г. Киров |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А82-12501/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Багровой К.Г., действующей на основании доверенности от 31.12.2015,
представителя ответчика: Карякиной-Антипкиной К.А., действующей на основании доверенности от 02.04.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2015 по делу N А82-12501/2015, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" (ИНН: 7604192971, ОГРН: 1107604019181)
к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344),
о признании недействительным решения от 24.06.2015 N 4901,
установил:
открытое акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - Истец, ОАО "СППК", Общество, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 24.06.2015 N 4901.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2015 требования Общества удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе ее заявитель обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) на момент предоставления работникам выходных дней у Общества отсутствовали достоверные сведения о том, что дети-инвалиды работников проживали по указанному в справке месту жительства. Кроме того, не были предоставлены справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Поэтому в нарушение положений действующего законодательства Общество предоставило дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами при отсутствии полного комплекта документов.
Вывод суда первой инстанции о непредставлении Учреждением доказательства того, что дети-инвалиды не проживали с работниками, которым были предоставлены дополнительные дни, противоречит действующему законодательству, так как свое право на получение соответствующей льготы должен подтвердить непосредственно работник, предоставив своему работодателю определенный комплект документов.
Фактически же необходимые документы работники представили Обществу уже после вынесения им приказов о предоставлении дополнительных выходных дней.
2) Решение суда от 17.12.2015 не соответствует задачам судопроизводства, так как дает страхователям возможность не соблюдать нормы действующего законодательства.
3) В нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении от 17.12.2015 не указаны причины, по которым суд не согласился с позицией Фонда и не принял его доводы.
Таким образом, заявитель жалобы считает, что решение от 17.12.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а также неверно оценил фактические обстоятельства дела.
ОАО "СППК" в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Ярославской области, представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждением была проведена камеральная проверка правильности расходов ОАО "СППК" на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 27.05.2015 N 37.
24.06.2015 Фондом вынесено решение N 4901, которым страхователю отказано в выделении 73 283,23 руб. на оплату дополнительных выходных дней работникам Общества.
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федеральных законов от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 02.04.2014 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государстве иных гарантиях и компенсациях для лиц. работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации", статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1048, разъяснениями Минтруда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации N 3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекун) попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) ОАО "СППК" является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также плательщиком страховых взносов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ регулирует, в том числе, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N339-ФЗ) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В частности, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии законодательством Российской Федерации.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
В силу статьи 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положении законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктами 1.6 Разъяснения Минтруда России и ФСС N 3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекун) попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" предусмотрено, что четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
Справка, указанная в пункте 1 настоящего разъяснения, представляется из органов социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида ежегодно.
Федеральным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государстве иных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" часть первая статьи 262 ТК РФ дополнена предложением следующего содержания: "Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации".
Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (далее - "Правила") утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1048.
В соответствие с пунктом 3 "Правил" для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родитель (опекун, попечитель) представляет следующие документы либо их копии (справка, указанная в подпункте "г" настоящего пункта, представляется в оригинале):
а) справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы,
б) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида,
в) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом,
г) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней. Такая справка не требуется в случаях, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Предоставление работодателю справки, подтверждающей факт установления инвалидности ребенка, осуществляется в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз, один раз в год, один раз в 2 года, один раз в 5 лет).
Документы, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, представляются один раз, справка, указанная в подпункте "г" пункта 3 настоящих Правил - при каждом обращении с заявлением.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорная сумма расходов возникла у страхователя в связи с оплатой дополнительных выходных дней работникам, имеющим детей-инвалидов, которые проживают совместно с родителями, поскольку при проведении проверки обоснованности спорных выплат у Общества отсутствовали документы, подтверждающие факт совместного проживания родителя с ребенком-инвалидом или факт того, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении.
Между тем, при рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции установил, что оплата дополнительных выходных дней производилась при наличии документов, подтверждающих инвалидность детей, находящихся на иждивении застрахованных лиц.
В материалах дела имеются справки, подтверждающие совместное проживание детей-инвалидов вместе с родителем, которому предоставлены дополнительные выходные дни в спорные периоды времени. Недостающие справки представлены в Фонд с возражениями на акт проверки. При этом факт и результаты рассмотрения возражений на акт проверки в решении Фондом даже не упомянуты (л.д.12-16, 47-50), что апелляционный суд признает нарушением прав страхователя.
Доказательств того, что дети-инвалиды не проживали с работниками, которым были предоставлены дополнительные выходные дни, или того, что дети-инвалиды находились в специализированных детских учреждениях, Фондом в материалы дела не представлено. При этом представленные Обществом справки датированы ранее, чем Фондом была начата камеральная проверка (23.03.2015 - л.д. 209), то есть с необходимыми справками Учреждение имело возможность ознакомиться.
Из материалов дела усматривается, что фактически позиция заявителя жалобы основана на том, что на момент предоставления работникам дополнительных выходных дней у Общества не имелось необходимых документов. Между тем, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предоставление работниками необходимых документов позднее даты предоставления дополнительных выходных дней, а также факт отсутствия во время проверки части документов не лишает работников права на использование льготы, установленной законодательством (при отсутствии у Фонда доказательств неправомерного использования работников предоставленной им льготы).
Довод заявителя жалобы о том, что решение суда от 17.12.2015 не соответствует задачам судопроизводства, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку решение от 17.12.2015 не предоставляет страхователям возможность не соблюдать нормы действующего законодательства, как полагает Фонд, а исключает формальный подход в применении положений действующего законодательства.
Несостоятелен также довод заявителя жалобы об отсутствии в решении мотивов, по которым суд первой инстанции не принял доводы Фонда, в обоснование которого он ссылается на нарушение судом статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в оспариваемом судебном акте приведены выводы суда первой инстанции по результатам оценки представленных сторонами в материалы дела доказательств, которая произведена им в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2015 по делу N А82-12501/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12501/2015
Истец: ОАО "СЕВЕРНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ГУ - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации