Требование: о признании недействительным акта органа власти по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А60-45207/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от заявителя ООО "Газпром трансгаз Югорск" (ОГРН 1028601843918; ИНН 8622000931) - Лекомцева Н.Н., паспорт, доверенность от 25.02.2016, Шарипова Е.П., паспорт, доверенность от 23.12.2015;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) - Вальтер Н.Л., паспорт, доверенность от 30.12.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2015 года
по делу N А60-45207/2015,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению ООО "Газпром трансгаз Югорск"
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1),
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
ООО "Газпром трансгаз Югорск" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, страховщик) о признании недействительным решения от 26.08.2015 N 79н/с об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 336 881,25 руб., начислении пени в сумме 11 223,47 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы настаивает на том, что действия исполнительного органа Фонда основаны на правильном толковании норм материального права, при этом страхователем нарушен п. 8 Правил установления страхователям скидки и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы. представитель общества возражал против доводов жалобы в соответствии с письменным отзывом на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.10.2013 в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524, Ивдельское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Югорск" обратилось в филиал N 1 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением N 14/921 об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование на 2014 год.
По результатам рассмотрения документов страхователя (отчетов формы 4-ФСС за 2013 год) заинтересованным лицом был издан приказ от 30.10.2013 года N 253 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому страхователю на 2014 год установлена скидка к тарифу в размере 33%.
С 23.06.2015 по 24.06.2015, 06.07.2015 филиалом N 1 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка страхователя "Ивдельское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Югорск" по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте документальной выездной проверки от 20.07.2015 N 79н/с, по результатам рассмотрения которого Фондом вынесено решение от 26.08.2015 N 79 н/с, которым заинтересованное лицо отказало в привлечении к ответственности страхователя за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании, доначислило недоимку по страховым взносам в сумме 336 881,25 руб., начислило пени в сумме 11 223,47 руб.
Основанием для доначисления взносов явился вывод проверяющих о том, что общество не выполнило условия предоставления скидки, допустив образование недоимки по состоянию на 01.04.2013, то есть за период предшествующий предоставлению скидки, в сумме 227,34 руб.
Не согласившись с указанным решением в части доначисления сумм недоимки и пени, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указывая на то, что закон рассматривает установление надбавки и скидки к страховому тарифу как право страховщика, пришел к выводу, что Правила не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что у Фонда имелись основания для вынесения соответствующего решения о доначислении недоимки и пени, поскольку общество несвоевременно уплачивало страховые взносы, нарушив условия п. 8 Правил.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил установления страхователям скидок и надбавок (к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340). Пунктом 2 данной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Признав соблюдение обществом установленных условий, заинтересованное лицо издало приказ от 30.10.2013 года N 253, установив законодательно предусмотренные скидки к тарифу.
Заявитель оплачивал страховые взносы в период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года на основании решения страховщика в соответствии с приказом филиала от 30.10.2013 года N 253 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому страхователю на 2014 год была установлена скидка к тарифу в размере 33%..
При проведении документальной выездной проверки страхователя какие-либо новые обстоятельства, которые не были известны страховщику ранее, установлены не были.
Принимая решение о доначислении страховых взносов в размере ранее установленной скидки со ссылкой на п. 8 Правил, Фонд допустил неправильное толкование норм материального права и неверное нормативно-правовое обоснование принятого им решения, а именно в обоснование своих доводов Фонд ссылается на п. 8 Правил, не регулирующих отмену предоставленных ранее скидок и надбавок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не установлен запрет на отмену ранее установленной скидки, отклоняется на основании следующего.
В силу п. 10 Правил N 524 размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Следовательно, по существу отменив решением от 26.08.2015 надбавки к страховому тарифу, то есть в середине года, заинтересованное лицо нарушило требование п. 10 Правил N 524, которое содержит запрет на установление надбавки к страховому тарифу в текущем году.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает, что Приказ отделения Фонда от 30.10.2013 года N 253 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не отменен, в т.ч. вышестоящим органом, следовательно, при наличии действующего Приказа доначисление соответствующей недоимки невозможно.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2015 года по делу N А60-45207/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45207/2015
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЮГОРСК"
Ответчик: ГУ СРО ФСС РФ (филиал N 1)
Третье лицо: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4773/16
20.03.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1218/16
18.03.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1218/16
23.11.2015 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-45207/15