г. Киров |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А29-10977/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции: Кармановой Л.Ю., действующей на основании доверенности от 14.10.2015 N 02-25/14,
представителя Управления: Кармановой Л.Ю., действующей на основании доверенности от 10.03.2016 N 05-24/6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2015 по делу
N А29-10977/2015, с учетом определения от 29.12.2015, принятые судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (ИНН: 1103043512, ОГРН: 1081103001033)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Республики Коми
(ИНН: 1101482803, ОГРН: 1041130401070),
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми
(ИНН: 1101486269, ОГРН: 1041130401058)
о признании недействительными требования и решения, о признании незаконными действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (далее - ООО "Тепловые сети Воркуты", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о признании незаконными:
- требования N 06-20/9202 от 31.08.2015, выставленного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Республики Коми (далее - Инспекция, налоговый орган),
- решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление) N 240 от 30.09.2015,
- действий, выразившихся в истребовании у Общества документов в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2015 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
ООО "Тепловые сети Воркуты" с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе ее заявитель обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) требование о предоставлении документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок должно содержать сведения о конкретной сделке. Фактически налоговым органом в требовании N 06-20/9202 от 31.08.2015 были запрошены документы не о конкретных сделках, а документы о неопределенной совокупности сделок, истребование которых вне рамок налоговых проверок в силу статьи 93.1 НК РФ недопустимо. Оспариваемое требование не содержит указания, по каким именно сделкам следует представить документы: счета-фактуры, книги покупок, книги продаж, акты сверки, справки.
Кроме того, были запрошены книга продаж, книга покупок, акты сверки, оборотно-сальдовая ведомость, которые не относятся к деятельности ООО "Единый расчетный центр", а являются внутренними учетными документами Общества.
2) Применение санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, на что указано в требовании N 06-20/9202 от 31.08.2015 незаконно и необоснованно, что подтверждается также судебной практикой.
Таким образом, ООО "Тепловые сети Воркуты" считает, что решение от 26.12.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Инспекция и Управление в отзывах на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражают, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят в удовлетворении жалобы отказать.
ООО "Тепловые сети Воркуты" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ООО "Тепловые сети Воркуты".
В судебном заседании апелляционного суда 17.03.2016 представитель Инспекции и Управления поддержала доводы отзывов на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что действия Инспекции, выразившиеся в выставлении требования от 31.08.2015, а также решение Управления N 240 от 30.09.2015 являются незаконными, ООО "Тепловые сети Воркуты" обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 93.1, 138, 140 Налогового кодекса Российской Федерации, Приказами Федеральной налоговой службы N ММ-3-06/338R от 31.05.2007 и N САЭ-3-06/892R от 25.12.2006, статьями 65, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 75 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", требования Общества признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, выслушав представителя Инспекции и Управления, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
На основании пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ определено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункты 2, 3 статьи 93.1 НК РФ).
В силу пунктов 4, 5 указанной статьи в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация) направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Приказом Федеральной налоговой службы России N ММ-3-06/338R от 31.05.2007 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждены формы поручения и требования о представлении документов.
В соответствии с Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (утвержден Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892R) в поручении об истребовании документов должно содержаться: полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы; место нахождения организации (место жительства физического лица); основание направления поручения (указывается статья 93.1 Кодекса и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, и (или) информации относительно конкретной сделки); полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности, которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля; перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (постановление от 31.03.2009 N 16896/08).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, поручением N 671 об истребовании документов (информации) от 25.08.2015 ИФНС России по г. Воркуте на основании пункта статьи 93.1 НК РФ, вне рамок проведения налоговых проверок в связи с возникшей обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретной сделки, поручило Инспекции истребовать указанные в поручении документы у ООО "Тепловые сети Воркуты", касающиеся деятельности ООО "Единый расчетный центр" (далее - ООО "ЕРЦ").
Инспекцией в адрес ООО "Тепловые сети Воркуты" в порядке статьи 93.1 НК РФ выставлено требование от 31.08.2015 N 06-20/9202 о представлении документов (информации).
В данном требовании Обществу предложено в течение 5 рабочих дней со дня получения требования представить документы, касающиеся деятельности ООО "ЕРЦ", в связи с обоснованной необходимостью получения документов (информации) относительно конкретной сделки ООО "ЕРЦ".
При этом в требовании от 31.08.2015 N 06-20/9202 (л.д.12-15) указаны конкретные договоры, контракты, соглашения, интересующие проводящую проверку налоговую инспекцию, а также все реквизиты, позволяющие идентифицировать названные документы (например, "Договор (контракт, соглашение) от 05.10.2011 N 8. Примечание: Денежные расчеты по которому осуществлялись между ООО "Единый расчетный центр" и ООО "Тепловые сети Воркуты").
В отношении иных договоров, заключенных между ООО "Тепловые сети Воркуты" и ООО "ЕРЦ" со всеми дополнениями, изменениями и приложениями, назван конкретный период их действия - с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Сведения о состоянии расчетов сумм начисленных и уплаченных процентов, возврата основного долга и оставшейся задолженности запрошены также по состоянию на конкретные даты - 31.12.2011, 31.12.2012, 31.12.2013, 31.12.2014, а также по конкретным договорам займа от 23.09.2011 N 6, от 30.09.2011 N 7, от 05.10.2011 N 8, от 12.10.2011 N 9, от 17.10.2011 N 10, от 25.10.2011 N 11, от 28.10.2011 N 12, от 28.12.2011 N 13, от 13.01.2012 N 14, от 11.04.2012 N 5, от 02.05.2012 N 24 и N 29, от 14.05.2012 N1-3.
Общество с требованием от 31.08.2015 N 06-20/9202 не согласилось и обжаловало его в Управление.
Решением Управления N 240 от 30.09.2015 жалоба оставлена без удовлетворения.
При этом материалами дела подтверждается, что:
- ООО "ЕРЦ" является контрагентом Общества, наличие финансово-хозяйственных взаимоотношений с ООО "ЕРЦ" Общество не отрицает.
- Поручение от 25.08.2015 N 671 содержит все необходимые реквизиты, определенные в Порядке взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденном Приказом ФНС от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892R.
- Доказательств направления в Инспекцию сообщения о том, что оно не располагает документами (информацией), истребуемыми по требованию N 06-20/9202, Общество в материалы дела не представило.
- В поручении и требовании указано, что документы (информация) по сделкам необходимы налоговому органу для подтверждения финансово-хозяйственных взаимоотношений Общества с проверяемым налогоплательщиком и для исключения риска получения последним необоснованной налоговой выгоды.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что направленное ООО "Тепловые сети Воркуты" требование соответствует положениям названных выше норм права и о том, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов.
Довод Общества о том, что оспариваемое требование не содержит указания, по каким именно сделкам следует представить документы: счета-фактуры, книги покупок, книги продаж, акты сверки, справки, апелляционный суд отклоняет, поскольку при формировании требования о получении информации в отношении конкретной сделки по конкретному договору налоговый орган не может заранее знать номера счетов-фактур и даты актов сверок, оформленных сторонами сделки, что, соответственно, исключает возможность включения такой информации в требование о предоставлении документов (информации).
Несостоятелен довод Общества о том, что по требованию были запрошены книга продаж, книга покупок, акты сверки, оборотно-сальдовая ведомость, которые не относятся к деятельности ООО "ЕРЦ", а являются внутренними учетными документами Общества, поскольку непосредственно из текста требований усматривается, что налоговый орган запрашивал не книгу продаж, книгу покупок и оборотно-сальдовую ведомость, а выписки из них по сделкам с ООО "ЕРЦ".
Довод Общества об указании в требовании о применении санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, апелляционный суд отклоняет, так как решение о применении в отношении Общества штрафных санкций в порядке пункта 1 статьи 126 НК РФ Инспекцией не выносилось.
Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
Соответственно, подлежит также отклонению ссылка заявителя жалобы на постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2013 по делу N А81-2102/2012.
В апелляционной жалобе ООО "Тепловые сети Воркуты" просит отменить решение суда первой инстанции полностью, однако апелляционная жалоба не содержит доводов о том, почему нужно отменить обжалуемый судебный акт, вынесенный, в том числе, в отношении отказа в признании незаконным решения Управления.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Тепловые сети Воркуты" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
При обращении с жалобой ООО "Тепловые сети Воркуты" по платежному поручению от 21.01.2016 N 1209 уплатило госпошлину в размере 3000 руб.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб госпошлина составляет 1500 руб., в связи с чем на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2015, с учетом определения от 29.12.2015, по делу N А29-10977/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (ИНН: 1103043512, ОГРН: 1081103001033) - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1209 от 21.01.2016 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10977/2015
Истец: ООО Тепловые сети Воркуты
Ответчик: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Республики Коми Заместитель начальника Майбуров А. А.
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Управление ФНС по РК