г. Челябинск |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А47-10975/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ульяновой Анастасии Михайловны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2015 по делу N А47-10975/2015 (судья Сердюк Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Индивидуальный предприниматель Ульянова Анастасия Михайловна (далее - заявитель, ИП Ульянова А.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - ИФНС по г. Орску, налоговый орган, инспекция) об отмене постановления N 148 от 12.08.2015 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.2 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.12.2015 в удовлетворении требований ИП Ульяновой А.М. отказано.
ИП Ульянова А.М. (далее также - податель апелляционной жалобы) не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Ульянова А.М. указывает, что решение суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, и следовательно, подлежит отмене.
Податель жалобы считает, что данные в протоколе не могут являться доказательствами по делу и подтверждать факт совершения административного правонарушения. В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Заявитель обращает внимание, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не указаны паспортные данные, место прописки, место регистрации покупателя, который совершил проверочную покупку. Доказательств фото-, видеофиксации, составления протокола осмотра с участием понятых, схем совершения заявителем правонарушения инспекцией не представлено.
Сами по себе объяснения свидетеля без соблюдения установленных законодательством процедур их получения и приобщения к материалам дела, не могут являться допустимым доказательством, по делу об административных правонарушениях.
Также предприниматель считает, что изъятие кассового чека должно быть оформлено соответствующим протоколом, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. Материалы дела не содержат данных о приобщении к материалам дела кассового чека, как документа, имеющего значение основного доказательства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, податель жалобы указывает, что проверяемое лицо в целях обеспечения прав на защиту в обязательном порядке должно быть уведомлено о проведении проверки, ознакомлено с поручением о проведении проверки, в поручении проставляется подпись проверяемого объекта с указанием даты предъявления ему поручения о проведении проверки. ИП Ульянова А.М. о проведении проверки уведомлена не была и с поручением не знакома.
Налоговый орган не доказал факт наличия в действиях предпринимателя события административного правонарушения.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. Налоговый орган представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон и их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Ульянова А.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 24-26).
На основании поручения заместителя начальника инспекции N 148 от 09.07.2015 (л.д. 73) проведена проверка в отношении ИП Ульяновой А.М. соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт, полноты учёта выручки, порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций при осуществлении наличных денежных расчетов на объектах, расположенных по адресу размещения платежного терминала N 9256030, установленного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Омская, 63 А (далее по тексту - терминал).
В ходе проверки был установлено, что ККТ платежном терминале N 9256030 отсутствует. ККТ PAYVKP-80K с заводским номером 0574649, от которой выдана имитация кассового чека, по данному адресу не зарегистрирована, в платежном терминале N9256030 не установлена, а установлена в другом платежном терминале по адресу: Дзержинский район п. Товарково, ул. Ленина д.4А, терминал по приему платежей N00002755. При этом, чек выданный принтером, установленным в данном платежном терминале, кассовым чеком, в силу действующего законодательства не является.
По результатам проверки 09.07.2015 инспекцией был составлен акт N 027804 от 09.07.2015 проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" (л.д. 65-68).
Актом от 09.07.2015 покупателем Кошкиной Н.А. добровольно передана квитанция, полученная из терминала (л.д.70).
Также составлен акт о проверке наличных денежных средств кассы (расписка) N 027804 от 09.07.2015.
В связи с выявленными правонарушениями, 30.07.2015 в отсутствие предпринимателя, составлен протокол N 148 об административном правонарушении, в соответствии с которым выявленное нарушение было квалифицировано по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, копия которого направлена предпринимателю почтовым отправлением (л.д.14-16).
О дате составления протокола предприниматель был извещен письмом от 16.07.2015 N 16-01-11/18559 (л.д.64).
12.08.2015 начальником инспекции, в отсутствии предпринимателя материалы дела об административном правонарушении рассмотрены и вынесено постановление N 148 о назначении административного наказания. Согласно данному постановлению заявитель признан виновным в совершении правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 4 000 руб. (л.д.10-13).
При назначении наказания в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, была учтена повторность совершенного правонарушения 21.01.2015.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, предприниматель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
По результатам рассмотрения жалобы ИП Ульяновой А.М. вынесено решение от 18.09.2015 N 16-15/11264, которым в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 12.08.2015 N 148 ИП Ульянова А.М., обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупность собранных инспекцией доказательств является достаточной для вывода о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
В силу условий части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, посягающие на права потребителя, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), на установленный порядок осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, - на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, составляет неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном Федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Субъектами рассматриваемых административных правонарушений могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров, выполнение услуг либо оказание услуг, их руководители и иные работники, а также граждане.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 1 Федерального закона N 54-ФЗ платежный терминал представляет собой устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
Пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должна:
быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.
Из материалов дела следует, что 09.07.2015 при приеме от гражданина денежных средств в счет оплаты сотовой связи в сумме 50 руб. через терминал, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Омская, д. 63А, не была применена ККТ ввиду ее отсутствия, не выдан кассовый чек. Нарушение подтверждается актом от 09.07.2015, актом о проверке наличных денежных средств N 027807 от 09.07.2015, актом проверки N 027807 от 09.07.2015.
Из перечисленных документов следует, что ККТ в терминале отсутствует, в нем установлено печатающее устройство, либо контрольно-кассовая машина, работающая в нефискальном режиме. ККТ PAYVKP-80K с заводским номером 0574649 по адресу местонахождения терминала N 9256030 не зарегистрирована, а установлена в другом платежном терминале по адресу: Дзержинский район, п. Товарково, ул. Ленина, 4А. Выданный терминалом документ не является кассовым чеком, поскольку содержит лишь формально указанные в законе обязательные реквизиты.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения по ч.2 ст. 14.5 КоАП, следовательно, заявитель правомерно привлечен инспекцией к административной ответственности, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в силу чего оснований для удовлетворения заявленного требования у суда первой инстанции не имелось.
Порядок предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции регламентирован отдельным разделом Административного регламента.
В соответствии с Административным регламентом у налогового органа отсутствует обязанность по предварительному уведомлению проверяемого лица о проведении проверки, основанием для начала административной процедуры по предъявлению проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции является завершение проверки выдачи кассовых чеков.
Судом первой инстанции установлено, что именно в ходе проверки, проведенной до возбуждения дела об административном правонарушении, а не в ходе производства по делу об административном правонарушении, покупателем добровольно передана квитанция, полученная им из терминала, ввиду чего, предусмотренный КоАП РФ, порядок приобщения к материалам дела вещественных доказательств, административным органом не нарушен.
Таким образом, квитанция не была изъята в ходе производства по делу об административном правонарушении, а была добровольно передана сотрудникам ИФНС по г. Орску для проведения проверки, следовательно, в оформлении протокола изъятия, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи необходимости не было.
Кроме того, при проведении проверки терминала N 9256030, находящегося по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Омская, д. 63А, находились двое понятых, данные которых отражены в акте проверки от 09.07.2015 N 027804.
Доводы, приведенной в жалобе, повторяют аналогичные доводы ИП Ульяновой А.М., заявленные в ходе рассмотрения дела и обоснованно отклоненные судом первой инстанции. Фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, жалобы не содержат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2015 по делу N А47-10975/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ульяновой Анастасии Михайловны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10975/2015
Истец: ИП Ульянова Анастасия Михайловна, УЛЬЯНОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ОРСКУ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ