г. Хабаровск |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А04-8495/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Регион-28": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-28"
на решение от 13.11.2015
по делу N А04-8495/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Ю.К.Белоусовой
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Регион-28"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее - заявитель, Роскомнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регион-28" (далее - ответчик, ООО "Регион-28") к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.11.2015 суд привлек общество к административной ответственности.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
Определением от 17.02.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правила первой инстанции, в связи с тем, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в рассмотрении дела без надлежащего извещения общества о времени и месте судебного заседания.
От ООО "Регион-28" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что общество имеет лицензию на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации N 114076 от 29.09.2013.
Пунктом 5 лицензии N 114076 установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Амурской области от 27.07.2015 N 178-нд в отношении ООО "Регион-28" была проведена плановая выездная проверка соблюдения проверяемым юридическим лицом при осуществлении своей деятельности обязательных требований в области связи: к пропуску трафика и его маршрутизации; к присоединению сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе к условиям присоединения; к использованию в сети связи общего пользования, технологических сетях и сетях связи специального назначения (в случае их присоединения к сети связи общего назначения) средств связи, прошедших обязательное подтверждение соответствия установленным требованиям; к осуществлению лицензируемой деятельности в области связи при проведении в отношении лицензиатов лицензионного контроля в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"; к защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации; к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий; к оказанию услуг связи; к метрологическому обеспечению оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика); к управлению сетями связи.
28.08.2015 по результатам изучения документов проведенной на основании приказа от 27.07.2015 N 178-нд плановой выездной проверки установлено, что ООО "Регион-28" нарушает лицензионные условия в части нереализации установленных обязательных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Услуга доступа в глобальную сеть передачи данных Интернет предоставлялась ООО "Регион-28" с 18.11.2010. Таким образом, обществом до 03.08.2015 (дата ввода оборудования СОРМ в эксплуатацию) услуги предоставлялись без внедрения СОРМ.
Таким образом, Управлением Роскомнадзора по Амурской области были установлены следующие нарушения:
пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи": "операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий".
28.08.2015 Управлением Роскомнадзора по Амурской области ООО "Регион-28" выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 28.11.2015.
08.09.2015 Управлением направлена телеграмма руководителю ООО "Регион-28" с информацией о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которая вручена 09.09.2015 законному представителю общества.
11.09.2015 в отсутствии уведомленного надлежащим образом ООО "Регион-28" был составлен протокол об административном правонарушении, действия юридического лица квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условии, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол с материалами административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области для принятия решения.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные административным органом требования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензировании.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" (далее - Закона о связи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о связи, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Пунктом 2 статьи 64 Закона о связи установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утверждены Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи. В Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области в области оказания телематических услуг связи включено обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (п. 9 раздела XVI).
Статьей 64 Закона о связи установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (п. 2).
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила).
Правилами предусмотрено, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - План мероприятий), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План мероприятий разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7 Правил).
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 данных Правил, органа внутренних дел (пункт 10 Правил).
Материалами дела установлено, что в нарушение указанных выше положений и лицензионных требований при оказании услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, обществом услуга доступа в глобальную сеть передачи данных Интернет предоставлялась с 18.11.2010 до 03.08.2015 без внедрения СОРМ.
Названные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.08.2015 N А-114076-28-03/0097, договорами абонентов с ООО "Регион-28" о предоставлении услуг доступа в глобальную сеть передачи данных Интернет от 03.09.2014 г. N 1443, от 18.03.2013 г. N 354, от 30.10.2014 г N 1495., от 18.11.2010 г N 401 с приложенными копиями квитанций и выписками из биллинговой системы, объяснениями гр. Павлюкович Л.Т. и Швец Т.П., актом приемки в опытную эксплуатацию комплекса СОРМ на узле связи ООО "Регион-28" при предоставлении им услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, лицензия Минсвязи России N 114076 от 29,09.2013 и телематических услуг связи, лицензия Минсвязи России N 114075 от 29.09.2013 в г. Тынде, протоколом приемо-сдаточных испытаний комплекса аппаратно-программных средств СОРМ СДЭС на узле телематических служб и передачи данных (ТМС ПД) ООО "Регион-28" в г. Тында от 29.07.2015, протоколом об административном правонарушении от 11.09.2015015 N 810.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что действия общества образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Между тем, требование административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не может быть удовлетворено, так как к моменту вынесения настоящего судебного акта истекли сроки давности привлечения лица к ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что факт совершения административного правонарушения выявлен административным органом 28.08.2015 г., о чем составлен акт от 28.08.2015, соответственно, трехмесячный срок для привлечения предпринимателя к административной ответственности истек 28.11.2015 г.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении.
Аналогичная позиция изложена в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5. Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция отказывает в привлечении общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13.11.2015 по делу N А04-8495/2015 отменить.
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регион-28" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8495/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммцникаций по Амурской области
Ответчик: ООО "Регион-28"
Третье лицо: ООО "Регион-28"