г. Москва |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А40-175239/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамышевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2015
по делу N А40-175239/15, принятое судьей Кофановой И. Н. (шифр судьи 127-1433),
по иску Публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (660017, Красноярский край, г Красноярск, ул Дубровинского, 43; ИНН: 2466132221; ОГРН: 1052460078692)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г Москва, ул Ильинка, 9, стр 1; ИНН: 7710168360; ОГРН: 1037739085636)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Васина Л.В. по доверенности от 08.10.2015;
от ответчика: Смирнова А.А. по доверенности от 14.01.2016;
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен Публичным акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" (ПАО "Красноярскэнергосбыт") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании убытков в размере 181 553,05 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2015 года взысканы с Российской Федерации в лице Минфина России" в пользу ПАО "Красноярскэнергосбыт" убытки в размере 181 553,05 и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 446 руб..
Решение мотивировано тем, что в соответствии с абз.3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, что о во исполнение указанной нормы права принят Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", статья 1 которого устанавливает, что возмещение расходов производится юридическим лицам, оказывающим услуги электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений.
Первая инстанция установила, что в соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 7 февраля 2008 года N 4-1256 объем электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, должен был определяться в соответствии с Методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, которую должен был утвердить высший исполнительный орган государственной власти Красноярского края, что постановлением Правительства Красноярского края от 13 мая 2009 года N 250-п была утверждена данная Методика, что названное постановление Правительства края было опубликовано в журнале "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" N 25 (N231) от 18 мая 2009 года и вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Первая инстанция указала, что предоставление льгот различным категориям потребителей является расходным обязательством государства, а не коммерческой организации, что при отсутствии механизма реализации льгот, порядка определения количественного состава предоставляемых льгот и т.д. коммерческая организация была лишена возможности предоставлять определенные льготы в соответствии с действующим законодательством, однако решениями районных судов и мировых судей Красноярского края с ОАО "Красноярскэнергосбыт" в пользу педагогов, проживающих в сельской местности, Красноярского края, взысканы расходы на электроснабжение в размере 295 106 руб. 43 коп. Таким образом, ОАО "Красноярскэнергосбыт" понесло убытки в результате неисполнения государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией установленных федеральным законодательством льгот.
В апелляционной жалобе Минфин России просит решение от 23.12.2015 г. отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом ст.15. 16, п.4 ст.126, ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.6, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", нормативных правовых актов Красноярского края.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить без изменения обжалуемое решение, ссылаясь на его законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Давая объяснения в заседании апелляционной инстанции, представители ответчика и истца привели доводы, аналогичные изложенным соответственно в жалобе и в отзыве на нее.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционная инстанция находит решение от 23.12.2015 г. подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно абзацу 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" ( редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются, в частности, правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Законодательным собранием Красноярского края был принят Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края", который действовал с 9 марта 2008 года до 1 июля 2010 года.
В развитие этого закона Правительством Красноярского края были изданы постановления от 13 мая 2009 года 250-п и от 18 июня 2010 года N 318-п.
Перечисленными нормативными правовыми актами установлена обязанность органов государственной власти Красноярского края возмещать расходы, связанные с предоставлением названных льгот в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета, а Российская Федерация несет обязанности по предоставлению бюджету субъекта Российской Федерации денежных средств на эти цели в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Кроме того, апелляционная инстанция учитывает, что обжалуемый судебный акт не содержит указания на то, какие неправомерные действия (бездействие) Российской Федерации или ее уполномоченных органов повлекли возникновение у истца убытков, в взыскании которых заявлены требования.
С учетом изложенного и в соответствии с п.2 ст.269 и ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение 23.12.2015 г. подлежит отмене и апелляционная инстанция считает возможным принять новый судебный акт об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2015 по делу N А40-175239/15 отменить.
Исковые требования Публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (ИНН: 2466132221; ОГРН: 1052460078692) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3.000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175239/2015
Истец: ОАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ", ПАО "Красноярскэнергосбыт"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ