город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2016 г. |
дело N А32-28561/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.,
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от истца: представитель не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А материалы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 декабря 2015 года по делу N А32-28561/2015
по иску департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Стройматериалы"
о взыскании суммы субсидии,
принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и занятости населения Краснодарского края, г. Краснодар обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Стройматериалы", г. Белореченск о взыскании субсидии в сумме 1 766 057 рублей.
Решением суда от 22.12.2015 взыскано с ООО "Стройматериалы" в пользу Департамента труда и занятости населения Краснодарского края, г. Краснодар субсидии в сумме 1 766 057 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом ООО "Стройматериалы" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действительно, в соответствие с п. 4.3. и 4.4. Договора N 16/13С от 20.09.2013 г. на получателя субсидий (ответчик) возложена обязанность по предоставлению в Департамент (истец) отчетности и информации за каждый календарный год действия Договоров лизинга. Ответчик добросовестно выполнил свои обязательства и предоставил в Департамент (истцу) всю предусмотренную Договором N 16/13С информацию и отчетность в 2014 году. Однако, в связи с продолжительной болезнью главного бухгалтера и сменой двух директоров в 2014-2015 гг., ответчик просрочил предоставление истцу информации и отчетности в 2015 г. После обращения истца с исковым заявлением в суд о взыскании выданных субсидий, ООО "Стройматериалы" нарочными письмами в адрес Департамента (истца) направил все необходимые Документы, содержащие весь объем информации и отчетность, предусмотренные Договором N 16/13С от 20.09.2013 г. Информация и отчетность была сдана в канцелярию истца 19.11.2015 г. письмами N 18 и 19. На экземплярах писем ответчика есть отметка о получении данных писем. Т.е. ответчик до вынесения судом решения выполнил свои обязательства и предоставил истцу всю требуемую информацию. В своем письме N 19 от 19.11.2015 г. ответчик просил истца урегулировать вопрос в связи с предоставлением всей информации и отчетности. Заявитель полагает, что ответчик, таким образом, выполнил обязательства по предоставлению информации и отчетности в рамках Договора N 16/13С от 20.09.2013 г., заключенного с истцом и у истца на момент вынесении судом Решения не было оснований просить суд об удовлетворении требований.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Истец направил через канцелярию суда письменный отзыв на апелляционную жалобу, ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (данным постановлением министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края) организует разработку и реализацию региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2013-2017 годы" (далее - Краевая целевая программа).
В соответствии с указанным постановлением истец является уполномоченным органом, координатором Краевой целевой программы.
В 2013 году ответчик обратился к истцу с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства", утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.06.2012 N 606.
Приказом от 18.09.2013 N 136 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ООО "Стройматериалы" принято решение о признании ответчика прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
20.09.2013 между истцом и ответчиком заключен договор N 16/13С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования), предметом которого является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору (ам) финансовой аренды (лизинга):
- от 05.07.2012 N Р12-10901-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 2 795 986,60 рублей;
- от 18.04.2013 N Р13-07445-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 7 537 050,48 рублей;
- от 06.06.2012 N Р12-08802-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 7 549 305,34 рублей (п. 2.1. договора).
Субъект предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора(ов) финансовой аренды (лизинга), указанного(ых) в п. 2.1. договора, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор(ы) финансовой аренды (лизинга), указанные в п. 2.1. договора, не расторгался(ись), не был(и) признан(ы) недействительным(и), не изменялись условия договора(ов) финансовой аренды (лизинга), указанные в п. 1.4. Порядка: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает 4 лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту предпринимательства по истечении срока действия договора(ов) финансовой аренды (лизинга) (п. 4.3. договора).
Субъект предпринимательства по окончании финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым(и) субъектом предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщика, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в министерство (п. 4.4. договора).
Отчетность, указанная в пунктах 4.3., 4.4. договора, предоставляется в министерство субъектом предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 4.6. договора).
Если информация, указанная в пунктах 4.3., 4.4. договора, не представляется субъектом предпринимательства в министерство в срок, установленный в п. 4.6. договора, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления министерством субъекта предпринимательства подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством РФ и Краснодарского края (п. 5.1. договора).
В случае расторжения, признания недействительными, внесения изменения в договор финансовой аренды (лизинга), делающего такой договор несоответствующим п. 1.4. порядка, субъект предпринимательства обязан (п. 5.2. договора): направить в министерство соответствующее письменное уведомление в течение 1 календарного дня со дня: расторжения договора финансовой аренды (лизинга); признания недействительным договора финансовой аренды (лизинга); вступления в силу соответствующего изменения в договор финансовой аренды (лизинга) (п. 5.2.1. договора); произвести возврат суммы полученных субсидий в краевой бюджет в соответствии с законодательством РФ и Краснодарского края в течение 10 календарных дней со дня: расторжения договора финансовой аренды (лизинга); признания недействительным договора финансовой аренды (лизинга); вступления в силу соответствующего изменения в договор финансовой аренды (лизинга) (п. 5.2.2. договора).
Между ответчиком и ОАО "ВЭБ-лизинг" заключены следующие договоры лизинга: от 05.07.2012 N Р12-10901-ДЛ; от 18.04.2013 N Р13-07445-ДЛ; от 06.06.2012 N Р12-08802-ДЛ.
Денежные средства в размере 1 766 057 рублей перечислены истцом ответчику платежным поручением от 01.10.2013 N 458.
В связи с несоблюдением условий договора субсидирования, истец направил ответчику письмо от 20.05.2015 N 333-920/15-02-04 о том, что в случае не возврата субсидии, полученной в целях затрат на осуществление предпринимательской деятельности в краевой бюджет в установленный срок, данные денежные средства будут взысканы в установленном законодательством судебном порядке.
Ответчиком денежные средства не возвращены, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1.3 Порядка субсидирования установлено условие, согласно которому субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями заключенного договора энергоснабжения и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Практика применения вышеназванных норм АПК РФ определена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 8127 от 15.10.2013, где разъяснено, что в условиях, когда обстоятельства считаются признанными ответчиком согласно ч. 3.1. и 5 ст. 70 АПК РФ, суд не вправе принимать на себя функцию ответчика и опровергать доводы и доказательства, представленные истцом.
В разъяснение указанной нормы права Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.03.2012 N 12505/11 указал, что нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент.
В силу положений ст. 9 АПК РФ при непредставлении доказательств и неисполнении определений суда лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком не соблюдены условия договора субсидирования, а именно: п. п. 4.3., 4.4., 4.6. договора, что в соответствии с п. п. 5.2., 5.2.1., 5.2.2. договора является основанием для возврата субсидии.
Кроме того, судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2015 по делу N А40-204828/2014 по исковому заявлению ОАО "ВЭБ-лизинг" к ООО "Стройматериалы" у ответчика истребовано транспортное средство, указанное в п. 2 договора лизинга от 18.04.2013 N Р13-07445-ДЛ, в связи с расторжением указанного договора.
Таким образом, допущенные ответчиком нарушения условий договора субсидирования являются основанием для возврата субсидии, в связи с чем, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что 19 ноября 2015 года, до момента вынесения судом решения, письмами N 18 и 19 ответчик представил Истцу отчетную документацию в полном объеме, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не принимается судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В отзыве на апелляционную жалобу истец не возражает, что указанная документация поступила в Уполномоченный орган 24 ноября 2015 года (вх. N В-333/5166-24.11.15), однако была представлена не в полном объеме, а именно не представлены по договору финансовой аренды (лизинга) N Р13-07445-ДЛ копии паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства, заверенные в установленном законодательством порядке. Представленная копия свидетельства о регистрации машины СА 608795 не может быть принята во внимание, поскольку указанное свидетельство не было переоформлено после перехода права собственности на предмет лизинга, о чем свидетельствует отметка в разделе "примечание" о наличии обременения по договору лизинга N Р13-07445-ДЛ от 18 апреля 2013 года.
Кроме того, предоставление документации с нарушением сроков не устраняет допущенных Ответчиком нарушений обязательств, установленных договором субсидирования, и условий предоставления субсидии, установленных Порядком субсидирования, поскольку указанные выше пункты 3.5 Порядка субсидирования, пункта 5 Договора субсидирования, устанавливающие порядок возврата субсидий, носят императивный характер. Возможность установления отсрочки предоставления отчетной документации ни Порядком субсидирования, ни договором субсидирования не предусмотрена.
Ответчик в апелляционной жалобе подтверждает факт не предоставления в установленные сроки отчетности, указывая на причину - продолжительная болезнь главного бухгалтера и смена двух директоров в 2014-2015 годах.
Пунктом 6.1 Договора субсидирования установлен исчерпывающий перечень оснований для освобождения сторон от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, согласно которому стороны освобождаются от ответственности, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые стороны не могут оказывать влияния и за возникновение которых не несут ответственности, например, землетрясение, наводнение, пожар, забастовки, массовые беспорядки, военные действия, террористические акты, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства и тому подобное.
Таким образом, изложенные Ответчиком обстоятельства не могут служить основанием для освобождения его от ответственности за невыполнение условий предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Договор субсидирования соответствует императивным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона N 209-ФЗ и Порядка субсидирования.
Обязательства Уполномоченного органа по Договору субсидирования исполнены надлежащим образом в полном объеме. Однако Ответчик не исполнил свое обязательство в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
На основании изложенного и в силу ст. 78 БК РФ, ст. 309, п. 1 ст. 422 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 16 Федерального Закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой Целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы", приказов Уполномоченного органа 16 августа 2013 года N 79 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы", от 16 августа 2013 года N77 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 22 декабря 2015 года по делу N А32-28561/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28561/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей КК
Ответчик: ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ", ООО Стройматериалы