоустанавливающие документы на газопроводы, которые были построены до 1993 г.
Обществом в материалы дела представлены инвентарные карточки учета основных средств, составленные 31.12.2003 и 08.07.2014. Однако факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Ответчики заявили об истечении срока исковой давности, мотивировав это тем, что истец знал и должен был знать о том, что с 2003 года спорные газопроводы находятся во владении муниципального образования и МУП "Каспийскгаз".
К искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.04.2005 по делу N А15-1462/2004-6, ОАО "Даггаз" обратилось с иском к Администрации г. Каспийска и Дагестанской республиканской регистрационной палате, преобразованной в Главное Управление федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан, о признании права собственности на газопроводы общей протяженностью 24282,2 п. м., расположенные в г. Каспийске, которые указаны в приложении N 2. Решением от 1 1. 04. 2005 в иске ОАО " Даггаз" отказано. Встречное исковое заявление Администрации г. Каспийска о признан ии на спорные газопроводы права собственности муниципального образования оставлено без рассмотрения.
При рассмотрении дела N А15-1462/2004-6 принимали участие ОАО " Даггаз" и Администрация городского округа "город Каспийск".
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.11.2005 по делу N А15-1512/2005 признано недействительным зарегистрированное Каспийским отделом ГУ ФРС по РД за ОАО "Даггаз" право собственности на газопроводы, расположенные в г. Каспийске, протяженностью 124282,2-м. путем внесения 01.07.2005 записи в ЕГРП N 05-05-12/006/2005-253, на основании которой было выдано свидетельство о госрегистрации прав серии 05-АА N 013765 от 01. 07.2005. Как следует из указанного решения, в ходе рассмотрения дела N А15-1512/2006 ОАО "Даггаз" представило в материалы дела перечень газопроводов, вошедших в план приватизации ПЭУ "Каспийскгаз", и являющихся собственностью ОАО " Даггаз", который судом не признан надлежащим доказательством.
При таких обстоятельствах истец не мог не знать, что газопроводы, которые являются социально значимым объектами, находятся во владении ответчиков.
Следовательно, ОАО "Даггаз" и до регистрации права собственности и после его регистрации на газопроводы знало и должно было знать о нахождении спорных газопроводов во владении у ответчика - МУП "Каспийскгаз", а также у муниципального образования городской округ "город Каспийск" в 2005-2006г.г.
В апелляционной жалобе от 01.07.2013 (л.д.7 т.9) общество также указывает, что "Результаты приватизации никем не оспорены, ОАО "Даггаз" продолжает владеть и пользоваться приватизированным имуществом, и лишь газопроводы в г. Каспийске в 2003 году выбыли из владения ОАО "Даггаз" по независящим от ОАО "Даггаз" причинам".
Таким образом, доводы истца о том, что он не знал или узнал о нахождении его имущества у ответчика в незаконном владении в пределах общего срока исковой давности, несостоятельны и не подтверждаются материалами дела.
Более того, имущество, которое было включено в план приватизации в процессе приватизации государственного имущества в 1990-1993 годы, становилось собственностью лица, в план приватизации которого оно было включено. Соответственно, лицо, в уставной капитал которого было включено приватизируемое имущество, могло и должно было знать о нахождении своего имущества в незаконном владении ответчиков
Следовательно, истец в 2005-2006 г.г. знал или должен знать о нарушении своего права. Поэтому течение срока исковой давности по заявленным истцом требованиям началось не позднее января 2007 г. С иском по данному делу истец обратился в арбитражный суд в ноябре 2012 г., т.е. после истечения предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Доказательства, подтверждающие, что течение срока исковой давности было прервано, истец в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения встречного иска не имеется и в удовлетворении встречного иска следует отказать.
При таких обстоятельствах первоначальный иск подлежит удовлетворению, а в удовлетворении встречного иска следует отказать.
Согласно ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции. Отказаться от иска полностью или частично.
Отказ истца - администрации по первоначальному иску от иска в части признания отсутствующим права собственности
ОАО "Даггаз" на газопроводы протяженностью 4557,000 м., расположенные по адресу:
РД, г. Каспийск, ГРС-Кирпичный завод, инвентарный номер 98 не противоречит закону, не нарушает права других лиц и подлежат принятию.
Согласно п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В связи с этим производство по делу в этой части прекращено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на проигравшую сторону.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2015 по делу N А15-2572/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2572/2012
Истец: Администрация городского округа "город Каспийск", Администрация Муниципального Образования город Каспийск
Ответчик: МУ "Управление имущественных и земельный отношений Администрации ГО "город Каспийск, МУП "Каспийскгаз", Республиканское открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Даггаз", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД
Третье лицо: МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации ГО "г. Каспийск", МО ГО "г.Каспийск", МУП "Каспийскгаз", ОАО "Завод им. Гаджиева", ООО "Кирпичный", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3314/16
29.02.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2278/13
25.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2572/12
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8004/13
09.09.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2278/13
10.06.2013 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2572/12
21.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2572/12
08.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2572/12