Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2016 г. N 16АП-486/16
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2016 г. N Ф08-4162/16 настоящее постановление изменено
Требование: о взыскании затрат, о сносе строений, об обязании освободить земельный участок
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А63-14175/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., от сельскохозяйственного производственного кооператива "Трисанчи": Першиной Т.А. - представителя по доверенности от 09.02.2015; от ООО агрофирма "Киц": Эльгайтаровой А.С. - представителя по доверенности от 10.03.2016; от главы КФХ Киц Ивана Ивановича: Эльгайтаровой А.С. - представителя по доверенности от 10.03.2016; в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Трисанчи" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.2015 по делу N А63-14175/201,
УСТАНОВИЛ:
ООО Агрофирма "Киц" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к СПК "Трисанчи" (далее - ответчик, кооператив) об обязании ответчика освободить земельный участок, с кадастровым номером 26:22:010704:3 площадью 442,7734 га и снести за его счет хозяйственное строение (баз-загон), неправомерно возведенное на арендованном истцом земельном участке и взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Заявленные требования мотивированы самовольным использованием кооперативом спорного земельного участка.
В свою очередь кооператив обратился с исковым заявлением к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района), обществу, главе КФХ Кицу И.И. (далее - глава КФХ), отделу имущественных и земельных отношений Нефтекумского района Ставропольского края (далее - отдел) и администрации муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края (далее - администрация сельсовета) о признании незаконным и отмене постановления администрации района от 10.07.2009 N 907 о предоставлении земельных участков в аренду главе КФХ, о признании недействительным договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:010701:41, 26:22:010704:3, 26:22:010801:5 от 10.07.2009 N 249; о признании недействительным договора уступки аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:010701:41, 26:22:010704:3, 26:22:010801:5 от 06.12.2012 и о применении последствия недействительности сделки и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права аренды общества на земельные участки с кадастровыми номерами 26:22:010701:41, 26:22010704:3, 26:22010801:5; о применении последствий недействительности сделки и аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 26:22:010701:41, 26:22:010704:3, 26:22:010801:5.
Заявленные требования мотивированы тем, что кооператив является правопреемником совхоза им Ульянова, которому в 1954 году предоставлены в вечное пользование 3281,62 га зимних пастбищ в Грозненской области, и земельный участок с кадастровым номером 26:22:010704:3 расположен в границах участка ранее предоставленного кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом кооператив указал, что на землях расположены овцеводческие кошары, принадлежащие кооперативу, и на участках осуществляется выпас скота и заготовка сена в зимний период.
Решением от 14.12.2015 требования общества удовлетворены, в удовлетворении встречных требований кооператива отказано.
Суд обязал кооператив освободить земельный участок с кадастровым номером 26:22:010704:3 площадью 442,7734 га от принадлежащего ему имущества, в том числе скота, хозяйственных построек (баз-загон для содержания животных и др.).
Не согласившись с решением от 14.12.2015, кооператив подал апелляционную жалобу, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, сославшись на необоснованный вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств правопреемства кооператива с совхозом им Ульянова, которому в 1954 году предоставлены в вечное пользование 3281,62 га зимних пастбищ в Грозненской области, и земельный участок с кадастровым номером 26:22:010704:3 расположен в границах участка ранее предоставленного кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, кооператив сослался на нарушение процедуры предоставления земельных участков обществу, без проведения торгов.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 06.06.2009 в газетах "Восход" и "Вести Нефтекумья" N 39 администрация района со ссылкой на статью 10 Закона N 101-ФЗ сообщила о наличии свободных земельных участков, предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края. Публикация дана в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:010701:41, 26:22:010704:3, 26:22:010801:5.
02.07.2009 глава КФХ со ссылкой на объявление в газете "Вести Нефтекумья" от 06.06.2009 N 39 обратился в администрацию с заявлением, в котором на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами: 26:22:010701:41 площадью 8035453 кв. м, 26:22:010704:3 площадью 4457734 кв. м, 26:22:010801:5 площадью 4146755 кв. м.
02.07.2009 кооператив обратился в отдел и администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет отгонные пастбища, расположенные в Нефтекумском районе Ставропольского края в Зимнеставочном сельском совете с кадастровыми номерами 26:22:010703:3 - 5671749 кв. м, 26:22:010704:2 - 442734 кв. м, 26:22:010706:3 - 58811714 кв. м, 26:22:010803:5 - 9991811 кв. м, 26:22:010806:4 - 6420342 кв. м, 26:22:010810:3 - 10042175 кв. м.
Аналогичное заявление подано 02.07.2009 от Бахмудова А.М.
03 июля 2009 года поступало также заявление СПК "Уркарахский" о предоставлении в аренду участков с кадастровыми номерами 26:22:010701:41 и 26:22:010801:5.
Согласно выписке из протокола N 11 от 07.07.2009 заседания комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров их аренды рассмотрены заявления о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Согласно протоколу на участки с кадастровыми номерами 26:22:010701:41, 26:22:010704:3, 26:22:010801:5 претендовало несколько лиц, при этом главой КФХ был только Киц И.И., которому и принято решение предоставить земельные участки. При этом кооператив по сведениям протокола претендовал только на участок с кадастровым номером 26:22:010704:3.
Постановлением администрации района от 10.07.2009 N 907 со ссылкой на статью 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 12 Закона N 74-ФЗ главе КФХ предоставлены в аренду с 10.07.2009 сроком на 49 лет земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, в том числе участки с кадастровыми номером 26:22:010701:41, 26:22:010704:3, 26:22:010801:5.
Согласно пункту 2 постановления от 10.07.2009 N 907 отделу поручено заключить договор аренды с Киц И.И, осуществлять контроль за своевременным поступлением арендной платы в полном объеме.
Во исполнение постановления от 10.07.2009 N 907 отдел (арендодатель) в лице и. о. начальника Акбашевой В.Т., действовавшей на основании Положения, и глава КФХ (арендатор) заключили договор аренды от 10.07.2009 N 249 в отношении земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 26:22:010701:41 площадью 803,5453 га, 26:22:010704:3 площадью 442,7734 га, 26:22:010801:5 площадью 414,677 га. В этот же день составлен акт приема-передачи земель. Государственная регистрация договора аренды произведена 20.08.2009 регистрационная запись 26-26-22/008/2009-474.
В связи с заключением договора аренды с главой КФХ отдел в письме от 16.07.2009 N 242 проинформировал кооператив, о том, что заявление от 02.07.2009 о предоставлении в аренду земельных участков рассмотрено, и в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) земельные участки переданы крестьянскому фермерскому хозяйству.
Аналогичные ответы даны на заявления Бахмудова А.М. и СПК "Уркарахский".
На основании договора уступки прав аренды от 06.12.2012 глава КФХ уступил обществу права и обязанности арендатора трех земельных участков с кадастровыми номером 26:22:010701:41 площадью 803,5453 га, с кадастровым номером 26:22:010704:3 площадью 442,7734 га, с кадастровым номером 26:22:010801:5 площадью 414,6755 га по договору аренды N 249. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 26.12.2012.
Актами обследования от 09.12.2014, 16.05.2014, 28.05.2014, 05.06.2014, 17.06.2014, 05.07.2014, 12.07.2014, 20.07.2014, 30.07.2014, 16.08.2014, 22.08.2014, 09.09.2014, 11.10.2014, 23.10.2014 земельного участка с кадастровым номером 26:22:010704:3 общей площадью 442,7734 га установлено, что на участке кооперативом размещены щитовые баз-загоны для содержания скота, установлен передвижной вагончик, а также осуществляется выпас скота начиная с 11.05.2014.
Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 05.09.2014 по делу N 17 председатель кооператива привлечен к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка отгонных пастбищ без оформленных правоустаналвивающих документов.
Полагая, что кооператив использует арендуемый обществом земельный участок с кадастровым номером 26:22:010704:3 без установленных договором или законом основании, в связи с чем нарушает права общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
Кооператив, считая незаконным постановление администрации района от 10.07.2009 N 907, а также недействительными (ничтожными) договор аренды от 10.07.2009 N 249 и договор уступки аренды от 06.12.2012 обратился с требованием об спаривании названного постановления, а также договоров и просил применить последствия недействительности (ничтожных) сделок.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Постановлением Совета Министров СССР от 28.05.1954 N 1023 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда "Черные земли" и Кизлярские пастбища" Совету Министров РСФСР предписано закончить к 01.10.1955 работы по землеустройству на сезонных пастбищах госфонда "Черные земли" и Кизлярские пастбища, находящихся в пользовании колхозов Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Сталинградских областей, Дагестанской АССР и Северо-Осетинской АССР, предусмотрев при этом в необходимых случаях обмен пастбищных участков между колхозами, с их согласия, устранение чересполосицы и закрепление пастбищ за каждым колхозом навечно. Совету Министров РСФСР и Совету Министров СССР предоставлено право организовать в 1954 году при министерствах сельского хозяйства республик комплексные экспедиции для проведения землеустроительных работ на пастбищах с тем, чтобы обеспечить окончание этих работ к 01.10.1955 (пункт 7).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1954 N 871 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда "Черные земли" и Кизлярские пастбища" Министерству сельского хозяйства предписано закончить к 01.10.1955 работы по землеустройству на сезонных пастбищах госфонда "Черные земли" и Кизлярские пастбища, находящихся в пользовании колхозов Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Сталинградской областей, Дагестанской АССР и Северо-Осетинской АССР, предусмотрев при этом, в необходимых случаях, обмен пастбищных участков между колхозами, с их согласия, устранение чересполосицы и закрепление пастбищ за каждым колхозом навечно; организовать в 1954 году комплексную экспедицию для проведения землеустроительных работ на пастбищах с тем, чтобы обеспечить окончание этих работ к 01.10.1955.
Постановлением Объединенного заседания исполкома Дахадаевского райсовета депутатов трудящихся и Бюро РК КПСС от 10.06.1955 N 137/17 "О распределении и закреплении за колхозами района отгонных зимних пастбищ Грозненской области" утверждены постановления общих собраний колхозников об установлении размеров и внешних границ госземфонда Грозненской области, закрепляемого за колхозами на бессрочное (вечное) пользование и отводе пастбищ согласно приложению.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению от 10.06.1955 N 137/17 за колхозами в бессрочное (вечное) пользование закреплены зимние пастбища в Грозненской области: колхоз им. Энгельса - 3 281,62 га.
Согласно государственному акту на вечное пользование землей колхозами сельскохозяйственной артели им. Ульянова села Трисанчи Кайтакского района Дагестанской АСС предоставлен земельный участок площадью 912,11 га (государственный акт N 590655).
Также представлен план земельного участка сезонных пастбищ, переданного сельскохозяйственной артели имени Ульянова, составленные со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 28.05.1954 N 1023.
Представлено также свидетельство N 11 на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданное 05.12.1993 колхозу "Трисанчинский" с. Трисанчи на земли площадью 5173 га. Основание для выдачи свидетельства не указано.
В обоснование права на иск кооператив ссылается на переход к нему в порядке правопреемства права бессрочного (вечного) пользования землей, возникшего у колхоза им. Энгельса с. Трисанчи на основании постановления Совета Министров СССР от 28.05.1954 N 1023 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда "Черные земли" и Кизлярские пастбища" и результатов проведенных Сталинградской землеустроительной экспедицией Министерства сельского хозяйства РСФСР работ по отводу земельных участков.
В доказательство правопреемства кооператив ссылается на архивную справку архивного отдела администрации муниципального образования "Дахадаевский район" Республики Дагестан от 04.10.2013 N Д-370, согласно которой по архивным документами постоянного хранения исполкома Дахадаевского райсовета н/д: колхоз "им.Энгельса" с.Трисанчи переименован в колхоз "им.Ульянова" сел.Трисанчи решением общего собрания колхозников в 1963 г; колхоз "им.Ульянова" с.Трисанчи преобразован в с/з "Заря" отд.Трисанчинский постановление N10 от23.01.1979 г; на базе с/за "Заря" отд.Трисанчиский организован новый совхоз "Зубанчинский" отд.Трисанчинский, решение N8.222 от 22.12.1981 г; на базе с/за "Зубанчинский" отд.Трисанчинский образован совхоз "Трисанчинский" решение N8-162 от 12.10.1988 г.; совхоз "Трисанчинский" преобразован в колхоз "Трисанчи", решение общего собрания колхозников, протокол N1 от 21.03.1992 г и решение N3.75 от 22.07.1992 г.; колхоз "Трисанчи" преобразован в сельхозкооператив "Трисанчи", решение общего собрания от 16.03.2006 г.
В справке от 03.03.2015 N 0-106 указано, что совхоз "Трисанчинский" преобразован в колхоз "Трисанчинский", решение общего собрания колхозников, протокол N 1 от 21.03.1992 и решение N 3.75 от 22.07.1992; колхоз "Трисанчинский" преобразован в колхоз "Трисанчи" решение общего собрания колхоза от 22.07.1992, решение Дахадаевского райсовета н/д от 04.11.1992 N 38; колхоз "Трисанчи" преобразован в сельхозкооператив "Трисанчи", решение общего собрания от 16.03.2006 г.
Вместе с тем, полный перечень документов, указанных в архивных справках не представлен, а часть сведений, отраженных в справках противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Указывая на переименование колхоза им. Энгельса в колхоз "им. Ульянова", кооператив не представил пояснений о причинах изменения площади земельного участка, предоставленного сельскохозяйственной колхозу им. Энгельса (3281,62 га) по сравнению площадью 912,11 га, указанной в государственном акте N 590655 на имя колхоза Ульянова.
Документ, подтверждающий принятие решения о переименовании, не представлен.
Со ссылкой на постановление Бюро Дахадаевского райкома КПСС и Исполкома Райсовета Народных депутатов от 23.01.1979 N 10 кооператив указал на то, что колхоз "им. Ульянова" с. Трисанчи преобразован в с/з "Заря" отд.Трисанчинский.
Вместе с тем из текста названного постановления следует, что по совхозу Заря были приняты решения в отношении колхозов им. Ульянова, им. Свердлова, им Кирова, им 18. Партсъезда.
Также кооператив со ссылкой на решение от 22.12.1981 N 8.222 на базе с/за "Заря" отд.Трисанчиский организован новый совхоз "Зубанчинский" отд.Трисанчинский.
Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела протоколу заседания исполкома Дахадаевского районного Совета Народных депутатов от 22.12.1981 N 12 принято решение на базе отделения "Трисанчи" совхоза "Заря" и отделения "Зубанчи" совхоза "Иргаклинский" организовать новый совхоз "Зубанчинский" (т. 2, л. д. 84, 85).
Документы об имуществе отделений "Трисанчи" совхоза "Заря" и отделения "Зубанчи" совхоза Иргаклинский, а том числе землях не представлено. Доказательства закрепления за образованным совхозом Зубанчинский каких-либо земель, расположенных на территории Ставропольского края, не представлено.
По сведениям кооператива, на базе с/х "Зубанчинский" отд.Трисанчинский образован совхоз "Трисанчинский" решение N 8-162 от 12.10.1988. При этом названное решение в материалы дела не представлено.
Документы, подтверждающие преобразование совхоза "Трисанчинский" в колхоз "Трисанчинский" (решение общего собрания колхозников протокол N 1 от 21.03.1992 и решение N 3.75 от 22.07.1992) не представлены.
Решением Дахадаевского районного Совета Народных Депутатов от 02.04.1992 (т. 2, л. д. 126) утверждены решения общих собраний рабочих совхоза "Трисанчинский" селения Трисанчи от 21.03.1992 протокол N 2 и селения Джумарчи от 21.03.1992 о разукрупнении совхоза Трисанчинский на два самостоятельных хозяйства: колхоз "Трисанчинский" селения Трисанчи и коллективное сельскохозяйственное предприятие "Джумарчи" селения Джумарчи.
Документы о разделе имущества совхоза Трисанчинский, а также тексты вышеназванных протоколов общих собраний, а также доказательства закрепления за образованным колхозом Трисанчинский каких-либо земель, расположенных на территории Ставропольского края, не представлено.
Решением исполкома Дахадаевского райсовета Народных депутатов от 22.07.1992 N 75 зарегистрирован устав колхоза "Трисанчинский" села Трисанчи, утвержденный на общем собрании колхозников от 21.03.1992 N 1.
Согласно представленному из налогового органа уставу коллективное хозяйство Трисанчи является предприятием добровольно объединившихся для совместного ведения сельскохозяйственного производства.
Сведения о реорганизации или правопреемстве вновь образованного колхоза Трисанчи устав не содержит.
Сведения о наличии у колхоза земель отсутствуют, вместе с тем указано, что занимаемая колхозом земля закрепляется за ним в бессрочное пользование, при этом колхозу выдается райисполкомом государственный акт на право пользования землей, в котором указываются размеры и точные границы земель, закрепленных за колхозом (раздел 4 устава).
При указанных доказательствах, доводы кооператива о том, что колхоз "Трисанчинский" преобразован в колхоз "Трисанчи" по решению общего собрания колхоза от 22.07.1992, судом апелляционной инстанции оцениваются критически, поскольку противоречат представленным кооперативом документам в материалы дела, в связи с чем не принимаются как не обоснованные и документально не подтвержденные достоверными и допустимыми доказательствами.
Ссылки кооператива на землеустроительное дело 30.03.2005 в качестве доказательства принадлежности колхозу Трисанчи на праве постоянного (бессрочного) пользования земель не могут быть приняты во внимание, поскольку в землеустроительном деле указано на земли площадью 1241,51 га, на колхоз "Трисанчинский" и аренду земель на территории Ставропольского края.
Вместе с тем, как следует из пояснений самого кооператива и представленных документов с 1992 года был учрежден колхоз "Трисанчи", а не "Трисанчинский", истец считает себя правопреемником артели им. Ульянова, которой было представлено 952 га земель, а не 1241,51 га. Кроме того договоры аренды или иные правоустанавливающие документы на земли площадью 1241,51 га в Нефтекумском районе Ставропольского края, свидетельствующие о принадлежности кооперативу или колхозу "Трисанчи" земель на территории Ставропольского края отсутствуют и в материалы судебного дела не представлены.
С учетом изложенного, реорганизация колхоза "Трисанчи" в СПК "Трисанчи" (выписка из протокола от 16.03.2006) не свидетельствует о наличии у колхоза "Трисанчи" на праве постоянного пользования земельных участков в Ставропольском каре и соответственно не свидетельствует о переходе к кооперативу прав на спорные земельные участки.
На запрос кооператива о предоставлении названных документов архивный отдел в письме от 25.09.2015 0-370 сообщил об отсутствии таких документов постоянного хранения, и документы не сохранены (т. 4, л. д. 134 и 135).
Сведения, содержащиеся в архивных справках и письме управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан от 04.03.2015 N 15-3003/15-08-РБ о том, что по земельно-учетным данным управления по состоянию на 01.01.2015 за кооперативом закреплены земельные участки общей площадью 5901 га, в том числе в Ставропольском крае 959 га, документально не подтверждены, правопреемство кооператива по отношению к колхозу Ульянова не доказано.
Доводы о том, что правопреемство подтверждено передаточными (сводными) актами, а также учредительными документами кооператива не принимаются как не обоснованные, доказательства перехода земель, в том числе расположенных на территории Ставропольского кря и их идентификация не представлены.
Материалы инвентаризации земель совхоза Трисанчинский на 1889 листах не являются правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на землю, государственными органами или органами местного самоуправления не утверждены.
Вместе с тем, в период преобразования колхозов в совхозы действовало постановление Совета Министров СССР Центрального комитета КПСС от 03.05.1957 N 495, которым утверждено Положение о порядке передачи совхозам земель и общественного имущества колхозов при преобразовании их в совхозы и о порядке расчетов с колхозниками. Вопрос о преобразовании колхозов в совхозы решался на основе добровольного согласия колхозников по решению общих собраний членов колхозов большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов артели. После утверждения решения общего собрания райисполкомом деятельность колхоза считалась прекращенной и руководство всей производственной работой (по полеводству, животноводству, строительству и другим отраслям хозяйства) возлагалось на директора совхоза (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Положения после утверждения райисполкомом решения общего собрания колхозников о преобразовании колхоза в совхоз директор совхоза принимает по акту закрепленные за колхозом земли, а также принадлежащие колхозу постройки, скот, машины, инвентарь, подсобные предприятия, посевы, семена, посадочные материалы, корма и другое имущество и отвечает за его сохранность.
Земельный кодекс РСФСР 1970 года в статье 46 предусматривал возможность изменения границ и размеров землепользования при укрупнении и разукрупнении хозяйств. При укрупнении в установленном порядке колхозов, совхозов, других государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также научно-исследовательских, учебно-опытных и иных сельскохозяйственных учреждений их земельные участки объединяются по постановлению Совета Министров автономной республики либо решению исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов в единый земельный массив, который закрепляется за вновь образованным хозяйством по государственному акту на право пользования землей. В случае разукрупнения в установленном порядке перечисленных хозяйств земельные участки, находящиеся в их пользовании, делятся по постановлению Совета Министров автономной республики либо решению исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов между вновь образованными хозяйствами, которым выдаются государственные акты на право пользования землей.
Представленные в материалы дела доказательства не позволяют достоверно установить факт правопреемства в отношении земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края, СПК "Трисанчи". Представленные документы не свидетельствуют ни о передаче земель при реорганизации, ни оформлении правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земли в отношении образованных колхозов и совхозов.
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (1994 год) правопреемство при реорганизации юридических лиц регулировалось статьей 58, в соответствии с пунктом 5 которой при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (статья 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах, колхоз не доказал переход к нему права постоянного (вечного) пользования земельными участками, в границах и площади, установленных постановлением Совета Министров СССР от 28.05.1954 N 1023 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда "Черные земли" и Кизлярские пастбища" и проведенных Сталинградской землеустроительной экспедицией Министерства сельского хозяйства РСФСР землеустроительных работ.
Доказательства перехода к кооперативу в порядке правопреемства (с соблюдением установленных процедур) истребуемых земельных участков не представлены. Представленные сводные акты не подтверждают наличие у правопредшественников прав на спорные земельные участки и, соответственно, факт передачи их кооперативу.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, включены в фонды перераспределения земель.
В соответствии с постановлением главы администрации района от 08.09.1994 N 445 земли отгонных пастбищ общей площадью 61,4 тыс. га, входящие в административные границы Нефтекумского района Ставропольского края и используемые сельскохозяйственными предприятиями Республики Дагестан, включены в фонд перераспределения Нефтекумского района с 01.09.1994.
Сельскохозяйственным предприятиям Республики Дагестан предписано прекратить хозяйственную деятельность на спорных землях до 01.07.1995.
Данный ненормативный правовой акт, по сути, является реализацией соглашений в отношении спорных земель, достигнутых органами государственной власти Ставропольского края и Республики Дагестан (т. 3, л. д. 199 - 201), изменяющий права и обязанности в отношении спорных земель между землепользователями и землевладельцами Ставропольского края и Республики Дагестан.
Возможность автоматического сохранения за колхозами остатков земель, остающихся после передачи части коллективом, законодательством не предусмотрена. После включения земельных участков в фонды перераспределения земель, их предоставление осуществлялось по общим основаниям с принятием соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления с последующим оформлением договорных отношений или выдачей правоудостоверяющего документа.
Доказательства принятия уполномоченным органом в период решения о предоставлении колхозу "Трисанчи" или кооперативу "Трисанчи" спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не представлены.
Также отсутствуют доказательства передачи земель на территории Ставропольского края членами названных колхозов в уставной капитал созданных организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 названного Кодекса).
Вместе с тем, кооператив не доказал наличие у него права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных земельных участков.
Таким образом, доводы кооператива о том, что администрация района, распорядившись спорными участками, нарушила имущественные права (право постоянного (бессрочного) пользования на землю) кооператива не обоснованы и не соответствуют материалами дела.
Иным основанием для предъявления кооперативом встречного иска является указание на то, что постановление администрации района от 10.07.2009 N 907, договор аренды от 10.07.2009 N 249 и договор уступки от 06.12.2012 не соответствуют требованиям статьи 34 Земельного кодекса, пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и Закона N 74-ФЗ и нарушают права кооператива, как лица, подавшего конкурирующую заявку на приобретение в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:010701:41, 26:22:010704:3, 26:22:010801:5.
Однако заключение договора уступки от 06.12.2012 между главой КФХ и обществом не нарушает прав кооператива, не являющегося стороной договора аренды.
Права кооператива могут быть затронуты лишь самим договором аренды от 10.07.2009 N 249, заключенным (зарегистрированным) 20.08.2009.
Общество, глава КФХ и администрация района заявили о применении последствий пропуска кооперативом срока исковой давности.
В спорный период с даты заключения договора аренды по дату обращения кооператива в суд и рассмотрения спора судом Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в частности положения параграфа 2 главы 9 "Недействительность сделок".
В соответствии с пунктами 1, 6 и 9 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ названный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.
Согласно статье 181 Гражданского кодекса (редакция до 01.09.2013) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 181 Гражданского кодекса (редакция до 01.09.2013) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Исполнение договора аренды от 10.07.2009 N 249 началось в момент подписания акта приема-передачи земельных участков от 10.07.2009 и государственной регистрации договора аренды, то есть не позднее 20.08.2009.
Таким образом, трехлетний срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности (ничтожной) сделки - договора от 10.07.2009 N 249 начал течь не позднее чем с 20.08.2009.
Доводы кооператива о том, что ему не было известно о заключении сделки и начале ее исполнения обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку сам кооператив указал, что в июле 2009 года он подавал заявление на предоставление ему в аренду спорных участков, при этом письмо от 16.07.2009 N 242 о результатах рассмотрения заявления кооператива направлено в его адрес.
Таким образом, по требованиям кооператива о признании недействительным договора аренды от 10.07.2009 N 249 до 01.09.2013 кооперативом пропущен срок исковой давности на обращение с требованием об оспаривании данной сделки.
Поскольку трехлетний срок исковой давности по требованию кооператива о признании недействительным (ничтожным) договор аренды от 10.07.2009 N 249 истек до 01.09.2013 при рассмотрении спора подлежат применению положения статей 168, 181 Гражданского кодекса в редакции, действовавшей до 01.09.2013.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного и при условии отказа в удовлетворении требований кооператива о признании недействительным договора аренды от 10.07.2009 N 907, требование о признании недействительным постановления администрации района от 10.07.2009 N 907 не подлежит удовлетворению, поскольку не приведет к восстановлению нарушенного права.
Согласно статьей 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 Гражданского кодекса, право, предусмотренное статьей 304 данного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Как видно из материалов дела, общество на основании договора аренды от 10.07.2009 N 249 и договора об уступке прав от 06.12.2012 является арендатором, в том числе земельного участка с кадастровым номером 26:22:010704:3.
Из пояснений истца, пояснений администрации села, актов обследования от 09.12.2014, 16.05.2014, 28.05.2014, 05.06.2014, 17.06.2014, 05.07.2014, 12.07.2014, 20.07.2014, 30.07.2014, 16.08.2014, 22.08.2014, 09.09.2014, 11.10.2014, 23.10.2014 земельного участка с кадастровым номером 26:22:010704:3 общей площадью 442,7734 га следует, что начиная с 11.05.2014 на участке кооперативом размещены щитовые баз-загоны для содержания скота, установлен передвижной вагончик, а также осуществляется выпас скота.
Доказательства наличия на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего кооперативу, а также доказательства использования кооперативом спорного участка до названного периода в материалы дела не представлены.
Поскольку кооператив не является стороной договора аренды от 10.07.2009 N 249, и у него отсутствует вещное право на владение участком с кадастровым номером 26:22:010704:3, либо иное основание владения и распоряжения, постольку требования общества, как арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:22:010704:3, об обязании кооператива освободить названный земельный участок являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции, в виде освобождении участка от принадлежащего кооперативу имущества, в том числе скота, хозяйственных построек (баз-загон для содержания животных и др.).
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.2015 по делу N А63-14175/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14175/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2016 г. N Ф08-4162/16 настоящее постановление изменено
Истец: ООО АГРОФИРМА "КИЦ", СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "ТРИСАНЧИ"
Ответчик: Администрация муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, АДМИНИСТРАЦИЯ НЕФТЕКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Глава крестьянского фермерского хозяйства Киц Иван Иванович, Киц Иван Иванович, ООО АГРОФИРМА "КИЦ", Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Сельскохозяйственный Производственный кооператив "Трисанчи", СПК "Трисанчи"
Третье лицо: Архивный отдел администрации муниципального образования Дахадаевского района Республики Дагестан, Государственный архив Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ " ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N4 по Республике Дагестан, Эльгайтарова Альмира Сайпитовна