г. Томск |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А27-18966/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Павлюк Т.В.,
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2015 г. по делу N А27-18966/2015 (судья Конкина И.В.)
по заявлению государственного казенного учреждения Кемеровской области "Агентство по защите населения и территории Кемеровской области" (ОГРН 1064205122410, ИНН 4205115313)
к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18)
о признании недействительными решений от 17.07.2015 N N 18000124, 18000124осс, 116н/с,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Агентство по защите населения и территории Кемеровской области" (далее - заявитель, ГКУ КО "Агентство по защите населения и территории Кемеровской области", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18) (далее - Фонд социального страхования, ФСС) о признании решений от 17.07.2015 N 18000124, N 18000124осс, N 116н/с недействительными.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2015 г. требования Учреждения удовлетворены, признаны недействительными решения Фонда социального страхования от 17.07.2015 N N 18000124, 18000124осс, 116н/с, суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, так как суммы страховых взносов, пени и штрафы начислены на законных основаниях.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
ГКУ КО "Агентство по защите населения и территории Кемеровской области" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ФСС не подлежащей удовлетворению, просит решение суда оставить без изменения, апелляционной жалобу - без удовлетворения. Учреждение полагает, что наступление страхового случая и реальность трудовых отношений между ним и работниками документально подтверждены; сам по себе факт наличия ошибки в листке нетрудоспособности, допущенной медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету расходов на оплату спорных больничных листков. Кроме того, указывает, что выплата материальной помощи не являешься стимулирующим вознаграждением, а значит не является элементом оплаты труда.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования с 18.05.2015 по 22.05.2015 в отношении Учреждения проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проведенной проверки зафиксированы в актах от 18.06.2015, по результатам рассмотрения которых приняты решения:
от 17.07.2015 N 18000124 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 55 843 руб. 33 коп, как выплаты, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
от 17.07.2015 N 18000124осс о привлечении страхователя к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в сумме 803 руб. 97 коп. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, начислено пени по состоянию на 31.12.2014 в сумме 3 325 руб. 42 коп., доначислено страховых взносов в сумме 4 019 руб. 87 коп.;
от 17.07.2015 N 116н/с о привлечении страхователя к ответственности предусмотренной законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в сумме 55 руб. 44 коп. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, доначислено страховых взносов в сумме 277 руб. 21 коп., начислено пени в сумме 4 руб. 64 коп.
Не согласившись с указанными решениями Фонда социального страхования, Учреждение оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в принятии к зачету расходов страхователя, произведенных на цели социального страхования и отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление несоответствия оспариваемого решения государственного органа закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для принятия оспариваемых решений послужило, в числе прочего, непринятие к зачету произведенных страхователем расходов по листкам нетрудоспособности, не соответствующих установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Общество, являясь страхователем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является Учреждение.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Федерального закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В силу пункта 2 Порядка N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Работодатель не имеет возможности проверить соблюдение процедуры и порядка выдачи листков нетрудоспособности, и несет ответственность лишь за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством (пункт 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлено, что в листке нетрудоспособности выданном Крюкову С.Г. врачом неверно отмечена дата нарушения режима и заполнена строка "Приступить к работе".
Поскольку сам факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности ФСС не опровергается, сам по себе факт выдачи листка нетрудоспособности медицинским учреждением с нарушением порядка его оформления, при отсутствии доказательств не наступления страхового случая и нецелевого использования средств социального страхования не может являться основанием, для отказа застрахованным лицам в социальном обеспечении, гарантированным законом на случай временной нетрудоспособности.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, у ФСС РФ есть право в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил также вывод Фонда социального страхования о том, что страхователем в нарушение пункта 1.1 статьи 14 N 255-ФЗ и пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия но уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, при расчете величины среднего заработка исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая для исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности применен районный коэффициент.
Сумма расходов произведенных с нарушением составила 306 руб. 62 коп., в том числе за счет средств Фонда социального страхования - 243 руб. 72 коп.; по листку нетрудоспособности N 085649280022 (выданном на имя Детковского Е.В.) за период с 01.01.2013 по 01.02.2013 в сумме 184 руб. 04 коп., в том числе за счет средств ФСС 141 руб. 57 коп.; по листку нетрудоспособности N 059621534610 (выданном на имя Шумилкиной С.И.) за период с 14.01.2013 по 31.01.2013 в сумме 122 руб. 58 коп., в том числе за счет средств ФСС 102 руб. 15 коп.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) закреплено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" право на оплату проезда распространяется также на районы, не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Такой коэффициент введен в Кемеровской области на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" и составляет 1,3.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона N 255-ФЗ, а также в Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что поскольку на территории Кемеровской области к заработной плате установлен районный коэффициент 1,3, то для расчета пособий по временной нетрудоспособности, исчисление среднего заработка должно производится из МРОТ с учетом районного коэффициента.
Данный вывод соответствует пункту 11.1 Положения N 375, согласно которому, в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Таким образом, решение суда в данной части является обоснованным и соответствует действующему законодательству.
По результатам проверки ФСС пришёл также к выводу, что страхователем в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 255-ФЗ, пункта 22 Положения N 375 при нарушении режима, пособие по листкам нетрудоспособности оплачено из рассчитанного среднего заработка, с учетом страхового стажа.
Сумма расходов, произведенных с нарушением, составила 40 472 руб. 23 коп., в том числе из средств ФСС - 40 472 руб. 23 коп., переплата произведена по листкам нетрудоспособности, выданным на имя Амелина В.П.; N 085781429490 за период с 26.03.2013 по 11.04.2013 в сумме 509 руб. 45 коп., в том числе из фонда ФСС - 509 руб. 45 коп.; N 085688716898 за период с 12.04.2013 по 14.05.2013 в сумме 16 913 руб. 77 коп. в том числе из фонда ФСС - 16 913 руб. 77 коп.; N 094389071071 за период с 15.05.2013 по 13.06.2013 в сумме 15 407 руб. 26 коп., в том числе из фонда ФСС - 15 407 руб. 26 коп.; N 085781429490 за период с 14.06.2013 по 28.06.2013 в сумме 7 641 руб. 75 коп., в том числе из фонда ФСС - 7 641 руб. 75 коп. Общая сумма составила 57 850 руб. 35 коп., в том числе за счет средств ФСС - 55 843 руб. 33 коп.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101, установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.07.1994 N 556а утверждено Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Положения комиссия осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия; проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии.
Пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ установлено, что основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является, в том числе неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:
1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи, - со дня, когда было допущено нарушение;
2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи, - за весь период нетрудоспособности.
ФСС посчитал, что пособие по листкам нетрудоспособности, выданным на имя Амелина В.П.: N 085781429490 за период с 26.03.2013 по 11.04.2013 в сумме 509 руб. 45 коп., N 085688716898 за период с 12.04.2013 по 14.05.2013 в сумме 16 913 руб. 77 коп., N 094389071071 за период с 15.05.2013 но 13.06.2013 в сумме 15 407 руб. 26 коп., N 085781429490 за период с 14.06.2013 по 28.06.2013 в сумме 7 641 руб. 75 коп., подлежит перерасчету.
Согласно материалам дела, в листке нетрудоспособности в строке "Отметки о нарушении режима" указана дата несвоевременной явки на прием (11.04.2013), на прием сотрудник явился 12.04.2013, то есть период нарушения режима составил один день, а период нетрудоспособности этого сотрудника продолжался до 28.06.2013. В связи с этим период нарушения режима признан незначительным.
В Учреждении была создана комиссия по социальному страхованию, которая учитывая обстоятельства дела, приняла решение выплатить пособие по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка, также учитывая тот факт, что в последующем отсутствовали нарушения. Комиссия признала, что причина неявки данного сотрудника в назначенный срок на очередной осмотр является уважительной, а значит оснований для снижения размера пособия не имелось.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование в данной части, обоснованно учел позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14.02.2012 N 14379/11 ВАС, в котором указано, что ФСС при вынесении решения должен учитывать обстоятельства дела и применять принцип соразмерности, который определяет требование справедливости и предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств. Справедливым можно считать только снижение размера пособия на период до следующей явки на осмотр. Если после нарушения работник исправно посещал врача, размер его пособия должен вернуться к первоначальной величине. Указанное не исключает и выплату всего размера пособия за весь период нетрудоспособности, в том числе и в период нарушения при признании Комиссий уважительности причин неявки к лечащему врачу.
Кроме этого, по результатам проверки Фонд социального характера пришел к выводу, что страхователем в нарушение требования части 1 статьи 6 Федерального закона N 212-ФЗ не начислены страховые взносы на сумму выплат и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений в размере 113 362 руб. 92 коп., которые производились работникам в виде материальной помощи по случаю болезни, смерти близкого родственника и при чрезвычайных ситуациях, при предоставлении подтверждающих документов.
Судом установлено, что оспариваемая сумма составляет 80 765 руб. 92 коп., а именно: материальная помощь в связи с тяжелой болезнью Любимову Ю.Г. 9 533 руб.; материальная помощь в связи с тяжелым заболеванием, по фактическим расходам Гузию И.С. 3 366 руб. 99 коп.; материальная помощь в связи с тяжелой болезнью Крылышкину И.С. 7 512 руб.; материальная помощь в связи с тяжелым заболеванием по фактическим расходам Вьюшковой Т.Н. 5 625 руб.; материальная помощь в связи с болезнью дочери Ботенко Я.И. 1 314 руб. 33 коп.; материальная помощь в связи с расходами на лечение Засухиной И.А. 7 500 руб.; материальная помощь в связи с тяжелой болезнью Умрихину С.В. 10 440 руб. 40 коп.; материальная помощь в связи с тяжелой болезнью Ваулину А.И. 6 604 руб. 50 коп.; материальная помощь в связи с тяжелой болезнью Жгулеву В.П. 10 429 руб. 30 коп.; материальная помощь в связи с тяжелой болезнью Каруна СВ. 14 440 руб. 40 коп.
Из материалов дела следует, что пунктом 8.2.6 Коллективного договора Учреждения установлено, что по ходатайству Совета трудового коллектива выплачивается материальная помощь в случае: смерти близких родственников; временной нетрудоспособности в результате длительной болезни, инфаркта, инсульта, операции, тяжелого заболевания по предоставлению документов подтверждающих расход денежных средств; потери имущества в результате пожара, других непредвиденных случаях.
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. То есть, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил, что спорные выплаты, носящие социальный характер, не относятся к объектам обложения страховыми взносами.
Названные выше выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными ГКУ КО "Агентство по защите населения и территории Кемеровской области" с конкретными работниками; основанием для таких выплат являлись нормы, предусмотренные пунктом 8.2.6 Коллективного договора.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом социального характера в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, у ФСС отсутствовали законные основания для вывода о занижении Учреждением базы для начисления страховых взносов.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в суде апелляционной инстанции разрешению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2015 г. по делу N А27-18966/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18966/2015
Истец: Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Агенство по защите населения и территории Кемеровской области"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18