г. Хабаровск |
|
04 марта 2016 г. |
А04-10314/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Борзенков М.А., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 4;
от общества с ограниченной ответственностью "Востер": Сергеев С.С., представитель по доверенности от 10.09.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Востер"
на решение от 18.01.2016
по делу N А04-10314/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Басос М.А.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Востер"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее- МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Востер" (далее - ООО "Востер", Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота данной продукции.
Решением от 18.01.2016 суд признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей с конфискацией в доход федерального бюджета изъятую из оборота алкогольную продукцию следующего наименования:
* водка "Русский путь" платиновая", 40 %, 0,5 л., дата розлива 07.02.2014, ОАО "Шуйская водка", в количестве 3 бутылок;
* водка "ФИНСКОФФ", 40 %, 0,5 л., дата розлива 20.12.2013, ООО "Родник и К", в количестве 20 бутылок;
* водка "Народная отрада отборная", 40 %, 0,5 л., дата розлива 23.04.2013, ОАО "Шуйская водка", в количестве 15 бутылок.
Не согласившись с решением суда, Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в виду неправильного применения судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов Общество указало, что суд незаконно конфисковал алкогольную продукцию водку "ФИНСКОФФ", 40 %, 0,5 л., дата розлива 20.12.2013, ООО "Родник и К", в количестве 20 бутылок; водку "Народная отрада отборная", 40 %, 0,5 л., дата розлива 23.04.2013, ОАО "Шуйская водка", в количестве 15 бутылок, поскольку на данную продукцию все необходимые документы имелись. Обращаясь с заявлением в суд, МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, указало на отсутствие документов только на один вид алкогольной продукции - водку "Русский путь платиновая", 40 %, 0,5 л., дата розлива 07.02.2014, ОАО "Шуйская водка", в количестве 3 бутылок. По мнению заявителя жалобы в действиях Общества нет состава административного правонарушения, поскольку один лишь факт ненадлежащего оформления Обществом правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции, федеральные специальные марки не являются поддельными и отражены в системе ЕГАИС. Кроме этого, протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным должностным лицом.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении Общества к административной ответственности.
МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, указав, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции водки "Русский путь" платиновая" без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота данной продукции. Решение суда первой инстанции просили оставить без изменения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 02.09.2015 МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в ходе проверки ООО "Востер" по месту осуществления деятельности Общества в магазине "Весна", расположенном по адресу: Амурская область, с. Тамбовка, ул. Ленинская. 73, установлен оборот алкогольной продукции без маркировки, а именно: водка "Народная отрада отборная", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 23.04.2013, производства ОАО "Шуйская водка; водка "Русский путь платиновая", емкостью 0.5 л, крепостью 40%, дата розлива 07.02.2014, производства ОАО "Шуйская водка"; водка "Финскофф (FINSKOFF)", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 20.12.2013, производства ООО "Родник и К".
Определением от 02.09.2015 N у7-ап516/09 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования, у общества истребованы сведения, в том числе копии товарно-транспортных накладных, с приложенными к ним справками "А" и "Б" на указанную алкогольную продукцию, копии удостоверений о качестве, сертификатов соответствия и (или) деклараций соответствия.
Алкогольная продукция изъята, в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 02.09.2015 N у7-ап515/09-2.
17.09.2015 в адрес административного органа поступили сопроводительные документы на алкогольную продукцию.
Проанализировав представленные ООО "Востер" товарно-сопроводительные документы на алкогольную продукцию водку "Русский путь платиновая", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 07.02.2014, Управление установило признаки недостоверности, в связи с несоответствием очередности даты отгрузки алкогольной продукции между контрагентами согласно товарно-сопроводительным документам и указанием лицензии, срок действия которой не соответствует дате отгрузки алкогольной продукции.
Согласно информации, представленной ОАО "Шуйская водка" в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции количество алкогольной продукции, отгруженной по товарно-транспортной накладной от 10.02.2014 N 63 составляет 23200 бутылок, в свою очередь согласно разделу "А" справки к товарно-транспортной накладной 1000 дал./20000 шт., в связи с чем, Управлением сделан вывод о том, что товаросопроводительные документы, представленные ООО "Востер" на алкогольную продукцию водку "Русский путь платиновая", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 07.02.2014, не подтверждают легальность оборота данной алкогольной продукции.
Кроме этого, согласно заключению Экспертно-криминалистического центра Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю от 16.09.2015 N 692-Э федеральные специальные марки на вышеперечисленной алкогольной продукции изготовлены не производством ФГУП "Госзнак".
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении ООО "Востер" составлен протокол об административном правонарушении от 28.10.2015 N у7-ап516/09 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в незаконном обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.
Частью 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В подтверждение легальности оборота алкогольной продукции ООО "Востер" представлены, в том числе сопроводительные документы на водку: "Русский путь платиновая", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 07.02.2014, производства ОАО "Шуйская водка".
Согласно разделу "А" справки к товарно-транспортной накладной от 27.08.2014 N РД-00423928 водка "Русский путь платиновая", емкостью 0,5 л. произведена ОАО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225), дата розлива 07.02.2014 и отгружена ООО "Вятское застолье" (ИНН 4345229039) по ТТН от 10.02.2014 N 63 в объеме 1000 дал, 20000 шт.
Согласно разделам "Б" справки к товарно-транспортной накладной последующая реализация указанной продукции производилась в следующем порядке:
1. ООО "Вятское застолье" (ИНН 4345229039) алкогольная продукция отгружена в адрес ООО "Компания Ритейл-плюс" (ИНН 4823038920), ТТН от 20.04.2014 N ВЦ00001527 в количестве 20000 шт., 1000 декалитров;
2. ООО "Компания Ритейл-плюс" (ИНН 4823038920) алкогольная продукция отгружена в адрес ООО "СЕЛЕБРИТИ" (ИНН 7722843475), ТТН от 27.05.2015 N 125 в количестве 5920 шт., 296 декалитров;
3. ООО "СЕЛЕБРИТИ" (ИНН 7722843475) алкогольная продукция отгружена в адрес ООО "ГранТорг" (ИНН 2801183342), ТТН от 01.06.2015 N 6698 в количестве 5920 шт., 296 декалитров;
4. ООО "ГранТорг" (ИНН 2801183342) алкогольная продукция отгружена в адрес ООО "АРТ-Маркет" (ИНН 2801067681), ТТН от 26.06.2015 N РК-51851 в количестве 5920 шт., 296 декалитров;
5. ООО "АРТ-Маркет" (ИНН 2801067681) алкогольная продукция отгружена в адрес ООО "Востер" (ИНН 2801039677), ТТН от 27.08.2014 N РД-00423928 в количестве 100 шт., 5 декалитров.
Из анализа раздела "Б" справки к ТТН от 27.08.2014 N РД-00423928 следует, что поставка "Русский путь платиновая", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 07.02.2014 в адрес ООО "Востер" от ООО "АРТ-Маркет" произведена более ранней датой (27.08.2014), чем продукция поступила на склад ООО "АРТ-Маркет" (26.06.2015).
Также в разделе "Б" справки к товарно-транспортной накладной от 27.08.2014 N РД-00423928 указана лицензия на право розничной продажи N 28 ME 0005610 N 3908 действующая с 07.10.2014 по 15.12.2016, то есть поставка алкогольной продукции по данной ТТН была раньше, чем выдана лицензия.
Согласно данным, полученным на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (fsrar.ru) следует, что ОАО "Шуйская водка" в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представлена информация по отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 10.02.2014 N 63, из которой следует, что по указанной ТТН отгружено 23200 бутылок, в свою очередь согласно разделу "А" справки к товарно-транспортной накладной от 27.08.2014 N РД-00423928 зафиксировано 1000 дал. или 20000 бутылок.
Кроме того, как следует из заключения Экспертно-криминалистического центра Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю от 16.09.2015 N 692-Э федеральные специальные марки с номерами: 103 175266246, 103 175266237, наклеенные на 2 (две) бутылки водки "Русский путь платиновая" (ОАО "Шуйская водка" Россия, Ивановская область, г. Шуя) объемом 0,5 л; с номерами: 100 870845860, 100 870845867, изготовлены не производством ФГУП "Гознак", то есть маркированы поддельными федеральными специальными марками.
С учетом приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой о том, что обществом была произведена закупка алкогольной продукции, маркированной поддельными ФСМ, информация о которой не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе, в связи с чем, легальность ее оборота не может считаться подтвержденной.
Положениями статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом того, что деятельность по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции является лицензируемой, а ООО "Востер" имеет соответствующую лицензию, соответственно является профессиональным участником на рынке алкогольной продукции, следовательно, оно несет обязанность по осуществлению такой деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не должно было допускать оборот алкогольной продукции, информация о которой не зарегистрирована в ЕГАИС.
Легальность производства и поставки закупленной обществом алкогольной продукции не подтверждается имеющими доказательствами по делу, а Обществом не предприняты все возможные меры по проверке легальности закупаемого товара. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих Обществу исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется. Обществом не осуществлена надлежащая проверка добросовестности своего контрагента, следовательно, вина общества в совершении вмененного административного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Отклоняя доводы Общества о существенном нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, суд, первой инстанции обоснованно исходил из следующего
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя: лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23.1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ под государственным надзором за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований осуществляющими деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения их проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность указанного уполномоченного федерального органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Согласно Положению о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 5.7 Положения к полномочиям Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка относится рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО от 24.08.2015 N 311 "О проведении мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции на территории Амурской области" сотрудникам МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО Трубникову Н.Н., Дашиеву Ч.Ц., Денисову А.Н., Коржову В.М., Иванову А.А. поручено проведение мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции на Амурской области, в том числе, исполнения требований, установленных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25.12.2014 N 409 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".
02.09.2015 в магазине 000 "Востер", расположенном по адресу: Амурская область, с. Тамбовка, ул. Ленинская, 73, на витрине была выставлена алкогольная продукция с целью розничной продажи. Должностные лица Управления в ходе наблюдения (визуального осмотра ценников на витрине) нарушений установленного порядка регулирования цен на алкогольную продукцию не вывили. Однако, при визуальном осмотре федеральных специальных марок, наклеенных на алкогольную продукцию, установили, что они имеют признаки подделки.
В соответствии с пунктом 1 статья 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена, в том числе, частью 4 статьи 15.12 и частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ (ФСМ имеют признаки подделки) определением от 02.09.2015 N у7-ап515/09 административным органом возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования. В ходе проведения процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушении N у7-ап515/09 административным органом был установлен факт оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота (сопроводительные документы на спорную алкогольную продукцию представлены не были). Определением от 02.09.2015 N у7-ап516/09 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования, у общества истребованы сведения, в том числе копии товарно-транспортных накладных, с приложенными к ним справками "А" и "Б" на указанную алкогольную продукцию, копии удостоверений о качестве, сертификатов соответствия и (или) деклараций соответствия.
Таким образом, в рамках мероприятий по наблюдению на основании приказа от 24.08.2015 N 311 должностными лицами Управления проведен только визуальный осмотр магазина, принадлежащего обществу, а все процессуальные действия по привлечению общества к административной ответственности осуществлены уже в рамках административного расследования, что соответствует требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного доводы Общества о нарушении административным органом Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является несостоятельным.
Протокол осмотра от 02.09.2015 N у7-ап515/09-1, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении проведения административного расследования от 02.09.2015 N у7-ап516/09, определение об истребовании сведений, извещение о необходимости явки составлены и подписаны главным специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО Коржовым В.М., а протокол об административном правонарушении - главным специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО Щегловой Е.О.
В соответствии с должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего главного специалиста-эксперта МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, утвержденным и.о. руководителя управления 29.11.2013, главный специалист-эксперт обязан осуществлять государственный контроль и надзор за производством, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями (пункт 3.17 должностного регламента).
В материалах дела имеется решение руководителя управления от 26.10.2015 N у7-ап516/09 "О передаче дела об административном правонарушении в отношении ООО "Востер", в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в отношении ООО "Востер" было передано главному специалисту-эксперту Щегловой Е.О.
В связи с чем, доводы общества о том, что проверка проведена и протокол составлен неуполномоченными должностными лицами Управления правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, суду не представлено.
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ) не имеется.
В частности, исходя из смысла части 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Совершенное правонарушение затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в обороте алкогольной продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно привлек Общество к административной ответственности и назначил ему наказание в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, если они реализуются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, подлежат изъятию из незаконного оборота.
Суд первой инстанции принял правомерное о решение о конфискации алкогольной продукции, вместе с тем ошибочно указал о конфискации алкогольной продукции водки "ФИНСКОФФ", 40 %, 0,5 л., дата розлива 20.12.2013, ООО "Родник и К", в количестве 20 бутылок; водки "Народная отрада отборная", 40 %, 0,5 л., дата розлива 23.04.2013, ОАО "Шуйская водка", в количестве 15 бутылок.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в вину Общества вменяется не представление документов подтверждающих легальность оборота только на алкогольную продукцию - водку "Русский путь платиновая", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 07.02.2014, производства ОАО "Шуйская водка", что образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Административным органом также установлен оборот алкогольной продукции без маркировки в отношении водки "Русский путь платиновая", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, дата розлива 07.02.2014, производства ОАО "Шуйская водка"; водки "ФИНСКОФФ", 40 %, 0,5 л., дата розлива 20.12.2013, ООО "Родник и К", в количестве 20 бутылок; водки "Народная отрада отборная", 40 %, 0,5 л., дата розлива 23.04.2013, ОАО "Шуйская водка", в количестве 15 бутылок, ответственность установлена частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ и по данному нарушению Общество привлечено к ответственности постановлением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска.
Поскольку предметом правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ алкогольная продукция водка "ФИНСКОФФ", 40 %, 0,5 л., дата розлива 20.12.2013, ООО "Родник и К", в количестве 20 бутылок; водка "Народная отрада отборная", 40 %, 0,5 л., дата розлива 23.04.2013, ОАО "Шуйская водка", в количестве 15 бутылок не являлась, то конфискации по настоящему делу не подлежит.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18.01.2016 по делу N А04-10314/2015 изменить, исключить из него указания на назначение обществу с ограниченной ответственностью "Востер" административного наказания в виде конфискации в доход федерального бюджета изъятую из оборота согласно протоколу от 02.09.2015 N у7-ап515/09-2 и находящуюся на хранении МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу по адресу: Хабаровский край, город Хабаровск, улица Карла Маркса, 86, кабинет 215, алкогольную продукцию следующего наименования: водка "ФИНСКОФФ", 40 %, 0,5 л., дата розлива 20.12.2013, ООО "Родник и К", в количестве 20 бутылок; водка "Народная отрада отборная", 40 %, 0,5 л., дата розлива 23.04.2013, ОАО "Шуйская водка", в количестве 15 бутылок.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10314/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Востер"
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаросвкого края, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области