г. Хабаровск |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А73-16185/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны: лично предприниматель; паспорт;
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Солнечном, Амурском, имени П. Осипенко и Ульчском районах: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны
на решение от 18.01.2016
по делу N А73-16185/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Солнечном, Амурском, имени П. Осипенко и Ульчском районах
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кириллова Марина Вячеславовна (далее - заявитель; предприниматель; ИП Кириллова М.В.; индивидуальный предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Солнечном, Амурском, имени П. Осипенко и Ульчском районах (далее - административный орган, ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю; Управление Роспотребнадзора; Управление; уполномоченный орган) от 06.11.2015 N 887 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 руб.
Заявление предпринимателя на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 18.01.2016 в удовлетворении заявленного требования предпринимателя отказано.
Суд первой инстанции, сославшись на пункты 2, 4 статьи 16, статью 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), пункты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 Правил определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 1425), пункты 2, 3, 4, 5 Постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 11.07.2014 N 2398-ПА, статью 2.1 КоАП РФ, пришел к выводу о доказанности факта совершения предпринимателем правонарушения, выразившегося в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (пива) на территории, прилегающей к образовательному учреждению - МОУ СОШ N 37, и соответственно законности вынесенного административным органом постановления от 06.11.2015 N 887, при этом суд не установил нарушения порядка и сроков привлечения к административной ответственности, оснований смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Кириллова М.В. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отмене постановления административного органа и прекращении производства по делу.
Заявитель жалобы, ссылается на пункты 1, 5, 6 Постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 11.07.2014 N 2398-па, приложение N 9 к этому постановлению, статью 26.1 КоАП РФ, и утверждает о том, что: анализируя приложенную к жалобе схему границы прилегающей к МОУ СОШ N 37 территории (приложение N 9 к Постановлению N 2398-па), предприниматель считает неподтвержденным вывод суда о том, что вход в ее магазин расположен именно на прилегающей к школе территории, так как по схеме невозможно определить, где расположена сама школа, и вход в магазин заявителя; поскольку в материалах дела отсутствуют описание расположения самого магазина и входа в него, значит выводы административного органа основаны на предположениях, соответственно и выводы суда также основаны на предположениях, таким образом, материалами административного дела вообще не установлено, а имело ли место само событие административного правонарушения.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя административного органа.
В судебном заседании предприниматель поддержала доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, обратила внимание суда на экспертное заключение, и сообщила, что по схеме (приложение N 9) очень тяжело понять где находится школа, а где находится магазин предпринимателя.
Заслушав доводы предпринимателя, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела 20.10.2015 года в 14 часов 25 минут, в ходе административного расследования и произведенного обследования территории прилегающей к магазину "Продукты" индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны, расположенном в жилом доме по адресу: ул. Водонасосная, д.60/5, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков на прилегающих к детским и образовательным организациям территориях, границы которых определяются решениями органов местного самоуправления, установлено, что индивидуальный предприниматель Кириллова Марина Вячеславовна, осуществляя по вышеуказанному адресу розничную продажу алкогольной продукции - пива ("Балтика 7" 1л.х 5,4% содержание спирта по цене 98 руб.; "Балтика 3" 1л. х 4,8% содержание спирта по цене 92 руб. и др.), допустила нарушение требований пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктов 1, 5, приложения N 9 Постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 11.07.2014 N 2398-па "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", так как по данному адресу: ул. Водонасосная, д.60/5, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края, согласно утвержденной схемы границ прилегающих территорий для данного объекта не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в том числе пива) вблизи образовательной организации - "Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N37" расположенной по ул. Сусанина, д. 55 в г. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровского края.
В ходе проверки 31.08.2015 произведен осмотр территории торгового объекта, о чем составлен протокол осмотра от 31.08.2015.
28.10.2015 по вышеуказанному выявленному факту нарушения главным специалистом- экспертом отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, в присутствии предпринимателя Кирилловой М. В., составлен в её отношении протокол N 887 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
06.11.2015 начальником ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии предпринимателя Кирилловой М. В., вынесено постановление N 887 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением административного органа, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах; несовершеннолетним; без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил, утвержденных Правительством РФ N 1425, настоящие Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а в соответствии с пунктом 2 таких Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) к объектам военного назначения.
В силу пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением РФ N 1425, в настоящих Правилах используются следующие понятия: а) "детские организации" - организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 80.1, кроме кода 80.10.3); б) "обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил; в) "образовательные организации" - организации, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности; г) "стационарный торговый объект" - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Как следует из пунктов 4, 6, 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением РФ N 1425, территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория); органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления; границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре вынесено Постановление от 11.07.2014 N 2398-па "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление N 2398-па), пунктом 2 которого установлено, определить перечни организаций и объектов, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, согласно приложениям N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
В указанных перечнях в приложении N 1 (пункт 29) указано Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 37, расположенное по адресу: 681008, Комсомольск-на-Амуре, ул. Сусанина, 55.
Согласно пункту 3 Постановления N 2398-па утверждены схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и объекта, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, согласно приложениям N 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.
В силу пунктов 4, 5 Постановления N 2398-па, прилегающая территория определяется в соответствии с Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425; при определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, учитывать, что: минимальное расстояние от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта до предприятий розничной торговли и общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, составляет 50 метров.
Также, указанным постановлением утверждена схема прилегающей территории к образовательному учреждению - Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 37, расположенное по адресу: 681008, Комсомольск-на-Амуре, ул. Сусанина, 55.
Согласно материалам дела, торговый объект ИП Кирилловой М. В., расположенный по адресу: г. Комсомольск на Амуре, ул. Водонасосная, д. 60/5, расположен в границах прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, а именно территории, прилегающей к МОУ СОШ N 37.
Факт нарушения ИП Кирилловой М.В. правил реализации алкогольной продукции правомерно установлен административным органом, судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно: протоколом осмотра от 31.08.2015, фотоприложением к нему, протоколом от 28.10.2015 по признакам административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Предприниматель в своей жалобе не привела достаточных доказательств несоответствия постановления N 887 административного органа или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина предпринимателя в совершении вменяемого ей административного правонарушения установлена административным органом и подтверждена материалами дела. ИП Кириллова М.В. не обеспечила выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством при реализации алкогольной продукции.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции полагает доказанным наличие состава вменяемого административного правонарушения в действиях ИП Кирилловой М.В.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанций не установлено.
Предприниматель привлечена к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности. Размер штрафа правомерно назначен административным органом в минимальном размере санкции 5000 руб.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Факт расположения торгового объекта в пределах территории, прилегающей к вышеуказанному детскому образовательному утверждению, подтверждается совокупностью документальных доказательств, имеющихся в материалах дела, и не опровергнут заявителем жалобы.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, как несостоятельные и не опровергающие выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Поскольку нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 января 2016 года по делу N А73-16185/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16185/2015
Истец: ИП Кириллова марина вячеславовна
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотбебнадзора по Хабаровскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю