город Ростов-на-Дону |
|
15 марта 2016 г. |
дело N А32-31967/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 20.10.2015 - Хасанова С.А.
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 по делу N А32-31967/2015, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление; Росреестр по Краснодарскому краю) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:39:1002003:884, площадью 1 600 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Южный, ул. Нагорная; об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:39:1002003:884, площадью 1 600 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Южный, ул. Нагорная.
Заявленные требования мотивированы тем, что ТУ ФАУГИ были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, в соответствии с положениями Закона о государственной регистрации и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что отказ в предоставлении земельного участка является обоснованным и соответствует действующему законодательству. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ указало, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:39:1002003:884 в рассматриваемом случае возникло в силу закона, в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как спорный земельный участок предоставлен ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" для размещения и обслуживания объекта сети цифрового наземного вещания, который будет построен за счет средств федерального бюджета.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражало на доводы апелляционной жалобы, указало на законность вынесенного судом первой инстанции решения, в удовлетворении апелляционной жалобы просило отказать.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица по делу. Представитель управления возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Росреестра по Краснодарскому краю, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.04.2015 Росимущество обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права, на земельный участок с кадастровым номером 23:39:1002003:884, площадью 1 600 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Южный, ул. Нагорная, от 21.04.2015 N 23/001/201/2015-166.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 21.04.2015 к заявлению приложена доверенность от 13.01.2015 N 04/69, кадастровый паспорт земельного участка от 17.04.2015 N 2343/12/15-433989.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.06.2015 N 23-0-1-239/4020/2015-6512 на земельный участок с кадастровым номером 23:39:1002003:884 право собственности не зарегистрировано. Указанный земельный участок находится в аренде ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
30.05.2015 сообщением об отказе в государственной регистрации N 23-001/201/2015-166 Росреестр отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Отказ мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов.
Считая данный отказ регистрирующего органа незаконным, Управление Росимущества по Краснодарскому краю обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 указанной статьи, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, представленные на государственную регистрацию документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень), в соответствии с пунктом 2 которого в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, к необходимым документам относятся в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
Согласно пункту 3 Перечня в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, представлению подлежат правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 21.04.2015 к заявлению Управления Росимущества приложена доверенность от 13.01.2015 N 04/69, кадастровый паспорт земельного участка от 17.04.2015 N2343/12/15-433989.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в качестве основания для возникновения права собственности на спорный земельный участок Росимущество ссылалось на положения части 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, указав, что спорный земельный участок предоставлен в аренду ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Данный земельный участок предоставлен для размещения и обслуживания объекта сети цифрового наземного вещания, который соответственно будет построен за счет средств федерального бюджета.
Однако, земельный участок с кадастровым номером 23:39:1002003:884 находится в аренде ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", на основании договора аренды от 30.07.2013, заключенного между Администрацией Белореченского района и вышеуказанным предприятием. Какие-либо здания, строения, сооружения, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, на данном земельном участке отсутствуют.
Так, на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности.
Установив, что управлением не представлены документы, подтверждающие возникновение права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:39:1002003:884, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии отказа Управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации положениям Закона о регистрации.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований Управления Росимущества, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным решения Управления Росреестра отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен. Фактически доводы жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 по делу N А32-31967/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31967/2015
Истец: Территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГУП "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю