Тула |
|
4 марта 2016 г. |
Дело N А68-13326/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Тулахлебопродукт" (г. Тула, ОГРН 1027100740732, ИНН 7106003406) - Голевой Л.И. (доверенность от 10.02.2015), от заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047100445006, ИНН 7104014427) - Алимовой А.И. (доверенность от 11.01.2016 N 04-41/00007), Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) - Кожакова Е.В. (доверенность от 11.01.2016 N 01-42/2), от третьих лиц - администрации города Тулы (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032) - Старостиной Н.С. (доверенность от 16.10.2015 N 69), правительства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505) - Демидовой А.В. (доверенность от 11.01.2016 N 6), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тулахлебопродукт" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2015 по делу N А68-13326/2014 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Тулахлебопродукт" (далее - заявитель, ОАО "Тулахлебопродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области (далее - налоговый орган, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС по Тульской области, управление) с заявлением о признании недействительным решения Управления от 20.11.2014 N 07-15/16465 в части доначисления земельного налога в сумме 449 445 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Тулахлебопродукт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что постановление N 715 имеет обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, и действует со дня официального опубликования.
По мнению общества, право узнавать кадастровую стоимость земельных участков через сеть "Интернет" и путем получения кадастровой справки о кадастровой стоимости от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области не противоречит статье 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, опровергая доводы общества, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу также просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Тулахлебопродукт" на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной заявителем в инспекцию 27.01.2014.
Согласно указанной декларации общество применило для расчета земельного налога за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 71:30:040112:11 кадастровую стоимость в размере, указанном в постановлении Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы" (далее - Постановление N 715), а при расчете земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 71:30:020501:19 общество применило кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, определенную по состоянию на 01.01.2012 и утвержденную решением Арбитражного суда Тульской области от 21.01.2014 по делу N А68-6014/2013.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения действовало постановление администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 (далее - Постановление N 1007), а не Постановление N 715, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:040112:11 по состоянию на 01.01.2013 составляет 3 157 046 рублей.
В ходе проверки также установлено, что установленная решением Арбитражного суда Тульской области от 21.01.2014 по делу N А68-6014/2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:19 не подлежит применения к спорному налоговому периоду - 2013 год, поскольку в силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, при этом по состоянию на 01.01.2013 именно кадастровая стоимость в размере 26 134 412 рублей, утвержденная органом исполнительной власти, внесена в государственный кадастр недвижимости и подлежит применению для исчисления земельного налога за 2013 год.
По результатам проверки декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 15.05.2014 N 5585, а по результатам рассмотрения акта, материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика - принято решение от 05.08.2014 N 669 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проверки и с учетом сведений, отраженных обществом в декларации по срокам уплаты 30.04.2013, 31.07.2013, 31.10.2013 исчислен налог к уплате по каждому сроку в сумме 180 930 рублей; по сроку 03.02.2014 уменьшен налог в сумме 339 602 рублей, установлено занижение земельного налога в общей сумме 236 185 рублей (449 445 - 213 260 рублей), в том числе:
- занижен налог по сроку уплаты 30.02.2014 в сумме 449 445 рублей;
- завышены авансовые платежи по земельному налогу в общей сумме 213 260 рублей, в том числе: по сроку 30.04.2013 на 71 086 рублей, по сроку 31.07.2013 на 71 087 рублей, по сроку 31.10.2013 на 71 087 рублей.
При этом согласно карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу по лицевому счету ОАО "Тулахлебопродукт" значится переплата по состоянию на 03.02.2014 в сумме 520 530 рублей, т.е. по сроку уплаты - 03.02.2014 земельного налога за 2013 год сумма недоимки по данным карточки расчетов с бюджетом заявителя отсутствует.
Не согласившись с решением от 05.08.2014 N 669, заявитель направил в управление апелляционную жалобу.
Управлением в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 20.11.2014 N 07-15/16465, которым решение инспекции 05.08.2014 N 669 отменено, поскольку инспекцией не соблюдены требования Налогового кодекса Российской Федерации, не обеспечена возможность ОАО "Тулахлебопродукт" участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Решением управления обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 449 445 рублей.
Не согласившись с решением управления, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Тульской области Постановлением от 18.12.2012 N 715 утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям N 1, N 2, N 3, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее постановлением от 28.12.2009 N 1007.
Судом установлено, что за ОАО "Тулахлебопродукт" зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 71:30:040112:11 и 71:30:020501:19.
В налоговой декларации за 2013 год общество исчислило земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 71:30:040112:11 исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 715.
Между тем на основании пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков (к которым относится и Постановление N 715), являются комплексными нормативными правовыми актами, то есть регулирующими не только налоговые отношения, но и гражданские отношения (в частности, отношения, связанные с арендой земельных участков, выкупом земельных участков).
Данный вывод следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина".
При этом, как следует из указанного постановления, такие нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей могут вступать в силу в разное время, что и имело место с Постановлением N 715.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу или могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (абзац 4 пункта 1 и пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 01.01.2013).
В силу пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление N 715 вступает в силу в порядке, определенном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В связи с тем, что Постановление N 715 опубликовано 27.12.2012 в газете "Тульские известия", и месячный срок на вступление в силу истек 27.01.2013, а налоговый период по земельному налогу составляет 1 год, суд первой инстанции обоснованно заключил, что по общему правилу для целей налогообложения оно действует с 01.01.2014.
Данный вывод подтверждается и отсутствием в Постановлении N 715 указания на то, что акт вступает в силу со дня его официального опубликования (абзац 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 715), что является еще одним доказательством нераспространения действия Постановления N 715 на 2013 год, т.е. на налоговый период, предшествующий вступлению акта в законную силу.
В отсутствие в нормативном правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, т.е. дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 20.05.2014 N 2868/14 по делу N А41-14050/2013.
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость устанавливается не только для применения в налоговых правоотношениях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для целей исчисления земельного налога Постановление N 715 вступило в силу по правилам абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с 01.01.2014, в то время как для иных целей, не связанных с налогообложением, Постановление N 715 вступило в силу с 01.01.2013.
При этом как справедливо отмечено судом первой инстанции, невозможность применения в рассматриваемой ситуации положений абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации объясняется следующим.
Правило, предусмотренное вышеуказанным абзацем, распространяется только на акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод о том, что в рассматриваемом случае Постановление N 715 улучшает положение налогоплательщика, в силу чего возможно применение абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с Постановлением N 715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.
Постановление N 715 всего лишь утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы, в связи с чем предыдущие результаты, утвержденные постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007, теряют свою актуальность и не подлежат применению.
При этом утвержденная Постановлением N 715 кадастровая стоимость отличается (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения) от кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 1007.
Пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Так, Постановление N 715 вступает в силу полностью, иное в тексте постановления не указано. Поскольку Постановление N 715 улучшает положение одних налогоплательщиков и ухудшает положение других, при этом акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратной силы (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации), Постановление N 715 порождает юридически значимые последствия и подлежит применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога, начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2014.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что при исчислении земельного налога за 2013 год общество необоснованно применило кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением N 715.
При этом ссылка заявителя на справку о кадастровой стоимости земельного участка, полученную на официальном сайте Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области, содержащую новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка, справедливо отклонена судом первой инстанции в силу следующего.
Как указывалось ранее, акты, устанавливающие кадастровую стоимость земельных участков, для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.
При этом для целей исчисления земельного налога Постановление N 715 вступило в силу по правилам абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с 01.01.2014.
Для иных целей, не связанных с налогообложением, Постановление N 715 вступило в силу с 01.01.2013.
В этой связи наличие выписки из кадастра с указанием кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка по состоянию на 01.01.2013, соответствующей установленной Постановлением N 715 кадастровой стоимости, как верно отметил суд первой инстанции, не свидетельствует о возможности применения новой кадастровой стоимости для целей исчисления земельного налога за 2013 год.
Кроме того, правомерно не принят во внимание судом первой инстанции довод заявителя о том, что постановлениями от 19.11.2013 N 641, от 15.05.2014 N 242, от 01.09.2014 N 446, от 14.05.2015 N 217 в Постановление N 715 вносились изменения, которые вступали в силу со дня официального опубликования и распространялись на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.
Для целей, связанных с налогообложением, указанные нормативные правовые акты правительства Тульской области, также как и Постановление N 715, вступают в силу по правилам, определенным Налоговым кодексом Российской Федерации, с 1 января 2014 года.
В налоговой декларации за 2013 год общество исчислило земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:19 исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тульской области от 21.01.2014 по делу N А68-6014/2013 и равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012.
Управление, доначисляя обществу земельный налог, применило кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением N 1007, которая составляет 26 134 412 рублей.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он дополнен главой "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, внесение новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. До утверждения кадастровой и стоимости, равной рыночной, кадастровая стоимость земельного участка была установлена нормативным правовым актом администрации Тульской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не направлены на оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель, в силу чего сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых должно было производиться с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Судом установлено, что ОАО "Тулахлебопродукт" является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:30:02051:19.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением N 1007 по состоянию на 01.01.2013 и составляет 26 134 412 рублей.
В отношении указанного земельного участка по заявлению ОАО "Тулахлебопродукт" решением Арбитражного суда Тульской области от 21.01.2014 по делу N А68-6014/2013 установлена кадастровая стоимость, равная его рыночной стоимости в размере 11 862 000 рублей по состоянию на 01.01.2012.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Тульской области от 21.01.2014 по делу N А68-6014/2013, подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с даты вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тульской области от 21.01.2014 по делу N А68-6014/2013, вступившее в законную силу по истечении месяца со дня изготовления данного решения в полном объеме (вступило в законную силу 22.02.2014), не подлежит применению к спорному налоговому периоду.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно заключил, что по состоянию на 01.01.2013 при исчислении земельного налога за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость в размере 26 136 412 рублей, утвержденная органом исполнительной власти, и внесенная в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод заявителя о том, что он правомерно использовал кадастровую стоимость земельных участков, полученную через сеть "Интернет" и путем получения кадастровой справки о кадастровой стоимости от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку полученные обществом от органа кадастрового учета справки о имеющихся в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков нельзя признать в качестве разъяснений о порядке исчисления и уплаты земельного налога за спорный период, исходя из указанной стоимости. Дача разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не относится к компетенции органа кадастрового учета.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Вступление в силу Постановления N 715 (как указано выше 27.01.2013) порождает обязанность органа кадастрового учета по внесению сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости после получения их в установленном законодательством порядке.
Между тем данное обстоятельство (внесению сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) не влияет на момент, с которого новая кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 715, подлежит применению для целей налогообложения.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Тулахлебопродукт" платежным поручением от 12.01.2016 N 13 уплатило государственную пошлину в общей сумме 3 000 рублей.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1 500 рублей для юридических лиц.
Таким образом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2015 по делу N А68-13326/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тулахлебопродукт" (300041, г. Тула, ул. Ленина, д. 15, ОГРН 1027100740732, ИНН 7106003406) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 12.01.2016 N 13.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-13326/2014
Истец: ОАО "Тулахлебопродукт", ОАО "Тулахлебпродукт"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области
Третье лицо: Администрация города Тулы, Правительство Тульской области