г. Ессентуки |
|
01 марта 2016 г. |
Дело N А63-5757/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2015 по делу N А63-5757/2015 (судья В.Л. Карпель)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кварц", г. Кисловодск, ОГРН 1112651032658,
к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Мироненко Владимир Владимирович, Ставропольский край, Благодарненский район, с. Каменная Балка,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и предписания об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Кварц" - Адамов А.В.
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кварц" (далее - заявитель, общество, ООО "Кварц") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство), в котором просило признать незаконным и отменить постановления по делу об административном правонарушении от 13.05.2015 N 64 и предписание об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования от 13.05.2015 N 22.
Решением от 18.12.2015 требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 13.05.2015 N 64, принятое старшим государственным инспектором, начальником центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, о привлечении ООО "Кварц", г. Кисловодск к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 470 000 рублей. Признаны незаконными пункты 2, 3 предписания от 13.05.2015 N 22 об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования, выданного старшим государственным инспектором Центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. В остальной части в удовлетворении требования отказано.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.12.2015.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение суда от 18.12.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом министерства от 27.02.2012 N 59, принятым на основании заявления ООО "Недра", переоформлена лицензия на пользование недрами СТВ N 00138 ТЭ 30.07.2010 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе Ставропольского края, выданная ООО "Недра", на недропользователя - ООО "Кварц".
02 марта 2012 года министерство выдало ООО "Кварц" лицензию на пользование недрами СТВ N 00175 ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе Ставропольского края, в границах геологического отвода, сроком действия до 15.07.2030.
По условиям п. 4.1. лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами СТВ N 00175 ТЭ проект на геологическое изучение лицензионного участка представляется на согласование в министерство и утверждается недропользователем. Проведение геологоразведочных работ на участке недр допускается при наличии государственной регистрации работ в установленном законодательством порядке в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю (Ставропольнедра).
Добыча строительных песков на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном порядке (п. 5.2. лицензионного соглашения).
Пользователь недр обязан:
- приступить к лицензируемому виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии (п. 7.1. лицензионного соглашения);
- до начало осуществления работ, соответствующих цели, обозначенной в лицензии, предоставить в министерство предварительные границы горного отвода лицензируемого участка, копию распоряжения Правительства Ставропольского края о переводе земельного участка, отведенного для добычных работ, из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (п.7.2.лицензионного соглашения).
10 февраля 2015 года начальник отдела лицензионно-разрешительной деятельности министерства в служебной записки информировал министра о результатах выезда 06 февраля 2015 года в Благодарненский район Ставропольского края в целях визуального осмотра лицензионного участка, предоставленного в пользование обществу согласно лицензии на право пользования недрами СТВ N 00175 ТЭ.
Согласно служебной записке от 10.02.2015:
-на Каменнобалковском месторождении вблизи села Каменная Балка обнаружен несанкционированный отбор кварцевых песков, добычные работы зафиксированы не были, в ходе общения с местными жителями выяснилось, что для отбора строительных песков требуется лишь решить вопрос с транспортом и экскаватором;
-в пределах Самаринского месторождения кварцевых песков также обнаружен скрытый, несанкционированный отбор песков, добычные работы зафиксированы не были.
В служебной записке также отмечено, что в первом случае отбор ведется предположительно жителями села Каменная Балка для хозяйственных нужд, во втором прослеживается тенденция промышленного отбора песка с последующими работами по ликвидации следов незаконной добычи.
26 марта 2015 года отделом лицензионно-разрешительной деятельности министерства информация о фактах несанкционированного промышленного отбора кварцевых песков (строительных) на Каменнобалковском лицензионном участке, находящемся в пользовании общества согласно лицензии на право пользования недрами СТВ N 00175 ТЭ, направлена в Центральный комплексный отдел министерства (далее - ЦКО).
07 апреля 2015 года старшим государственным инспектором ЦКО Овчаренко Н.И. в соответствии со ст.ст. 27.8, 28.3 КоАП РФ произведен осмотр территорий Каменнобалковского лицензионного участка, а именно территорий Каменнобалковского и Самаринского месторождений, по результатам которого составлен протокол от 07.04.2015.
Согласно протоколу осмотр территорий производился с участием директора ООО "Кварц" Адамова А.В., понятых Орлова Ю.П. и Седого Р.Г., и в ходе него установлено следующее:
- на расстоянии от 1,5 км на юг от с. Каменная Балка Благодарненского района и около 500 м на юго-запад от местной дороги обнаружен участок, на котором видны признаки забора песка (строительного). Установить площадь и объем забора песков не представляется возможным в связи с особенностями рельефа. На карте схеме участок изображен в виде треугольника на Каменнобалковском месторождении в пределах лицензионного участка. На момент осмотра, какая-либо техника отсутствует, забор песка не производился;
- на расстоянии 10 км на юго-восток от с. Каменная Балка Благодарненского района, слева от автодороги примыкает участок, на котором видны отвалы земли, камней и песчаных навалов, служащих со слов директора ООО "Кварц" защитой от воздействия паводковых вод на соседнее сельскохозяйственное поле, принадлежащее фермерскому хозяйству. Данный вал просматривается на расстояние около 500 м. На карте схеме участок изображен в виде неправильного прямоугольника на Самаринском месторождении в пределах лицензионного участка. На момент осмотра техника отсутствует, забор песка не производился.
Протокол подписан директором ООО "Кварц" Адамовым А.В., понятыми Орловым Ю.П. и Седым Р.Г., замечаний от лиц участвующих в осмотре, в ходе осмотра и по его окончанию, не поступило.
По результатам осмотра 07 апреля 2015 года старший государственный инспектор ЦКО Овчаренко Н.И. посчитав, что общество при использовании Каменнобалковского и Самаринского месторождений в границах лицензионного участка, определенного лицензией СТВ N 00175 ТЭ, не обеспечило выполнение условий, предусмотренных п. 4.1. и п. 5.2., п. 7.1. и п. 7.2 лицензионного соглашения, составила протокол об административном правонарушении N 58, в котором действия (бездействие) ООО "Кварц" квалифицированы, как административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 58 директор общества Адамов А.Н., присутствовавший при его составлении, от подписи в протоколе отказался, факт совершенного административного правонарушения подтверждается свидетелями Орловым Ю.П. и Седым Р.Г.
Из объяснений, отобранных 07.04.2015 у директора ООО "Кварц" Адамова А.Н., следовало, что общество имеет согласованный проект на геологическое изучение лицензионного участка, а также состоялась государственная регистрация геолого-разведочных работ на участке недр в Ставропольнедра. Проект на разработку и рекультивацию Самаринского месторождения в границах лицензионного участка был сдан в министерство 01 декабря 2013 года, до настоящего времени не согласован по причине отсутствия комиссии по согласованию. Промышленные работы по добыче песков обществом не ведутся. Оконтуривание участка месторождения не производилось. Зафиксированное осмотром складирование камней и песчаных навалов служит для защиты сельскохозяйственного поля от воды. Пробный забор на Самаринском месторождении показал отсутствие запасов строительных песков. Добычные работы на Каменнобалковском месторождении не ведутся. Поскольку проводятся переговоры с целью размежевания земельного участка и оформления арендных отношений под добычу строительных песков, в настоящее время не представляется возможным осуществить перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного назначения.
Начальник ЦКО Когарлыцкий А.С. в присутствии директора общества Адамова А.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 13.05.2015 N 64 о назначении наказания за административное правонарушение, в котором признал ООО "Кварц" виновным в совершении правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в сумме 470 000 рублей. Копия постановления вручена представителю общества под роспись.
Также 13.05.2015 старшим государственным инспектором ЦКО Глущенко С.П. ООО "Кварц" выдано предписание N 22 об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования, в котором обществу предписано:
-в соответствии с п. 5.2. лицензионного соглашения в установленном законодательством порядке согласовать и утвердить проект разработки и рекультивации лицензионного участка на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе по лицензии СТВ 00175 ТЭ от 02.03.20012 (срок выполнения до 13.07.2015);
-в соответствии с п. 7.2. лицензионного соглашения произвести перевод земельного участка, отведенного для добычных работ, из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (срок выполнения до 13.08.2015);
-в соответствии с п.7.4. лицензионного соглашения не допускать случаев бессистемной, выборочной отработки запасов полезных ископаемых и обеспечить правильное размещение вскрышных работ и их рациональное использование (срок выполнения - постоянно).
Предписание от 13.05.2015 N 22 вручено представителю общества под роспись.
Полагая, что указанные постановление и предписания не соответствуют законодательству, нарушают его права, ООО "Кварц" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое постановление, суд исходил из недоказанности в действиях ООО "Кварц" события вменяемого правонарушения, как основания для привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 4, 6, 7 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции, - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне; исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. При этом технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Как следует из оспариваемого постановления, заявителю вменено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, ответственность за которое, исходя из изложенной в ней диспозиции, установлена за пользование недрами с нарушением условий, установленных лицензией СТВ N 00175 ТЭ, на двух участках Каменнобалковского месторождения - Камменобалковском и Самаринском.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось несоблюдение им условий, согласованных сторонами в пунктах 4.1, 5.2, 7.1 и 7.2 лицензионного соглашения к лицензии СТВ N 00175 ТЭ, имеющей целевое назначение геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе, статус участка недр - геологический отвод.
Вместе с тем в отношении Самаринского участка Каменнобалковского месторождения судом принято во внимание, что по делу N А63-1809/2014 ООО "Кварц" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным решения министерства, изложенного в письме от 28.01.2014 N 02/1-468, об отказе в установлении факта открытия Самаринского месторождения кварцевых песков в Благодарненском районе Ставропольского края (далее - Самаринское месторождение) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Ставропольского края в отношении Самаринского месторождения кварцевых песков, расположенного в 14 км к северу от районного центра и железнодорожной станции г. Благодарный и в 2,6 км к юго- востоку от п. Каменка, для производства строительных материалов (строительные пески) в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Принятым по делу N А 63-1809/2014 постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2015, требования общества удовлетворены.
Судебные инстанции установили, что Самаринское месторождение кварцевых песков открыто обществом в ходе осуществления своих прав и обязанностей по геологическому изучению недр на основании лицензия СТВ N 00175 ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе Ставропольского края в границах геологического отвода площадью 30 кв. км, что соответствует требованиям пункта 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - постановление N 3314-1). Данное постановление предусматривает, что владелец лицензии имеет право проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в пределах предоставленного участка недр.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество является первым открывателем (исследователем) указанного объекта (месторождения), и поэтому его действия квалифицировал как открытие месторождения. Довод министерства об открытии месторождения в процессе завершения работ в рамках совмещенной лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение с последующей добычей, судом апелляционной инстанции проверен и отклонен как не способный служить основанием для отказа в установлении факта открытия месторождения, поскольку данное обстоятельство не поименовано в пункте 14 Положения. На отсутствие данных, позволяющих квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, в оспариваемом решении (письме) министерства не указало, сомнения в этом у министерства отсутствовали.
Судебные инстанции посчитали, что действия общества по геологическому изучению участка недр и открытию нового Самаринского месторождения на основании лицензии на право пользования недрами не противоречат действующему законодательству, в том числе: пункту 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением N 3314-1, которым предусмотрено, что владелец лицензии имеет право проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в пределах предоставленного участка недр; статье 7 Закона о недрах, предусматривающей право пользователя недр, получившего геологический отвод, осуществлять в его границах геологическое изучение недр без существенного нарушения целостности недр; пункту 6 части 1 статьи 22 Закона о недрах, которым предусмотрено, что пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией.
В постановлении от 11.03.2015, принятом по делу N А 63-1809/2014, суд апелляционной инстанции указал на непринятие министерством во внимания того обстоятельства, что выданная обществу лицензия СТВ N 0175 ТЭ предоставляла ему право производить геологическое изучение недр в границах предоставленного геологического отвода и добычу строительных песков только на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе. Право на добычу строительных песков на Самаринском месторождении кварцевых песков в Благодарненском районе эта лицензия не дает, что подтверждает факт нарушения прав общества, которое провело геологическое изучение, утвердило запасы и открыло Самаринское месторождение, расположенное в границах выделенного геологического отвода, однако приступить к добыче не может.
Установив названные обстоятельства и оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции в постановлении от 11.03.2015 по делу N А 63-1809/2014 удовлетворил требования общества, признав отказ министерства в удовлетворении заявки общества по установлению факта открытия месторождения не соответствующим требованиям статей 10.1, 33.1 Закона о недрах и пунктов 12, 14 Положения об установлении факта открытия месторождений и обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества посредством принятия решения об установлении факта открытия Самаринского месторождения кварцевых песков в Благодарненском районе Ставропольского края и выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, в десятидневный срок с момента вступления в силу постановления по делу.
Постановление от 11.03.2015, принятое апелляционной инстанцией по делу N А 63-1809/2014, исполнено министерством, соответствующее свидетельство N 1 выдано обществу 30.07.2015.
Приняв во внимание обстоятельства, установленные судебными инстанциями по делу N А63-1809/2014, учитывая выводы положенные в основание признания незаконным отказа министерства, содержащиеся в судебных постановлениях по указанному делу, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что до момента исполнения министерством постановления суда апелляционной инстанции от 11.03.2015, у общества отсутствовали правовые основания осуществлять какую либо деятельность по добыче недр в границах Самаринского месторождения на основании лицензии СТВ N 0175 ТЭ, и в этом случае действия (бездействия) ООО "Кварц" неправомерно квалифицированы министерством как нарушение условий пользования недрами, установленных в лицензии СТВ N 0175 ТЭ, на Каменнобалковском месторождении в границах Самаринского участка. Соответственно оспариваемые постановление и предписание в этой части являются незаконными.
В отношении оспариваемого постановления от 13.05.2015 N 64 суд также исходит из того, что в нарушение требований части 1 статьи 26.1 и пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ министерство не исследовало вопрос о наличии объективной стороны вменяемого обществу правонарушения, не доказало факт пользования обществом недрами в спорный период.
В материалах дела не представлены доказательства фактического пользования обществом недрами на Каменнобалковском месторождении.
Вопрос о наличии объективной стороны вменяемого обществу правонарушения министерством в ходе проверки не исследован, факт пользования недрами заявителем не подтвержден и в объяснениях директором общества признан не был. Согласно протоколу осмотра, показаниям свидетелей добыча обществом полезных ископаемых на участке Каменнобалковского месторождения не установлена. Также в служебной записке начальника лицензионного отдела министерства от 10.02.2015, составленной по результатам проверки Каменнобалковского месторождения вблизи села Каменная Балка, сделан вывод о том, что отбор строительных песков ведется предположительно жителями села Каменная Балка для хозяйственных нужд.
Судом принято во внимание, что нарушение условий лицензионного соглашения, выразившееся в бездействии общества, само по себе без фактических действий по пользованию недрами не соответствует объективной стороне административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, установленная статьей 7.3 КоАП РФ ответственность применима при условии пользования недрами, а не наличия такого права. В спорном случае в связи с отсутствием пользования недрами (добычи строительных песков) на момент проверки у министерства отсутствовали основания для вывода о том, что общество осуществляет пользование недрами с нарушением условий лицензионного соглашения.
В связи с отсутствием пользования недрами (добычи строительного песка) на момент проверки у министерства отсутствовали основания для вывода о том, что общество осуществляет пользование недрами с нарушением условий лицензионного соглашения. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал правомерным довод заявителя в части необоснованности вменяемого ему события административного правонарушения - невыполнение требований пунктов 4.1., 5.2, 7.1. и 7.2. лицензионного соглашения. У министерства отсутствовали правовые основания для привлечения ООО "Кварц" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, следовательно, оспариваемые постановления о назначении административного наказания являются незаконными и правомерно отменены.
Правовая позиция, обосновывающая необходимость установления факта использования указанного в лицензии участка недр, представления доказательств ведения лицом деятельности, связанной с использованием недр, при применении части 2 статьи 7.3 КоАП РФ подтверждается сложившейся судебной арбитражной практикой: постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 25.11.2014 N А63-1864/2014, постановлением ФАС Уральского округа от 06.12.2011 по делу N А07-6892/2011, оставленным в силе определением ВАС РФ от 16.02.2012 N ВАС- 1618/12; постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2011 по делу N А44-3387/2010, оставленным в силе определением ВАС РФ от 17.05.2011 N ВАС- 5839/11; постановлением ФАС Дальневосточного округа от 24.10.2008 по делу N А59-797/08-С19.
Судом также принято во внимание, что согласно заключению государственной экспертизы отчета от 10.10.2011 N 6-2011 комиссией министерства по проведению государственной экспертизы запасов утверждены запасы кварцевых песков Каменнобалковского месторождения (ООО "Недра") для производства строительных материалов (строительные пески) по категориям С1 в количестве 2 432,945 тыс. куб.м и С 2 в количестве 3562,555 тыс. куб.м; разведанное месторождение отнесено к месторождениям 2 группы, линзообразных небольших месторождений неправильной формы с невыдержанным строением и изменчивой мощностью полезной толщи; месторождение признано подготовленным для промышленного освоения.
Также согласно заключению государственной экспертизы отчета от 04.10.2013 N 1-13 комиссией министерства по проведению государственной экспертизы запасов утверждены запасы кварцевых песков Самаринского месторождения (ООО "Кварц") для производства строительных материалов (строительные пески) по категории С1 в блоке 1- С1 в количестве 1 195 664 куб.м, категории С 2 в блоке 2-С2 в количестве 235 296 куб.м; разведанное месторождение отнесено к месторождениям 2 группы, линзообразных небольших месторождений неправильной формы с невыдержанным строением и изменчивой мощностью полезной толщи; месторождение признано подготовленным для промышленного освоения.
Таким образом, из материалов дела видно и подтверждается заключением государственной экспертизы отчета от 10.10.2011 N 6-2011, что Каменнобалковское месторождение кварцевых песков было выявлено и разведано ООО "Империал-Лтд" и ООО "Недра", действовавшими в соответствии с лицензиями на право пользования недрами для геологического изучения и последующей добычи строительных песков СТВ 00010 ТЭ и СТВ 00138 ТЭ. Согласно заключению государственной экспертизы отчета от 04.10.2013 N 1-13 этими же юридическими лицами, а впоследствии ООО "Кварц", действовавшим на основании лицензии СТВ N 00175 ТЭ, в 2009 - 2013 годах были выполнены поисковые работы (на площади 8 км.кв) и оценочные работы (на площади 20 га), результатом которых явилась постановка на государственный баланс запасов Самаринского месторождения.
Вместе с тем, по результатам проверки, проведенной в 2015 году, министерство в постановлении от 13.05.2015 N 64 вменило обществу нарушение п. 4.1. лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии СТВ N 00175 ТЭ, не приняв во внимание данные обстоятельства и без учета того, что геологоразведочные работы на участке недр были проведены и завершены в период 2009-2013 годах, в том числе иными недропользователями, действовавшими в соответствии с лицензиями СТВ 00010 ТЭ и СТВ 00138 ТЭ.
Также должностные лица министерства в ходе проверки пришли к выводу о нарушении обществом пункта 7.1. лицензионного соглашения, предусматривающего обязанность общества приступить к лицензируемому виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии.
Из содержания протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления следует, что общество не приняло мер к приведению в соответствие показателей лицензионных соглашений, допустило на лицензионном участке незаконную добычу строительных песков.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что нарушения условий лицензионного соглашения (п. 7.1.) не образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, объективная сторона которого представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов.
Вместе с тем невыполнение обществом обязанности приступить к лицензируемому виду деятельности в срок, установленный в лицензионном соглашении, не влечет административную ответственность, установленную в ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и может служить основанием для принятия контролирующим органом иных форм реагирования.
Кроме того вмененные обществу нарушения по характеру их совершения не относятся к числу длящихся, так как выразилось в том числе в невыполнении ООО "Кварц" условий лицензионного соглашения, к определенному сроку, установленному в нем.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в редакции дополнений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2011 года N 71 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушения", административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Согласно части 1 статьи 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 211 АПК РФ пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно лицензии СТВ N 00175 ТЭ дата ее регистрации 02.03.2012, соответственно по условиям пункта 7.1. лицензионного соглашения общество должно было приступить к лицензионному виду деятельности не позднее 02.03.2013. В случае невыполнения данного условия лицензионного соглашения ООО "Кварц" могло быть привлечено к административной ответственности не позднее 02.05.2013.
Судом также учтено, что Каменнобалковское месторождение расположено в границах земельного участка государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 602,1 га, с кадастровым номером 26:13:00000:36, категории земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, предоставленного ЗАО "Каменнобалковское" в аренду по договору аренды от 06.11.2008 N 54, заключенному с администрацией Благодарненского муниципального района (далее - администрация муниципального района).
Согласно информации администрации муниципального района ООО "Кварц" 21.08.2014 обращалось с заявлением о переоформлении права в отношении части земельного участка с кадастровым номером 26:13:00000:36.
Вместе с тем отсутствие у общества на момент проверки оформленных прав на земельный участок исключало возможность обеспечить выполнение им условий лицензионного соглашения, в том числе пунктов 7.1., 7.4. и 7.5.
Имеет значение и то, что в протоколе об административном правонарушении нарушения обществом п. 7.4. и п. 7.5. лицензионного соглашения не нашли своего отражения, обстоятельства совершения обществом нарушений условий лицензионного соглашения в этой части проверкой не устанавливались. Последующее указание этих нарушений в оспариваемом постановлении от 13.05.2015 N 64, а также в п. 3 предписания N 22 не может быть признано судом правомерным.
Также в ходе проверки не оценивались обстоятельства, в силу которых органами местного самоуправления не произведен раздел и последующий отвод земельного участка в границах необходимых для осуществления недропользования на Каменнобалковском месторождении, в том числе по обращению общества в администрацию муниципального района, имевшему место 21 августа 2014 года.
Судом учтено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую", далее - Закон о переводе земель).
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона о переводе земель. В ней, в частности, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходима выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка.
Вместе с тем, до образования (постановки на государственный кадастровый учет) земельного участка, необходимого обществу для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения, изменение категории земельного участка в процедуре, установленной специальным законом, невозможно.
В абзацах третьем и четвертом статьи 25.1 Закона о недрах указано, что образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Статья 11.2 Земельного кодекса предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулировано в статье 11.3 Земельного кодекса. Образование таких земельных участков осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Таким образом, п. 2 предписания N 22, обязывающий общество в срок до 13.08.2015 произвести перевод земельного участка в земли промышленности, принят без учета проверки обстоятельств совершения действий, направленных на раздел и отвод земельного участка, вины общества в нарушении условий лицензионного соглашения (п.7.2.), не соответствует материалам проверки и является преждевременным.
В отношении п. 1 оспариваемого предписания N 22 судом учтено, что исполнение данного требования является условием отвод земельного участка в границах осуществления недропользования на Каменнобалковском месторождении. Доказательств того, что на момент проверки п. 5.2. лицензионного соглашения был исполнен, заявителем суду не представлено. Также не имеется доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению лицензионного требования, принятия обществом необходимых и достаточных мер согласно требованиям Положения. Соответственно суд правомерно счел, что п. 1 предписания N 22 соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов общества.
Доводы министерства, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2015 по делу N А63-5757/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2015 по делу N А63-5757/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5757/2015
Истец: ООО "Кварц"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК
Третье лицо: Мироненко Владимир Владимирович, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставрополоьский край