г. Вологда |
|
01 марта 2016 г. |
Дело N А66-7736/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от администрации города Дубны Московской области Борисовой И.А. по доверенности от 11.01.2016, Журавлева Д.Ю. по доверенности от 30.12.2015, Бугринова С.В. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кимрского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2015 года по делу N А66-7736/2015 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
администрация города Дубны Московской области (место нахождения: 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Академика Балдина, д. 2; ОГРН 1035002200298, ИНН 5010010751; далее - администрация города Дубны) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Кимрского района Тверской области (место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Урицкого, д. 15; ОГРН 1026901669684, ИНН 6927000957; далее - администрация Кимрского района) по отказу в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 220 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Федоровское сельское поселение, в 600 м юго-западнее д. Демидовка, с кадастровым номером 69:14:0000024:1923, оформленному письмом от 25.05.2015 N 864, и обязании ответчика вынести постановление о предоставлении земельного участка площадью 220 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Федоровское сельское поселение, в 600 м юго-западнее д. Демидовка, с кадастровым номером 69:14:0000024:1923, в постоянное (бессрочное) пользование администрации города Дубны под размещение кладбища (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений; далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2015 требования администрации города Дубны удовлетворены в полном объеме.
Администрация Кимрского района с решением не согласилась, обратилась с жалобой в суд, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований либо о прекращении производства по делу в связи с неподсудностью. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- субъектами спорных правоотношений являются органы местного самоуправления разных муниципальных образований разных субъектов Российской Федерации, не являющиеся коммерческими организациями, поэтому характер спора не является экономическим спором, данный спор подсуден Кимрскому городскому суду в порядке общей подсудности;
- предоставление земельного участка, находящегося в государственной или иной муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в постоянное бессрочное пользование только после уточнения границ земельного участка и внесения их в Государственный кадастр недвижимости. В отношении спорного объекта границы в соответствии с земельным законодательством не установлены;
- в резолютивной части решения не указаны название закона или иного нормативно-правового акта, на соответствие которому проверен оспариваемый акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, администрация Кимрского района представителей в суд не направила, представила ходатайство о рассмотрении жалобы без ее участия.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Кимрского района в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Представители администрации города Дубны в судебном заседании против доводов жалобы возражали.
Заслушав объяснения представителей администрации города Дубны, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 69:14:0000024:1923 находится в муниципальной собственности муниципального образования "Кимрский район" Тверской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05 ноября 2014 года сделана запись регистрации N 69-69-11/020/2014-111.
Во исполнение распоряжения администрации Тверской области от 20.11.1995 N 1028-р в целях последующего предоставления администрации города Дубны земельного участка для организации городского кладбища были заключены:
- соглашение от 09.11.1995 о договорной цене на земельный участок, подлежащий изъятию для предоставления мэрии г. Дубны Московской области, расположенный в районе д. Демидовка, на землях акционерного общества "Пробуждение" (далее - АО "Пробуждение");
- договор от 09.11.1995 о выкупе на земельный участок, подлежащий изъятию для предоставления мэрии г. Дубны Московской области, расположенный в районе д. Демидовка, на землях АО "Пробуждение";
- соглашение от 09.11.1995.
Администрация города Дубны в полном объеме исполнила обязательства по компенсационным выплатам и возмещениям, связанным с изъятием земельного участка.
Администрация города Дубны и АО "Пробуждение" 27 декабря 1994 года по согласованию с администрацией Кимрского района заключили договор N 34-283-94 (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 14.02.1995 и от 09.10.1995) на выделение земли под городское кладбище. Согласно условиям данного договора АО "Пробуждение" передает в собственность администрации города Дубны земельный участок площадью 22 га в районе д. Демидовка, а администрация города Дубны возмещает АО "Пробуждение" упущенную выгоду от использования сельскохозяйственных земель площадью 22 га.
В 1995 году на основании постановления главы администрации Кимрского района от 16.11.1995 N 161 "О предоставлении в аренду земель администрации города Дубны для организации городского кладбища" и распоряжения администрации Тверской области от 20.11.1995 N 1028-Р "О разрешении использования сельскохозяйственных земель АО "Пробуждение" Кимрского района для несельскохозяйственных целей" из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в Кимрском районе Тверской области, вблизи д. Демидовка, изъяты и зачислены в специальный земельный фонд земельные участки общей площадью 22 га в целях предоставления администрации города Дубны под размещение кладбища.
Согласно указанным правовым актам и условиям договора N 34-283-94 администрацией города Дубны были возмещены потери сельскохозяйственного производства, связанные с отводом земель для несельскохозяйственных целей.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Тверской области от 21.11.1995 по делу N 1553 (т.1, л. 11-13).
Для города Дубны начиная с 1996 года и до настоящего времени данный земельный участок является единственным местом захоронения умерших в г. Дубна Московской области.
Администрация города Дубны 21 мая 2015 года обратилась в администрацию Кимрского района Тверской области с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 220 000 кв.м с кадастровым номером 69:14:0000024:1923, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Федоровское сельское поселение, в 600 м юго-западнее д. Демидовка, в порядке статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Администрацией Кимрского района 25 мая 2015 года письмом N 864 было отказано в предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 220 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Федоровское сельское поселение, в 600 м юго-западнее д. Демидовка, с кадастровым номером 69:14:0000024:1923.
В обоснование отказа указано на то, что в соответствии с положениями статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование осуществляется только после уточнения границ земельного участка и внесения их в Государственный кадастр недвижимости. Поскольку в Арбитражном суде Тверской области рассматривается спор по вопросу установления границ испрашиваемого земельного участка со смежными пользователями и наложения границ, установление границ земельного участка возможно только в судебном порядке.
Не согласившись с данным отказом, администрация города Дубны обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Удовлетворяя требования администрации города Дубны, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Пунктом 1 статьи 39.9 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (часть 2 статьи 39.9 ЗК РФ). В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также: 1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу; 2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка; 3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка (часть 3 статьи 39.9. ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов изложен в статье 39.14 ЗК РФ: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В пункте 24 статьи 39.16 ЗК РФ в числе оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, принимаемого уполномоченным органом указано следующее: границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанного рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и не допускает возможности вольной трактовки ее положений.
Из письма администрации Кимрского района от 25.05.2015 N 864 со ссылкой на статью 39.14 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование осуществляется только после уточнения границ земельного участка и внесения их в Государственный кадастр недвижимости. В настоящее время утверждена схема границ испрашиваемого участка, в соответствии с которой подготовлен межевой план. До решения вопроса об установлении границ испрашиваемого участка решить вопрос о его предоставлении в постоянное бессрочное пользование не представляется возможным.
Ссылка на статью 39.16 ЗК РФ как на основание отказа в этом письме отсутствует.
Между тем в материалах дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования "Кимрский район Тверской области", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.2014 серии 69-АГ N 060173. Основанием для регистрации права послужили соглашение от 19.11.1995 о договорной цене на земельный участок, подлежащий изъятию для предоставления мэрии г. Дубны Московской области, расположенный в районе д. Демидовка на землях АО "Пробуждение"; договор от 09.11.1995 о выкупе на земельный участок, подлежащий изъятию для предоставлении мэрии г. Дубны Московской области, расположенный в районе д. Демидовка на землях АО "Пробуждение"; соглашение от 09.11.1995; постановление администрации Кимрского района Тверской области от 16.11.1995 N 161 "О предоставлении в аренду земель администрации г. Дубны для организации городского кладбища".
В настоящее время на данном земельном участке размещено городское кладбище. Начиная с 1996 года и до настоящего времени этот земельный участок является единственным местом захоронения умерших в г. Дубне Московской области.
На день обращения заявителя в администрацию Кимрского района (20.05.2015) уже имелся межевой план этого земельного участка, выполненный 04.02.2015; утвержденная постановлением администрации Кимрского района от 29.01.2015 N 44 схема расположения земельного участка; акт выбора земельного участка от 27.12.1994; кадастровая выписка о земельном участке (т.1, л. 24-25).
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что с момента направления 25.05.2015 отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка до настоящего времени администрация Кимрского района не приняла никаких мер по уточнению границ земельного участка.
Напротив, такие меры приняты администрацией города Дубны в рамках дела N А66-15033/2013 путем предъявления иска к смежному землепользователю - сельскохозяйственному кооперативу "Федоровское".
Однако наличие такого спора не препятствует изданию администрацией Кимрского района постановления о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 220 000 кв.м. с кадастровым номером 69:14:0000024:1923.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку администрация Кимрского района в порядке статьи 65 АПК РФ не доказала соответствие своего отказа положениям статьи 39.14 ЗК РФ, то суд первой инстанции правомерно признал незаконными данные действия органа местного самоуправления и обязал администрацию Кимрского района вынести постановление о предоставлении администрации города Дубны в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 220 000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Федоровское сельское поселение, в 600 м юго-западнее д. Демидовка, с кадастровым номером 69:14:0000024:1923.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют.
Не является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда отсутствие в его резолютивной части указания на нормативный акт, на соответствие которому проверялся отказ администрации Кимрского района. В мотивировочной части решения установлено не соответствие отказа положениям ЗК РФ.
Довод администрации Кимрского района о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду правомерно отклонен судом первой инстанции с учетом определения Кимрского городского суда от 01.09.2015 об отказе в принятии к рассмотрению соответствующего заявления администрации города Дубны.
При таких обстоятельствах дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется.
Администрация Кимрского района, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2015 года по делу N А66-7736/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кимрского района Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7736/2015
Истец: Администрация города Дубны Московской области
Ответчик: Администрация Кимрского района Тверской области