Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
17 марта 2016 г. |
А65-17546/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2015 года по делу N А65-17546/2015 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, Муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
с участием третьего лица: гр. Парамонова П.Б., Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
о признании незаконными п. 1, п.3, п. 3.1, п.3.2 Решения УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района и п.2, п.4, п.4.1, п.4.2 Решения УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 в отношении МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", о признании незаконным и отмене Предписания УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района и о признании незаконным и отмене Предписания УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 в отношении МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" (с учетом уточнений),
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее ответчик), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", гр. Парамонова П.Б., с требованием о признании незаконным решения УФАС по РТ от 29.06.2015 и предписания УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела было установлено, что в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан также имеется дело N А65-18279/2015 по заявлению Муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г. Казани, при участии третьих лиц - Парамонова П.Б., Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, о признании незаконным решения УФАС по РТ от 29.06.2015 и предписания УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015. В связи с изложенным, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2015 дела N А65-18279/2015 и А65-17546/2015 объединены в порядке ч. 2 ст. 130 АПК РФ в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу номера N А65-17546/2015.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции были приняты уточнения требований заявителей в порядке ст. 49 АПК РФ:
- в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района признать незаконными п. 1, п.3, п. 3.1, п.3.2 Решения УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г., признать незаконным и отменить Предписание УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г. ;
- в отношении МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" признать незаконными п.2, п.4, п.4.1, п.4.2 Решения УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г., признать незаконным и отменить Предписание УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным п. 3.2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13.07.2015 по делу N 06-61/2015, п. 1.2 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г. в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. В удовлетворении остальных требований судом первой инстанции было отказано.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2015 года по делу N А65-17546/2015, так как решение было вынесено при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, а также выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.08.2014 N 01/306-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" и Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района.
В ходе проведения проверки УФАС по РТ было установлено следующее.
13.02.2014 Парамонов П.Б. обратился в МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 840 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Спортивная, с кадастровым номером 16:49:010615:72 с видом использования "под благоустройство территории".
Ему же принадлежит соседний земельный участок с общим забором.
07.03.2014 г. Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ вынесено Постановление N 438 от 07.03.2014 года в соответствии с которым постановлено:
1. Предоставить в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Парамонову Павлу Борисовичу, зарегистрированному по адресу: РТ, г. Зеленодольск. ул. Заикина, д.6, кв.17, из земель населенных пунктов земельный участок площадью 840,0 кв.м, расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул.Спортивная, с кадастровым номером 16:49:010615:72, под благоустройство, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, выданном отделом по Зеленодольскому район) филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ.
2. Гражданину РФ Парамонову П.Б. обратиться в МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" для заключения договора аренды земельного участка, указанного в настоящем постановлении.
3. Гражданину РФ Парамонову П.Б. обеспечить государственную регистрацию договора аренды вышеуказанного земельного участка.
4. Предложить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"по РТ внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
На основании указанного постановления 12 марта 2014 года между Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района и Парамоновым П.Б. был заключен договор аренды N 3ем-1-1068а земельного участка с кадастровым номером 16:49:010615:72, общей площадью 840 кв.м., для использования под благоустройство.
28.03.2014 г. МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" было вынесено распоряжение от N 298 (однако УФАС по РТ оно ошибочно указано, как Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 298 от 28.03.2014 года) из текста которого следует:
1.Уточнить земельному участку, расположенному по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Спортивная, с кадастровым номером 16:49:010615:72 следующий вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов.
2.МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" обеспечить оформление и предоставление в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
11 июня 2014 года между Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района и Парамоновым П.Б. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N Зем-1- 1068а земельного участка, в соответствии с которым вид разрешенного использования был изменен с "для использования под благоустройство" на "для индивидуального жилищного строительства".
Антимонопольный орган пришел к выводу, что указанные действия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ и МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" РТ содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно в действиях Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ УФАС по РТ установлены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия Постановления от 07 марта 2014 года N 438 и в действиях МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" установлены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельного участка Парамонову П.Б. для жилищного строительства с нарушением земельного законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 24.03.2015 года N02/157-к было возбуждено дело N06-61/2015.
По результатам рассмотрения дела N 06-61/2015 ответчиком было принято решение от 13.07.2015 г. (в редакции ответчика):
1.Признать Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия Постановления от 07 марта 2014 года N 438, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2.Признать МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в чacти предоставления земельного участка Парамонову П.Б. для жилищного строительства с нарушением земельного законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
3.Признать, имеющиеся материалы достаточными для выдачи Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно совершить следующие действия, направленные па обеспечение конкуренции:
3.1.отменить Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 438 от 07.03.2014 года;
3.2.отменить Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 298 от 28.03.2014 года.
4.Признать, имеющиеся материалы достаточными для выдачи МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
4.1.расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:49:010615:72 N Зсм-1-1068а от 12.03.2014 года, а также дополнительное соглашение к указанному договору от 11.06.2014 года;
4.2.вернуть земельный участок с кадастровым номером 16:49:010615:72 в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
5. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании указанного решения ответчиком в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ и МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" были выданы следующие предписания по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г. об устранении нарушений требований Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции":
1. Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно:
1.1.отменить Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 438 от 07.03.2014 года;
1.2.отменить Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 298 от 28.03.2014 года.
2. О выполнении настоящего Предписания Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ сообщить в антимонопольный орган в течение 5 дней со дня его исполнения, представив в Управление Федеральной, антимонопольной службы по Республики Татарстан документы, подтверждающие доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания.
1. МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно:
1.1. расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:49:010615:72 N Зем-1-1068а от 12.03.2014 года, а также дополнительное соглашение к указанному договору от 11.06.2014 года;
1.2. вернуть земельный участок с кадастровым номером 16:49:010615:72 в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
2. О выполнении настоящего Предписания МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" сообщить в антимонопольный орган в течение 5 дней со дня его исполнения, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан документы, подтверждающие доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Не согласившись с принятыми в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района п. 1, п.3, п. 3.1, п.3.2 Решения УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г. и Предписания УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г.; в отношении МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" п.2, п.4, п.4.1, п.4.2 Решения УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г. и Предписания УФАС по РТ по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г. (с учетом уточнений), заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 целями ФЗ "О защите конкуренции" являются в том числе обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.08.2014 г. N 01/306-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан".
В ходе проведения проверки УФАС по РТ было установлено следующее.
13.02.2014 г. Парамонов П.Б. обратился в МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 840 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Спортивная, с кадастровым номером 16:49:010615:72 с видом использования "под благоустройство территории".
Ему же принадлежит соседний земельный участок с общим забором.
07.03.2014 г. Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ вынесено Постановление N 438 от 07.03.2014 года в соответствии с которым:
1. Предоставить в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Парамонову Павлу Борисовичу, зарегистрированному по адресу: РТ, г.Зеленодольск. ул. Заикина, д.6, кв.17, из земель населенных пунктов земельный участок площадью 840,0 кв.м, расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул.Спортивная, с кадастровым номером 16:49:010615:72, под благоустройство, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, выданном отделом по Зеленодольскому район) филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ.
2. Гражданину РФ Парамонову П.Б. обратиться в МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" для заключения договора аренды земельного участка, указанного в настоящем постановлении.
3. Гражданину РФ Парамонову П.Б. обеспечить государственную регистрацию договора аренды вышеуказанного земельного участка.
4. Предложить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"по РТ внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
На основании указанного постановления 12 марта 2014 года между Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района и Парамоновым П.Б. был заключен договор аренды N 3ем-1-1068а земельного участка с кадастровым номером 16:49:010615:72, общей площадью 840 кв.м., для использования под благоустройство.
28.03.2014 г. МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" было вынесено распоряжение от N 298 (однако УФАС по РТ оно ошибочно указано, как Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 298 от 28.03.2014 года) из текста которого следует:
1.Уточнить земельному участку, расположенному по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Спортивная, с кадастровым номером 16:49:010615:72 следующий вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов.
2.МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" обеспечить оформление и предоставление в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
11 июня 2014 года между Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района и Парамоновым П.Б. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N Зем-1- 1068а земельного участка, в соответствии с которым вид разрешенного использования был изменен с "для использования под благоустройство" на "для индивидуального жилищного строительства".
Указанные действия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ и Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства на основании нижеследующего.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
По смыслу норм земельного законодательства публикация информационного сообщения направлена в первую очередь на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
Следовательно, одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
Публичность и открытость процедуры предоставления земельных участков органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае в соответствии с публикацией информационного сообщения в газете "Зеленодольская правда" от 17.01.2014 года N 3 земельный участок с кадастровым номером 16:49:010615:72 был предназначен к предоставлению "для использования под благоустройство", что сформировало определённый круг потенциальный приобретателей земельного участка только для указанной цели, абсолютно отличный от круга претендентов на земельный участок, предоставляемый для индивидуального жилищного строительства.
Более того, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и для использования под благоустройство регулируется разными нормами Земельного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают различный порядок предоставления земельных участков, круг претендентов на приобретение земельного участка в населенном пункте (г. Зеленодольск), для индивидуального жилищного строительства несопоставимо шире, чем круг лиц желающих приобрести участок с целью "благоустройство".
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован правилами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает подачу заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка для таких целей заявления. В указанном заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-0-0 отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков юридическим лицам возможно лишь в контексте обязанности органов местного управления подготовить и опубликовать информацию о земельных участках, передаваемых в собственность и аренду.
Вместе с тем, органом местного самоуправления, должен быть разрешен вопрос самой возможности предоставления земельного участка для цели благоустройства в собственность и соблюдения процедур публикации в средствах массовой информации сведений о предоставляемом земельном участке.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Основой определения правового режима земель поселений является зонирование, которое играет важную роль для установления режима земель, предоставляемых для нужд строительства, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности и иного специального назначения, земель историко-культурного назначения и др. Территориальное зонирование играет важную роль при предоставлении земельных участков (статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вся территория поселения подлежит разделению на территориальные зоны. Результаты разделения отражаются органами местного самоуправления в документах зонирования, которые, составляют часть правил землепользования и застройки.
Земельный кодекс Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления муниципальный земельный контроль.
Данный вид контроля осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и может быть сопряжен с их действиями по контролю за градостроительной деятельностью на территории муниципального образования.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
В связи с этим, при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обязан указать цель использования испрашиваемого земельного участка (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
При обращении с заявлением в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Парамонов П.Б. просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 16:49:010615:72 "для благоустройства".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно общим принципам под благоустройством понимается комплекс мер по содержанию, в том числе земельных насаждений, обеспечение чистоты и порядка на территории.
Организация работ по благоустройству и озеленению территорий муниципальных образований также должна вестись в рамках реализации утвержденной на территории поселения градостроительной документации и правил землепользования и застройки.
Объекты, входящие в категорию озелененных и лесных территорий общего пользования, имеют самостоятельное финансирование и входят в титульный список проектирования и строительства как самостоятельные объекты и финансируются из средств местных бюджетов.
Озелененные территории ограниченного пользования финансируются за счет того объекта, при котором они создаются.
Озеленение микрорайонов, кварталов, групп жилых домов отдельных зданий и сооружений входит в стоимость общестроительных и проектных работ как раздел сводной сметы. Эти расходы могут быть выделены из сводной сметы в локальные сметы и используются строго по назначению.
Озеленение территорий промышленных и научно-производственных организаций осуществляется за их счет.
Благоустройство не является видом разрешенного использования земельных участков применительно к правилам статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, благоустройство не может являться самостоятельной целью использования земельного участка, поскольку является обязанностью любого землепользователя по содержанию земельного участка независимо от того, для каких целей он предоставлен и используется.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2010 N 16158/09, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию, в частности, в силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, этот принцип уточнен в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Системное толкование статей 1, 7, 34 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости указания в заявлении вида разрешенного использования земельного участка.
Однако из указанной цели (благоустройства) невозможно установить, как будет фактически использоваться земельный участок.
Следовательно, поскольку спорный земельный участок не может иметь такое самостоятельное целевое назначение как благоустройство, на которое указано заявителем при обращении с заявлением о предоставлении участка, при этом сведения о конкретных целях использования данного участка Парамоновым П.Б. не указаны, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, основания для принятия акта выбора, а также его предоставления в собственность отсутствуют.
Таким образом, при принятии Постановления от 07 марта 2014 года N 438 Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ нарушены положения статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, поскольку с момента заключения основного договора аренды, до момента изменения разрешенного использования прошел сравнительно короткий промежуток времени - всего три месяца, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:010615:72 предоставлялся изначально для индивидуального жилищного строительства, указанный вывод сделан в связи с тем, что предоставление земельного участка для индивидуального строительства предусматривает сложную и длительную процедуру, при высоком уровне конкуренции среди претендентов.
Поскольку, как показывает практика, потенциальный круг желающих приобрести земельный участок с видом "благоустройство" значительно уже, чем круг желающих приобрести земельный участок в городе для индивидуального жилищного строительства, заявителями с целью обеспечения предоставления земельного участка именно Парамонову П.Б., по выводам УФАС по РТ, была использована схема предоставления земельного участка "благоустройство".
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2014 года по делу N А65-2487/2014.
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Зеленодольского муниципального района РТ.
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ обладает полномочиями в области управления муниципальной собственностью, а именно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района РТ, решает вопросы по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственности.
В соответствии с Положением о МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", Палата является постоянно действующим органом местного самоуправления Зеленодольского муниципального района и осуществляет полномочия по управлению муниципальным имуществом, а также земельными участками, находящимися в ведении или собственности муниципального района в пределах, установленных действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального района.
Основными задачами Палаты являются обеспечение максимальной эффективности и доходности от использования муниципального имущества и постоянного контроля за использованием движимого и недвижимого муниципального имущества.
В рамках решения основных задач Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в пределах своей компетенции обеспечивает управление, владение и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, установленном Советом Зеленодольского муниципального района. В соответствии с нормативными правовыми актами муниципального района обеспечивает передачу муниципального имущества в аренду, залог, доверительное управление, безвозмездное срочное пользование.
Таким образом, в действиях Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ УФАС по РТ были установлены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия Постановления от 07 марта 2014 года N 438 и в действиях МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" также установлены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельного участка Парамонову П.Б. для жилищного строительства с нарушением земельного законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела N 06-61/2015 ответчиком было принято решение от 13.07.2015 г.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
По результатам рассмотрения дела, Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" были выданы предписания.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 29 ноября 2011 года по делу N А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Антимонопольный орган пришел к правильному выводу о том, что в действиях Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ УФАС по РТ установлены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе и в части принятия Постановления от 07 марта 2014 года N 438 и в действиях МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" также установлены нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельного участка Парамонову П.Б. для жилищного строительства с нарушением земельного законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Принятие УФАС по РТ от 13.07.2015 г. по делу N 06-61/2015 при наличии в действиях указанных лиц нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целом правомерно, вместе с тем, пункт 3.2 указанного решения, в соответствии с которым УФАС требует отменить Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 298 от 28.03.2014, правомерно признан судом первой инстанции недействительным 11 июня 2014 года между Палатой имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района и Парамоновым П.Б. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N Зем-1-1068а земельного участка, в соответствии с которым вид разрешенного использования был изменен с "для использования под благоустройство" на "для индивидуального жилищного строительства, на основании Распоряжения МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" N 298 от 28.03.2014 года, а не Постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ N 298 от 28.03.2014 года.
Соответственно п.1.2 Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г., вынесенного в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с которым Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан необходимо отменить свое Постановление N 298 от 28.03.2014 года также обоснованно признан судом первой инстанции недействительным, поскольку Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не выносил такого Постановления, а указанный номер и дата (N 298 от 28.03.2014 г.) принадлежит Распоряжению МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан".
Хотя УФАС по РТ издавая оспариваемые Решение и Предписания допустило ошибку, как в наименовании нормативно-правового акта ( вместо Распоряжение Постановление, так и в наименовании юридических лиц), суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для того, чтобы расценить ее как опечатку или описку, поскольку Постановление и Распоряжение имеют разную правовую природу, в решении и предписании вместо МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" указано другое юридическое лицо -Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в связи с чем указанные обстоятельства суд расценивает как существенные нарушения и признает указанные пункты Решения и Предписания недействительными.
В ходе судебного заседания УФАС по РТ представило определение от 23.11.2015 г. о пересмотре оспариваемых решения и выданных на его основании двух предписаний по делу N 06-61/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанного определения от 23.11.2015 г УФАС по РТ, не отменяя оспариваемое заявителями Решение и 2-х Предписания, (с целью устранения вышеизложенных ошибок) издало новое решение по делу N 06-61/2015 от 14.12.2015 г. и два Предписание, однако представитель заявителей, ознакомившись с ними, заявил в суде первой инстанции, что предметом его требований является не определение по вновь открывшимся обстоятельствам, не вынесенные на его основании новые Решение и два Предписания, которые он намерен обжаловать в будущем, а ранее указанные им Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13.07.2015 г. по делу N 06-61/2015 и два предписания по делу N 06-61/2015 от 13.07.2015 г. поскольку именно на их основании привлечены к административной ответственности должностные лица обоих заявителей. В связи с изложенным суд рассмотрел дело по существу в рамках заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы Исполкома подлежат отклонению.
Вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции о наличии в указанных выше действиях заявителей нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подтвержден материалами дела. Принятие ответчиком решения от 14.12.2015 N РХ-06/19380 по делу N 06-61/2015 и предписания от 14.12.2015 N РХ-06/19381 по делу N 06-61/2015 данный факт не опровергает и не влияет на законность вынесенного судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, УФАС по РТ не обжалуются, возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2015 года по делу N А65-17546/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17546/2015
Истец: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, г. Зеленодольск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г. Казани, г. Казань
Третье лицо: Муниципальное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", г. Зеленодольск, Парамонов Павел Борисович