г. Москва |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А41-64865/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Сити Управление Активами" - Дука А.С. (представителя по доверенности от 09.04.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Макарьева А.А. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити Управление Активами" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2015 по делу N А41-64865/15, принятое судьей Гриневой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сити Управления Активами" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным и отменить в полном объеме предписание управления об устранении нарушения земельного законодательства от 16.07.2015 N 13/2663-Ю-2015/140;
- признать незаконным и отменить в полном объеме представление управления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 16.07.2015 N 13/2663-Ю-2015/140.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
У общества в доверительном управлении находится земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 площадью 79 151 кв.м. категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 2 760 метров на восток от ориентира с.Тарасовка.
Данный земельный участок находится в собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лесные просторы", доверительным управляющим которого является общество.
Участок приобретен обществом как доверительным управляющим этого фонда (покупателем) у продавца - СПК "Золотая нива" по договору купли-продажи от 14.11.2013.
Право собственности общества на участок зарегистрировано 10.12.2013, право доверительного управления им обществом зарегистрировано 18.12.2013.
По договору купли-продажи от 14.11.2013 продавцом покупателю также переданы расположенные на участке объекты недвижимости (здания, строения, сооружения): здание гаража с навесом; здание - силосная башня; здание склада комбикорма; сооружение - навес для сельскохозяйственных машин; здание трансформаторной подстанции (ТП-206); здание - проходная; сооружение - силосная башня; здание коровника; строение - коровник; сооружение - силосная траншея; сооружение - силосная траншея; здание зерносклада; здание склада минеральных удобрений; здание ремонтных мастерских; здание - автовесы; здание овощехранилища; здание телятника; сооружение - площадки и автодороги.
По договору аренды от 19.11.2014 земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 передан в аренду ООО "Новый Дом" без находящихся на нем зданий, строений, сооружений. Этот договор аренды зарегистрирован 04.12.2014.
Находящиеся на участке объекты недвижимости переданы в аренду СПК "Золотая Нива" по договору аренды от 01.11.2014.
Права на земельный участок подтверждаются выпиской из ЕГРП от 01.09.2015, права на находящиеся на нем здания, строения и сооружения - свидетельствами о государственной регистрации права.
В ходе проверки 24.06.2015 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:13:0080414:259 расположены: здание автомойки, здание автосервиса и конюшня; часть участка используется под склад; на участке организовано производство по изготовлению тротуарной плитки, бетонных блоков; на части участка площадью 8 000 кв.м. расположен ГСК "Зеленый бор".
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.06.2015, в котором зафиксированы выявленные нарушения. К акту приложены фотоснимки с изображением машин, гаражей.
В связи с этим управление сделало вывод о том, что земельный участок с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" используется не по назначению и не в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, и 16.07.2015 выдало обществу предписание N 13/2663-Ю-2015/140 об устранении допущенных нарушений и представление N 13/2663-Ю-2015/140 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Не согласившись с предписанием и представлением управления от 16.07.2015, общество 21.08.2015 оспорило их в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Земли, указанные в этом пункте статьи 7 Земельного кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьями 40, 42 Земельного кодекса предусмотрены права и обязанности собственника земельного участка:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0080414:259 площадью 79 151 кв.м., в отношении которого установлено неиспользование его по целевому назначению, имеет категорию "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в т.ч. на принципе сохранение целевого использования земельных участков (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В ходе проверок соблюдения земельного законодательства на спорном земельном участке обнаружено нахождение на участке зданий автомойки, автосервиса; часть участка используется под склад, часть - под производство по изготовлению тротуарной плитки и бетонных блоков, на части - расположены гаражные боксы ГСК "Зеленый бор". В то же время обстоятельства того, что участок используется под сельскохозяйственное производство, проверками не обнаружено.
Как доверительный управляющий земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259, общество несет обязанности по его использованию по целевому назначению, и ответственность за допущенные нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей.
Постановление о привлечении к административной ответственности генерального директора общества по факту использованию названного участка по целевому назначению последним не обжаловалось.
Факт не использования земельного участка, находящегося у него в доверительном управлении, по целевому назначению, общество не опровергло. Такой факт подтверждается материалами дела.
В связи с доводами общества о спорах, разногласиях, наложении границ земельного участка общества со смежными участками апелляционный суд задал вопрос, располагались ли на момент проверки на спорном земельном участке здание автомойки, здание автосервиса. Представитель общества ответил в судебном заседании пояснил, что после проведения проверки спорный земельный участок "вернулся в свои границы", признал, что указанные управлением объекты находятся на земельном участке общества, что подтверждается представленным обществом снимком (л.д. 31).
При таких обстоятельствах отклоняется ссылка общества на приблизительное определение управлением объектов, находящихся на участке общества, неиспользование им точных приборов.
Также отклоняется довод общества о том, что из материалов дела невозможно установить, на основании каких сведений управлением указана занимаемая ГСК "Зелебый бор" площадь в 8 000 кв.м., в то время как нарушение имеется на большей территории, со ссылкой на документы, имеющиеся в материалах дела подтверждающие то, что границы земельного участка на момент проведения проверки не были установлены, отклоняется апелляционным судом. Указание площади участка, на которой установлены гаражи ГСК "Зелебый бор", не имеет принципиального значения: само общество признает, что на его участке расположены эти гаражи (по утверждению общества, объекты капитального строительства), в связи с чем общество обязано обеспечить их перенос, демонтаж с земельного участка. При этом во исполнение предписания общество вправе указать фактическую площадь, которую эти гаражи занимают на его земельном участке, в случае отсутствия возможности обеспечить перенос, демонтаж данных гаражей с земельного участка вправе представить управлению соответствующие объяснения, доказательства, ссылки на предпринятые им меры.
Оспариваемые обществом предписание об устранении допущенных нарушений и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению нарушений, выданы обществу 16.07.2015 по результатам рассмотрения материалов административного дела в связи с установлением факта ненадлежащего использования обществом земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу пункта 1 статьи 71 Земельного кодекса под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). В данном случае таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса установлено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 71 Земельного кодекса по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 851 "Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации" утверждена форма предписания.
В соответствии с утвержденной формой, обязательными реквизитами предписаний являются: дата и номер, период проверки и лицо, проводящее проверку, описание нарушения, срок исполнения предписания.
Оспариваемое предписание от 16.07.2015 выдано в результате выявления нарушения земельного законодательства, выразившегося в неиспользовании земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080414:259 по целевому назначению.
В указанном предписании содержатся необходимые реквизиты, предусмотренные Земельным кодексом: его дата - 16.07.2015, номер 13/2663-Ю-2015/140, характер и вид нарушения, лицо, которому выдается предписание - общество и срок устранения нарушений - до 16.01.2015.
Таким образом, из обжалуемого предписания усматривается, что оно выдано в связи с неоднократным (в ноябре 2014 года и в июне 2015 года) выявлением факта использования проверяемого земельного участка не по целевому назначению, о чем имеются акты проверки, протоколы об административных правонарушениях в отношении общества и его генерального директора, постановление о привлечении к административной ответственности генерального директора общества и ранее выданные предписания об устранении нарушений.
В соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии при проведении проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.06.2011 N 318 (действовавшего в период проведения проверок и действовавшего на дату выдачи оспариваемого предписания), в предписаниях об устранении нарушений земельного законодательства указываются:
- наименование органа, вынесшего предписание (Росреестр, его территориальный орган);
- место составления;
- дата вынесения (составления) предписания;
- наименование и место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого вынесено предписание;
- ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;
- содержание нарушений и меры по их устранению;
- ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, требования и условия которых нарушены;
- сроки устранения нарушений;
- фамилия, имя, отчество, должность должностного лица Росреестра (его территориального органа), подписавшего предписание.
Срок выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, устанавливается исходя из обстоятельств выявленного нарушения и разумного срока для его устранения.
Довод общества о том, что из предписания не видно, на основании какого акта проверки оно выписано, является необоснованным, так как ссылка на проведение проверки и выявление нарушений в результате проверки в предписании имеется, в предписании указаны все нарушения, выявленные в ходе проверки, проведенной 24.06.2015.
В предписании указаны обнаруженные нарушения - нахождение на проверяемом земельном участке объектов недвижимости и осуществление деятельности, не соответствующих его виду разрешенного использования.
Вместе с тем в силу приведенных норм законодательства земельный участок, имеющий категорию и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, должен использоваться соответствующим установленным законом образом.
Так, в силу части 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, цель выдачи предписания обществу - прекратить использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственной деятельности, не по целевому назначению (под автомойку, автосервис, конюшню, склад, изготовление бетонных блоков и тротуарной плитки и гаражи).
Довод общества об отсутствии в оспариваемом предписании необходимых ссылок на нормативные правовые акты Российской Федерации, требования и условия которых нарушены, отклоняется, поскольку такое обстоятельство не опровергает факт допущенного нарушения, указание на устранение которого содержится в предписании, и само по себе не является основанием для признания такого предписания недействительным.
Срок устранения нарушений установлен предписанием от 16.07.2015 - до 16.01.2016 (полгода), то есть является разумным и соразмерным.
Довод общества о том, что предписание не содержит указаний, какие конкретно действия надлежит исполнить обществу для устранения нарушения земельного законодательства также отклоняется, так как на общество возложена обязанность на основании статьи 42 Земельного кодекса использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, при этом виды мероприятий для соблюдения данной обязанности общество вправе выбрать как собственник по своему усмотрению и провести.
Сходные выводы содержатся в постановлениях Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А41-75716/14 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.07.2015), от 24.04.2015 N 10АП-1670/2015 по делу N А41-76350/14 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2015) и др.
С учетом изложенного, обжалуемое предписание от 16.07.2015 N 13/2663-Ю-2015/140 является законным и оснований к признанию его незаконным не имеется.
Обжалуемое обществом представление от 16.07.2015 N 13/2663-Ю-2015/140 выдано управлением на основании приведенных положений Земельного кодекса и КоАП РФ. Данным представлением общество обязано устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Законных и обоснованных доводов и обстоятельств, по которым общество считает представление незаконным, не представлено.
Также обществом не указано, каким образом нарушены его права и законные интересы указанным представлением, какие нормы законодательства нарушены.
Кроме того, из представления усматривается, что оно принято на основании предписания, которое, согласно изложенному, полностью соответствует закону и является законным.
При данных обстоятельствах оснований для признания незаконным (недействительным) представления управления от 16.07.2015 N 13/2663-Ю-2015/140 также не имеется.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2015 по делу N А41-64865/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64865/2015
Истец: ООО "Сити Управления Активами"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Лотошинский отдел