г. Саратов |
|
20 января 2016 г. |
Дело N А06-3938/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2016.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2015 года по делу N А06-3938/2015 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Промышленная фирма "Стройиндустрия" (г. Астрахань, ИНН 3016060240, ОГРН 1093016001066)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (г. Астрахань, ИНН 3015032610, ОГРН 1023000856559) в лице Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области
о признании незаконными действий об аннулировании государственной регистрации транспортного средства
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Промышленная фирма "Стройиндустрия" - Воробьевой А.С., по доверенности от 14.01.2016;
без участия в судебном заседании представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, Благовещенской таможни, общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобе извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 91555 6, 91558 7, Отчетом о публикации судебных актов от 22.12.2015.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленная фирма "Стройиндустрия" (далее - заявитель, Общество, ООО "ПФ "Стройиндустрия") обратилось в арбитражный суд к УМВД России по Астраханской области в лице Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области о признании действий об аннулировании государственной регистрации грузового самосвала марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, VIN LZGJRDT62BX087226, паспорт транспортного средства (ПТС) N 28 ТХ 824719 от 02.02.2012, выдан Благовещенским таможенным постом, незаконными. В порядке восстановления нарушенного права Общество просит суд обязать административный орган совершить регистрационные действия в виде восстановления регистрационного учета указанного транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2015 года по делу N А06-3938/2015 судом требования заявителя были удовлетворены.
В качестве восстановления нарушенных прав суд обязал Управление Министерства внутренних дел России по Астраханской области в лице Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области совершить регистрационные действия в виде восстановления регистрационного учета транспортного средства - грузового самосвала марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, VIN LZGJRDT62BX087226, паспорт транспортного средства (ПТС) N 28 ТХ 824719 от 02.02.2012, выдан Благовещенским таможенным постом
Кроме того, с Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Промышленная фирма "Стройиндустрия" были взысканы расходы по уплате госпошлины за рассмотрение настоящего дела в арбитражном суде в сумме 3000 рублей.
Управление Министерства внутренних дел России по Астраханской области не согласилось с вынесенным в рамках настоящего дела решения, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в ней, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Заявитель жалобы указывает, что принадлежащие Предпринимателю транспортные средства не соответствует требованиям экологического класса 4, сертификат соответствия на этот автомобиль был отменен, в связи с чем, действия Госавтоинспекции не противоречат нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание было отложено на 18 января 2016 года на 15 час. 20 мин.
В судебном заседании представитель общества возражала против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
20.03.2012 года ООО "ПФ "Стройиндустрия" по Договору купли-продажи N 20-1/03 приобрело у ООО "Буря 78" транспортное средство - грузовой самосвал, марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, цвет желтый, ПТС серия 28 ТХ 824719 от 02.02.2012 г., регистрационный знак О362КС/30
16.05.2012 года Обществом осуществлен регистрационный учет данного транспортного средства в МРО ГИБДД УМВД России по Астраханской области, что подтверждается отметкой в ПТС серии 28 ТХ 824719 от 02.02.2012 г. и свидетельством о регистрации ТС 30 ХН 198155.
08.05.2015 года письмом N 66/2497 УМВД России по Астраханской области в лице Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области сообщило заявителю, что государственная регистрация названного выше транспортного средства прекращена (аннулирована) в связи с аннулированием органом по сертификации сертификата соответствия на грузовой самосвал марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, цвет желтый, ПТС серия 28 ТХ 824719 от 02.02.2012 г., регистрационный знак О362КС/30.
Не согласившись с решением УМВД России по Астраханской области о прекращении (аннулировании) регистрации автотранспортных средств, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что прекращение действия сертификата соответствия не является безусловным основанием для аннулирования регистрации автомобиля и не свидетельствует о том, что указанный в паспорте транспортного средства экологический класс "4" не соответствует действительности, поскольку сертификат соответствия является не единственным источником установления экологического класса автомашины и таможенные органы могут самостоятельно определять экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, то основания для аннулирования регистрационного учета автомобиля отсутствовали, как не предусмотренные Приказом N 1001.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), задачами которого являются, в том числе, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (далее - Положение о ГИБДД) государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
При этом, госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
Из положений ст.15 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" следует, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального Закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации), а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации в редакции Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Суд апелляционной инстанции полагает вывод Арбитражного суда Астраханской области о признании действий Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области, связанных со снятием с регистрационного учета спорных транспортных средств, необоснованным исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее по тексту - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
Пунктами 3, 10 Специального регламента установлено, что уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пунктами 70 и 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005.г. N 496/192/134 установлено, что выдача паспортов таможенными органами осуществляется на основании сведений, содержащихся в одобрении типа транспортного средства, одобрении типа шасси транспортного средства или сертификате соответствия, а в случае признании документов, на основании которых они выданы, поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными), паспорт транспортного средства признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" определено, что паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
В соответствии со статьей 13 Закона "О сертификации продукции и услуг" изготовитель (либо уполномоченный его представитель) имеет право приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации.
Как следует из материалов дела, паспорт транспортного средства на указанный автомобиль марки SHAANQI SX3317DT366 был выдан Благовещенским таможенным постом на основании сведений, содержащихся в сертификате соответствия, выданном органом по сертификации, аккредитованном в установленном порядке, действовавшем на момент выдачи ПТС и размещенных на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - сертификат соответствия CN.AB23/A/08560.
В письме от 08.05.2015 года N 66/2497 административный орган сообщил заявителю, что в связи с решением органа по сертификации - ООО "Магадан-Тест" об аннулировании с 17.12.2012 года сертификата соответствия C-CN.AB23/A/08560, выданного на спорный автомобиль, аннулируется и государственная регистрация на грузовой самосвал марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, цвет желтый, ПТС серия 28 ТХ 824719 от 02.02.2012 г., регистрационный знак О362КС/30, как того требуют Правила регистрации (пункты 3, 51).
Аннулирование (прекращение) регистрации осуществлено в соответствии с пунктом 72 положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговля Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134, статьей 15 Федерального Закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктами 3, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, пунктом 12 "з" Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий регистрирующего органа по аннулированию (прекращению) регистрации спорных транспортных средств, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования предпринимателя.
Апелляционный суд считает, что выводы суда являются неправомерными, не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 938) следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
По смыслу приведенных норм регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 938 государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.
Из пункта 4 Постановления Правительства РФ N 938 следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Таким образом, реализация права собственности в отношении в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, следовательно, регистрация транспортных средств, которая невозможна без сертификата соответствия, является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно, для использования в дорожном движении. Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства, установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
Из уведомления МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 08.05.2015 N 66/2494 о прекращении (аннулировании) государственной регистрации принадлежащих заявителю транспортных средств видно, что единственным основанием для совершения регистрирующим органом указанных действий явилось признание прекращенными (недействительными) сертификатов соответствия на спорные транспортные средства органом сертификации, выдавшим сертификаты.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
В силу пункта 72 Положения о паспортах ТС, выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными); при этом паспорт подлежит сдаче в указанное подразделение Госавтоинспекции; несданные паспорта выставляются в розыск.
В силу абзаца 2 пункта 51 Правил регистрации транспортных средств при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Пункт 3 указанных Правил связывает невозможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами при предоставлении документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что представленный сертификат соответствия не подтверждает соответствие спорного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, аннулирование МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области регистрации транспортного средства и признание недействительным на основании данного сертификата соответствия паспорта транспортного средства является правомерным и соответствует пунктам 3, 51 Правил регистрации.
Выводы суда первой инстанции о том, что конструкция спорных транспортных средств изменена не была, сведения о подделке, скрытии, изменении, уничтожении нанесенной на них маркировки не имелось, информация о подделке представленных документов, регистрационных знаков отсутствовала, несоответствие транспортных средств регистрационным данным установлено не было, с учетом установленного основания для аннулирования регистрации являются необоснованными.
В решении суд первой инстанции делает ссылку на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 22 апреля 2011 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Конституционный суд Российской Федерации отметил, что "...Выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, - иное вопреки предписаниям статей 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации означало бы несоразмерное ограничение права собственности, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств").
Кроме того, в случае устранения установленных правоохранительным органом причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (пункт 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Соответственно, в случае обжалования собственником транспортного средства действий органов и должностных лиц, осуществляющих регистрацию транспортных средств, суд, принимая решение по делу, не вправе исходить из одного лишь факта подделки паспорта транспортного средства, совершенной иным лицом, - без установления и оценки по общим правилам доказывания, предусмотренным главой 6 ГПК Российской Федерации и главой 7 АПК Российской Федерации, всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что ООО ПФ "Стройиндустрия" не представил доказательств того, что оспариваемые действия противоречат закону и нарушают права заявителя. Кроме того, необходимо отметить, что вопреки утверждениям заявителя, аннулирование регистрации транспортных средств в данном случае не является бесповоротным юридическим фактом, не выступает непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортных средств, поскольку для восстановления регистрационного учета необходимо установить соответствие транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения согласно техническому регламенту.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2015 года по делу N А06-3938/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Промышленная фирма "Стройиндустрия" в удовлетворении заявления о признании действий УМВД России по Астраханской области в лице Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области об аннулировании государственной регистрации грузового самосвала марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, VIN LZGJRDT62BX087226, паспорт транспортного средства (ПТС) N 28 ТХ 824719 от 02.02.2012, выдан Благовещенским таможенным постом, незаконными.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3938/2015
Истец: ООО "Промышленная фирма "Стройиндустрия", ООО "ПФ "Стройиндустрия"
Ответчик: Межрайонный отдел регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области, УМВД России по Астраханской области Межрайонный отдел регистрации автомототранспортных средств Гос.инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по Астраханской области
Третье лицо: Благовещенская таможня, ООО "Магадан-тест", УМВД России по Астраханской области