город Воронеж |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А14-14682/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ДОМИКИ": Маликова В.А., представитель по доверенности от 02.03.2016;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДОМИКИ" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2015 по делу N А14-14682/2015 (судья Симонова И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домики" (ОГРН 1113668003371, ИНН 3665081358) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления N 05-15/1911-3 от 30.09.2015 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДОМИКИ" (далее - Общество, ООО "ДОМИКИ") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 05-15/1911-3 от 30.09.2015 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2015, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятого решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в действиях Общества отсутствует состав и событие вменяемого в вину административного правонарушения. Суд первой инстанции не принял во внимание характер допущенной ООО "ДОМИКИ" ошибки, а также корректирующую декларацию, направленную в Управление, где содержались полные и достоверные данные. Судом области не исследовано основание применения в отношении Общества, при назначении наказания, отягчающих обстоятельств.
Указывает на малозначительность допущенного Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
Считает решение суд области незаконным и необоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, а жалобу удовлетворить.
Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом области, ООО "ДОМИКИ" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке.
По результатам анализа деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представленных Обществом за 1 квартал 2015 года (по форме Приложения N 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815) сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования установлен факт искажения информации и нарушения порядка при декларировании производства, оборота и (или) использования производственных мощностей, а именно сведения об объемах оборота (закупки) алкогольной продукции, отраженные Обществом в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) не соответствуют данным, отраженным в декларации контрагента Общества. Расхождение составило 53,44 дал. В первом квартале 2015 года ООО "СМАК-1" осуществляло поставку алкогольной продукции в адрес ООО "ДОМИКИ", однако в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложения N 11, представленной Обществом, данные закупки алкогольной продукции в общем объеме 53,44 дал не отражены.
По данному факту определением N 05-15/1911-1 от 04.08.2015 в отношении ООО "ДОМИКИ" было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по основаниям ст. 15.13 КоАП РФ.
По результатам административного расследования консультантом отдела контроля за декларированием оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления 15.09.2015 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 05-15/1911-2, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ.
На основании протокола и материалов дела об административном правонарушении 30.09.2015 компетентным лицом Управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении 05-15/1911-3 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из доказанности вины ООО "ДОМИКИ" во вменяемом административном правонарушении.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета производства и оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
В силу п. 13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15 Правил).
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях (п. 16 Правил).
Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу п. 19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 Правил декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения.
При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 и действует с 24 сентября 2012.
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 28.08.2012 N 237.
В силу ст. 26 Закона N 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт искажения данных в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по приложению N 11 фактически не оспаривается ООО "ДОМИКИ", подтверждается протоколом об административном правонарушении и имеющимися в административном деле доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "ДОМИКИ" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, выразившегося в искажении информации и нарушении порядка при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2015 года.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него необходимых и достаточных мер по своевременному предоставлению декларации в материалах дела не имеется. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих вину Общества в нарушении установленных сроков подачи декларации, судом не установлено. Ссылка на технические неполадки при предоставлении искаженной информации во внимание не могут быть приняты во внимание как не подтвержденные.
Суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не находит оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ ввиду следующего.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение статьи 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18.1 указанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Между тем доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, Общество не представило.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям и социальная опасность деяния состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
То обстоятельство, что нарушения впоследствии были устранены, не может безусловно свидетельствовать о малозначительности правонарушения.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства совершения заявителем данного правонарушения, основания для признания его малозначительным отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод Общества о том, что судом области не исследовано основание применения в отношении Общества при назначении наказания отягчающих обстоятельств, отклоняется апелляционным судом. Как видно из постановления о привлечения Общества к административной ответственности Управлением назначено наказание в сумме 70 000 рублей, с учетом положений ст. 4.3 КоАП РФ. ООО "ДОМИКИ" ранее постановлением 05-15/361-3 от 09.02.2015 привлекалось к административной ответственности по ст. 15.13, то есть, в течение года. Ссылка Общества на то, что указанное постановление было признано незаконным и отменено, отклоняется апелляционным судом за недоказанностью.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что наказание Обществу назначено в пределах санкции применяемой статьи.
Довод заявителя жалобы о том, что Обществом допущено нарушение по вине ООО "Смак-1", отклоняется апелляционным судом не принимается во внимание ввиду вышеизложенного.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание, что рассмотрение данной категории дел госпошлиной не облагается, а Обществом платежным поручением N 52 от 28.12.2015 уплачена государственная пошлина в сумме 1000 рублей, то последнему следует выдать справку на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Воронежской области от 15.12.2015 по делу N А14-14682/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14682/2015
Истец: ООО "Домики"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО