Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июля 2016 г. N Ф01-2435/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании права собственности
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Владимир |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А43-7720/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Бухтояровой Л.В., Александровой О.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2015 по делу N А43-7720/2015, принятое судьей Требинской И.В. по иску муниципального образования городской округ город Арзамас в лице администрации города Арзамаса Нижегородской области к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области (ИНН 5260258667, ОГРН 1095260008172), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета имущественных отношений г. Арзамас, закрытого акционерного общества "Канц-Арт" (ИНН 5243004045, ОГРН 1025201335202), Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (ИНН 5260167723, ОГРН 1065260083680), о признании незаконной записи о включении объекта недвижимости, исключении из реестра федерального имущества объекта недвижимости и признании права собственности,
при участии в судебном заседании генерального директора ЗАО "Канц-Арт" - Федосеева А.В. на основании выписки из протокола N 24 от 17.06.2011,
установил:
муниципальное образование городской округ город Арзамас в лице администрации города Арзамаса Нижегородской области (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области (далее - ТУФАУГИ) о признании незаконной записи о включении объекта недвижимости, расположенного по адресу:
г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д.13, в реестр федерального имущества; исключении из реестра федерального имущества вышеуказанного объекта; признании за муниципальным образованием городской округ г. Арзамас Нижегородской области права муниципальной собственности на нежилое помещение N 1 общей площадью 51,1 кв.м, по адресу: г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д. 13 (с учетом уточнения иска на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 29.09.2015 Арбитражный суд Нижегородской области иск удовлетворил частично, признал право собственности муниципального образования городской округ город Арзамас на спорное помещение, в остальной части иска - отказал.
Не согласившись с принятым решением, ТУФАУГИ обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указывает, что объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д.13, числится в реестре федерального имущества и составляет имущество казны Российской Федерации. Разграничение собственности по уровням было произведено в соответствии с постановлением N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР", в соответствии с которым торговые ряды и жилой дом, расположенный по адресу: г. Арзамас, ул. Кооперативная, д. 7, включены в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. Также обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что жилой дом по адресу: г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д.13, поименован в соглашении от 08.06.1996 N 10 о разграничении полномочий в сфере управления объектами исторического и культурного наследия, находящимся в государственной собственности.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность принятого по делу решения и несостоятельность доводов заявителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арзамасского городского совета народных депутатов от 21.01.1992 утвержден перечень предприятий, передаваемых в муниципальную собственность, в числе которых значилось помещение мастерской по ремонту медтехники по адресу: г. Арзамас, ул. Кооперативная, д.13.
Распоряжением мэра города Арзамаса Нижегородской области N 797 от 31.05.1994 утвержден перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность г. Арзамаса, в числе которых значилось помещение по адресу: г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д. 13 (мастерская по ремонту медтехники).
Распоряжением мэра г. Арзамаса N 494-р от 19.04.1996 (л.д.104) наименование улицы Кооперативной изменено на ул. Гостиный ряд.
Нежилое помещение N 1 площадью 51,1 кв.м по адресу: г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д. 13, включено в реестр муниципальной собственности г. Арзамаса.
В ходе подготовки пакета документов для регистрации права муниципальной собственности в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области направлен запрос о включении спорного объекта в соответствующий реестр.
Письмом от 05.02.2012 ответчик указал, что здание по адресу:
г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д. 13, числится в реестре федерального имущества и входит в состав казны Российской Федерации.
Полагая, что ответчик необоснованно включил спорное помещение в реестр федерального имущества, что нарушает права муниципального образования г. Арзамас на распоряжение помещением, истец обратился с настоящим иском в суд.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене на основании следующего.
В настоящий момент по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Гостиный ряд, д. 13 (бывшая улица Кооперативная), расположен объект недвижимости: двухэтажное здание - жилой дом с лавкой. Данный объект значится как в реестре федеральной, так и в реестре муниципальной собственности. Право собственности на данный объект Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до настоящего времени ни за кем не зарегистрировано.
Во исполнение требований законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление N 3020-1 о разграничении государственной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела I приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, составляют основу национального богатства страны и относятся исключительно к федеральной собственности.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из того, что согласно ответам Министерства культуры Российской Федерации от 07.07.2015 N 2939-10-05, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 05.12.2014 сведений об отнесении здания по адресу: г.Арзамас, ул.Гостиный ряд, д.13, к объектам культурного наследия, включенным в реестр, не имеется.
Вместе с тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (далее - Постановление) в приложении N 1 утвержден список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения (далее - Приложение N 1).
Согласно Приложению N 1 историческими памятниками, подлежащими охране как памятники государственного значения, поименованы расположенные в г. Арзамасе, ул. Кооперативная, д. 7, торговые ряды и жилой дом начала 18 века.
Из представленной в материалы дела архивной справки государственного казенного учреждения Государственный архив Нижегородской области, г. Арзамас, от 29.06.2015 исх. N ИБ-03/9121 (л.д. 105) следует, что в документах архивных фондов не обнаружено сведений о присвоении домам N 7 и N 13 по ул. Кооперативная (гостиный ряд) в г. Арзамас. Одновременно указано, что в решении исполнительного комитета Арзамасского городского совета депутатов трудящихся от 13.01.1976 N 14 "О состоянии памятников истории и культуры и мерах по их охране и реставрации" дом N 13 по ул. Кооперативная поименован как памятник, состоящий на государственной охране.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу о том, что спорный объект на момент разграничения государственной собственности являлся памятником истории и культуры государственного значения и объектом федеральной собственности.
Более того, 08.06.1996 Правительство Российской Федерации и администрация Нижегородской области заключили соглашение N 10 о разграничении полномочий в сфере управления объектами исторического и культурного наследия, находящимися в государственной собственности.
Согласно статье 2 данного Соглашения N 10 расположенные на территории Нижегородской области объекты исторического и культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, определяются по перечню согласно приложению. В собственность Нижегородской области передаются объекты исторического и культурного наследия, находящиеся в государственной собственности и не отнесенные в соответствии с настоящим Соглашением к федеральной собственности.
Жилой дом (18 век), расположенный по адресу: ул. Гостиный ряд, д. 13, указан в приложении к Соглашению N 10, содержащем перечень расположенных на территории Нижегородской области объектов исторического и культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.
В установленном законом порядке Соглашение N 10 не оспаривалось и недействительным не признавалось, следовательно, является действующим.
Таким образом, исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалы настоящего дела позволяют установить факт отнесения спорного имущества на момент разграничений государственной собственности к объектам культурного наследия и принадлежности к федеральной собственности, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленного иска.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - удовлетворению.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку истец и ответчик освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2015 по делу N А43-7720/2015 отменить, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - удовлетворить.
2. В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7720/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июля 2016 г. N Ф01-2435/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МО городской округ город Арзамас в лице Администрации города Арзамаса Нижегородской области
Ответчик: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области
Третье лицо: ЗАО Канц-Арт, Комитет имущественных отношений г. Арзамаса, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской область