г. Москва |
|
04 марта 2016 г. |
Дело N А41-73999/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Азимут" - Ряховского Р.В. (представителя по доверенности от 18.08.2015),
от администрации Мытищинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мытищинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 по делу N А41-73999/15, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Мытищинского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточненных требований):
- признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 06.08.2015.
- обязать администрацию принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080516:21 для размещения открытой автостоянки, площадью 5 250 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, город Мытищи, Осташковское шоссе,
- обязать администрацию заключить с обществом сроком на 49 лет договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080516:21 площадью 5 250 кв.м. для размещения открытой автостоянки, расположенного по адресу: Московская область, город Мытищи, Осташковское шоссе.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации и министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество обратилось с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка площадью 5 250 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Мытищи, Осташковское шоссе, кадастровый номер 50:12:0080516:21, из земель населенных пунктов, в аренду сроком на 49 лет для размещения открытой автостоянки, без права строительства.
Постановлением Главы района от 04.06.2014 N 1400 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, г.Мытищи, Осташковское шоссе" утверждена схема расположения названного земельного участка.
В газете "Родник" от 20.06.2014 N 92 (18851) опубликовано официальное сообщение о предстоящем предоставлении администрацией в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельного участка общей площадью 5 250 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Мытищи, Осташковское шоссе для размещения открытой автостоянки.
В отношении данного земельного участка обществом проведены кадастровые работы и 23.09.2014 сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом от 24.09.2014 N МО-14/ЗВ-1519824. Земельному участку присвоен кадастровый номер 50:12:0080516:21.
Общество 04.12.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080516:21 в аренду и о заключении договора аренды на 49 лет.
Как следует из выписки из протокола от 24.02.2015 N 4 заседания постоянно действующей комиссии по землепользованию и застройке при управлении земельно-имущественных отношений администрации, решено "оставить принятие решения на усмотрение администрации".
Общество 03.03.2015 обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило администрацию подготовить постановление о предоставлении земельного участка о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080516:21 в аренду на 49 лет.
Письмом от 06.08.2015 N 3584 управление земельно-имущественных отношений администрации сообщило общество со ссылкой на принятие на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области решения (пункт 723 протокола от 23.07.2015 N 28) "отказать в согласовании заключения договора купли-продажи ввиду нарушения порядка предоставления земельного участка под строительство, установленного Земельным кодексом РФ", что издание постановление о предоставлении земельного участка в аренду для размещения открытой автостоянки не представляется возможным.
Не согласившись с данным отказом от 06.08.2015, полученным 07.08.2015, общество 17.09.2015 подало в арбитражный суд заявление, в котором выразило не согласие с данным отказом и просило признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 1 просительной части заявления), обязать администрацию принять такое решение (пункт 2 просительной части заявления) и заключить с обществом договор аренды на 49 лет (пункт 3 просительной части заявления).
В судебном заседании 25.11.2015 общество заявило об изменении требования, содержащегося в пункте 1 просительной части заявления, на требование о признании незаконным отказа администрации, выразившегося в письме от 06.08.2015, остальные требования поддержало в первоначальной редакции. Суд удовлетворил данное ходатайство.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей на момент обращения общества в администрацию с первоначальным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Данное положение Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступило в силу 01.03.2015.
Схема расположения испрашиваемого обществом земельного участка утверждена постановлением Главы района от 04.06.2014 N 1400.
Тем самым при рассмотрении настоящего дела подлежат положения статьи 34 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015..
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса в данной редакции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На основании пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса в той же редакции граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно введенному в действие с 01.03.2015 пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Ссылка администрации на то, что основанием для отказа послужило отрицательное решение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается управление, само по себе не могло в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса) служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении заявителю земельного участка в аренду и не порождает для заявителя предусмотренных законом прав и обязанностей (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 по делу N А41-27802/2015, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А41-38134/15, от 03.02.2016 по делу N А41-65898/15 и др.).
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что требования земельного законодательства о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в данном случае выполнены, оснований для отказа в представлении этого участка в аренду у администрации не имелось.
Что касается довода администрации о пропуске обществом срока на обжалование отказа от 06.08.2015, то в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 этой же статьи АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Разрешая вопрос о соблюдении/пропуске обществом данного срока при обращении в суд с заявленным по настоящему делу требованием об оспаривании отказа администрации, апелляционный суд исходил из следующего.
Согласно оттиску штампа Арбитражного суда Московской области общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу 17.09.2015.
Письмо от 06.08.2015 администрации, в котором сообщалось об отказе в согласовании заключения договора аренды получено обществом 07.08.2015.
Ссылка администрации на то обстоятельство, что первоначально общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании бездействия администрации, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка, а уточненные требования о признании незаконным отказа администрации, выразившегося в ответе от 06.08.2015 N 3584, приняты судом только 02.12.2015, в связи с чем, по мнению администрации, пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, отклоняется апелляционным судом.
В данном случае в качестве основания для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с первоначальными требованиями явилось письмо администрации от 06.08.2015 N 3584, на что прямо указывает общество в своем заявлении в суд, поданном 17.09.2015. Как следует из данного заявления, общество фактически оспаривало данный отказ в этом заявлении, выражало несогласие с ним.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о пропуске конкурсным управляющим общества при обращении в суд срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, не имеется. Данный срок апелляционный суд признает соблюденным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества является правильным.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 по делу N А41-73999/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-73999/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф05-7380/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АЗИМУТ"
Ответчик: Администрация Мытищинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Мытищинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7380/16
02.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15420/16
04.10.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-73999/15
21.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7380/16
04.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1101/16
22.12.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-73999/15