г. Вологда |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А13-3470/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ломоватка-Лес" Третьяковой О.Л. по доверенности от 22.07.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2015 года по делу N А13-3470/2015 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ломоватка-Лес" (ИНН 3526016714, ОГРН 1023502690430; место нахождения: 162365, Вологодская область, район Великоустюгский, поселок Ломоватка; далее - ООО "Ломоватка-Лес", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (ИНН 3525141575, ОГРН 1043500072230; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; далее - управление), выраженного в письме от 24.12.2014 N 05-08/7798.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил, его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Ломоватка-Лес" обратилось в управление с заявлением от 29.10.2014 N 918 (лист дела 91 том 1), в котором указало, что не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 26.06.1998 "Об отходах производства и потребления", а осуществляет их использование, в связи с чем просило возвратить ему ранее уплаченные денежные средства за негативное воздействие на окружающую среду за период 2011-2013 годы в сумме 123 690 руб. на основании корректирующих расчетов. В подтверждение представило корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2011-2013 годы, технологические карты ООО "Ломоватка-Лес" за 2011, 2012, 2013 годы, Инструкцию по методам и способам снижения негативного влияния на окружающую среду в процессе ведения хозяйственной деятельности на территории аренды лесных участков от января 2010 года. Заявление получено управлением 12.11.2014.
Управление направило запрос в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по вопросу возможности возврата платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов в виде порубочных остатков.
В письме от 15.12.2014 N ОД-06-01-31/20339 Росприроднадзор указал на отсутствие оснований для возврата денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части платы за размещение отходов сучьев и ветвей от лесоразработок, поскольку хозяйствующие субъекты размещали отходы на собственных объектах размещения (хранение, захоронение) отходов, объектом размещения отходов является открытая площадка с грунтовым покрытием.
Управление в письме от 24.12.2014 N 05-08/7798 отказало обществу в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду, ссылаясь на названное письмо Росприроднадзора (лист дела 90 том 1).
ООО "Ломоватка-Лес" не согласилось с решением управления по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду и обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а постановлением от 28.08.1992 N 632 - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632).
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Согласно пункту 1 Порядка N 632 он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О, постановлении от 05.03.2013 N 5-П, по смыслу статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Из содержания изложенных норм в совокупности следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции, управление, отказывая в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду, сослалось на осуществление обществом деятельности по размещению отходов производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в статью 1 Закона N 89-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов производства и потребления носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно межгосударственному стандарту "Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения" (ГОСТ 17462-84), утвержденному постановлением Госстандарта ССССР от 14.12.1984 N 4436, устанавливающему термины и определения на продукцию лесозаготовительной промышленности, к отходам лесозаготовок относятся древесные остатки (вершины, сучья, ветви, откомлевки, немерные отрезки и обломки хлыстов, кора, хвоя листья, опилки), образующиеся при валке деревьев, очистки их от сучьев, раскряжевке хлыстов, разделке долготья и окорке сортиментов.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445, порубочные остатки: отходы сучьев, ветвей являются отходами от лесоразработок и входят в категорию отходов производства.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в целях рубки лесных насаждений ООО "Ломоватка-Лес" заключены с Департаментом лесного комплекса Вологодской области договоры аренды лесного участка от 11.08.2008 N 02-02-16/277-2008, от 08.08.2008 N 02-02-16/269-2008.
Управлением установлено, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности общества образуются отходы 5 класса опасности от лесозаготовительной деятельности в виде отходов сучьев, ветвей от лесоразработок, что подтверждается отчетами по форме 2-ТП (отходы), расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с технологическими картами разработки лесосек ООО "Ломоватка-Лес" производит укладку и уплотнение порубочных остатков на волоках и подштабельных площадках с приминкой их трактором одновременно с заготовкой. Указанные отходы не транспортируются на полигон твердых бытовых отходов по договорам возмездного оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, а остаются на лесосеках.
Порубочные остатки, оставленные обществом в местах рубок, управление расценило как размещение отходов.
В части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
По условиям заключенного договора аренды общество обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором, в том числе соблюдать лесохозяйственные требования при заготовке древесины, предусмотренные действующими Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, не допускать причинение вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства.
В соответствии со статьей 64 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Согласно пункту 61 Правил заготовки древесины одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины проводится очистка мест рубок от порубочных остатков, осуществляемая следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинировано.
В силу подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Технологические карты разрабатываются лесопользователем- арендатором лесного участка в соответствии с условиями заключенных договоров аренды и проектом освоения лесов.
В рассматриваемом случае технологические карты ООО "Ломоватка-Лес" определяют способы очистки лесосеки: укладка и уплотнение порубочных остатков на волоках и подштабельных площадках с приминкой их трактором одновременно с заготовкой.
Также суд первой инстанции принял во внимание заключение эксперт Корчагова С.А. от 24.04.2015, согласно которому при условии своевременной очистки мест рубок способами, регламентированными действующим законодательством Российской Федерации, порубочные остатки положительно влияют на сохранность почвы, ее химизм, способствуют улучшению лесовосстановительных процессов, повышению продуктивности лесов и сохранению биологического разнообразия, то есть не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Укладка порубочных остатков на волоки оказывает положительное влияние на сохранность почвы, обеспечивает дополнительным питанием растительность на трелевочных волоках; укладка и оставление на перегнивание на месте рубки порубочных остатков способствует увеличению в почве элементов питания, возобновлению леса и поддержанию численности животных.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порубочные остатки, способствующие выполнению целевых функций лесов, не могут быть отнесены к категории отходов, за размещение которых предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Приняв во внимание отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих об осуществлении заявителем деятельности по размещению отходов производства и потребления, включая хранение и захоронение, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном отнесении управлением порубочных остатков к категории отходов, за размещение которых предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Ломоватка-Лес" требования о признании незаконным решения управления по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, изложенного в письме от 24.12.2014 N 05-08/7798.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2015 года по делу N А13-3470/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3470/2015
Истец: ООО "Ломоватка-Лес"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Вологодской области