г. Вологда |
|
15 марта 2016 г. |
Дело N А13-12852/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Безуглой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 декабря 2015 года по делу N А13-12852/2015 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027722019555, ИНН 7722276522; место нахождения: 109316, город Москва, проспект Волгоградский, дом 25; далее - УПФР, управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Частной охранной организации "Викинг" (ОГРН 1115040011734, ИНН 5040112430; место нахождения: 109431, город Москва, улица Авиаконструктора Миля, дом 4; далее - ООО ЧОО "Викинг") о взыскании 149 553 руб. финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на основании решения от 01.10.2014 N 972.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2015 года по делу N А40-126686/15-75-1015 произведена замена ответчика по делу ООО ЧОО "Викинг" на общество с ограниченной ответственностью "Гонзо" (ОГРН 1153525003862, ИНН 3525342955; место нахождения: 160000, город Вологда, проезд Осановский, дом 7, комната 29; далее - ООО "Гонзо"), дело направлено на рассмотрение Арбитражного суда Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 декабря 2015 года управлению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От ООО "Гонзо" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО ЧОО "Викинг" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 29.12.2011 за основным государственным регистрационным номером 1115040011734. Общество поставлено на регистрационный учет в УПФР в качестве страхователя с регистрационным номером 087-507-019082.
ООО ЧОО "Викинг" представило в УПФР 17.02.2014 индивидуальные сведения персонифицированного учета за 4 квартал 2013 года, по результатам проверки которых управлением оформлен отрицательный протокол от 18.02.2014 ввиду обнаружения недостоверных данных.
В связи с этим УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.08.2014 N 43 и вынесено решение от 01.10.2014 N 972 о привлечении ООО ЧОО "Викинг" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление недостоверных данных в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние 3 месяца отчетного периода в размере 149 553 руб.
Страхователю направлено требование от 29.10.2014 N 767 об уплате финансовой санкции со сроком исполнения до 23.12.2014.
Неисполнение обществом требования послужило основанием для обращения УПФР в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал управлению в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ООО ЧОО "Викинг" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, о чем в ЕГРЮЛ внесена 29.05.2015 запись за N 2153525598961. Правопреемником общества указано ООО "Гонзо".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов.
В статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) к числу страхователей так же отнесены юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В порядке пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования":
на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Как следует из абзаца двенадцатого статьи 1 Закона N 27-ФЗ, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
На основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2014) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО ЧОО "Викинг" к ответственности явилось представление им 17.02.2014 недостоверных сведений, а именно при проверке сведений персонифицированного учета в индивидуальных сведениях застрахованных лиц и в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам (при сопоставлении формы АДВ-6-2 с формой РСВ-1) выявлено, что на 15 застрахованных лиц недостоверно указаны сведения о фамилии, имени, отчестве, и неверно произведено исчисление базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, что зафиксировано в протоколе проверки от 18.02.2014.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, статьей 16 Закона N 27-ФЗ пенсионному органу предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440) утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), пунктом 34 которой предусмотрено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Следовательно, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, несоответствия между представленными индивидуальными сведениями, страхователь может их устранить самостоятельно либо по уведомлению территориального органа фонда.
Названные недочеты и ошибки в индивидуальных сведениях персонифицированного учета, подлежащие корректировке в порядке пунктов 34 и 41 Инструкции, не могут быть расценены как недостоверные сведения, за представление которых установлена ответственность в абзаце третьем статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки.
Изложенная правовая позиция подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 21.08.2015 N 303-КГ15-9373.
В данном случае из материалов дела следует, что ООО ЧОО "Викинг" самостоятельно уточняло представленные сведения 15.05.2014, а также по уведомлению УПФР о выявленных расхождениях 27.08.2014 представило корректные сведения, о чем свидетельствует протокол проверки управления от 28.08.2014.
При этом обстоятельства, связанные с соблюдением страхователем указанной процедуры корректировки индивидуальных сведений, не исследовались УПФР при проверке и не являлись основанием вынесения решения от 01.10.2014 N 972.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, до составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.08.2014 N 43 и до вынесения решения от 01.10.2014 N 972 о привлечении страхователя к ответственности, обществом представлены необходимые корректирующие сведения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения ООО ЧОО "Викинг" к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и подателем жалобы не оспаривается, УПФР размер финансовых санкций исчислен в размере 5% от суммы всех страховых взносов за 4 квартал 2013 года, которые работодатель должен уплатить за 1621 застрахованных лиц, то есть от суммы страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии - 2 342 848 руб. 37 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 648 204 руб., всего в сумме 2 991 052 руб. 77 коп.
Между тем, в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" разъяснено, что по смыслу нормы статьи 17 названного Закона сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал управлению в удовлетворении заявленных им требований.
Апелляционная инстанция считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении. Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 декабря 2015 года по делу N А13-12852/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12852/2015
Истец: Государственное учреждение-Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ООО "Гонзо", ООО Частная охранная организация "Викинг"