г. Самара |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А55-27376/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" - представителя Комовой Е.В. (доверенность N 196 от 10.11.2015),
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - представителя Ларина А.В. (доверенность N 30 от 31.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-27376/2015 (судья Степанова И.К.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ОГРН 1026303117994, ИНН 6330017980), Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, Нижегородская область, г. Нижний Новгород,
об оспаривании постановления N 3/196Ю от 20.10.2015,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган) N 3/196Ю от 20.10.2015.
Определением суда от 10.11.2015 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года в удовлетворении заявления общества было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-27376/2015 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные обществом требования удовлетворить полностью.
В материалы дела поступил отзыв административного органа на апелляционную жалобу общества, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-27376/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил апелляционный суд оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных акционерным обществом "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" требований.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 20.08.2015 проверки при осуществлении контроля и надзора за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок заполнения обществом деклараций по формам согласно приложениям к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года N 815 (далее - Правила) за 1 квартал 2015 года.
За проверяемый отчетный период общество осуществляло деятельность по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (синтетического), в том числе денатурированного, в соответствии с данными декларации об объеме производства и оборота этилового спирта согласно приложению N 1 (далее - декларация N 1), декларации об объеме использования этилового спирта согласно приложению N 2 (далее - декларация N 2), декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно приложению N 6 (далее - декларация N 6). декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно приложению N 7 (далее - декларация N 7), декларации об использовании производственных мощностей согласно приложению N 10 (далее - декларация N 10) к Правилам, представленных в форме электронных документов.
В ходе производства по делу уточненные декларации за 1 квартал 2015 года в форме электронных документов обществом не представлялись.
В результате анализа данных деклараций за 1 квартал 2015 года выявлены их искажения (несоответствия), указывающие на нарушения Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения).
Принятые декларации в электронной форме отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далее - АИС "Паспорт"), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем".
Подсистема декларирования АИС "Паспорт" содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в форме электронных документов; журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля; механизмы формирования оперативной отчетности.
При сопоставлении объемов, первоначально зафиксированных в ЕГАИС и позволяющих производить учет объемов производства и оборота продукции, с объемами, отраженными впоследствии в декларациях, выявлены несоответствия объемов произведенной продукции по коду вида продукции "080" - спирт этиловый денатурированный из непищевого сырья в декларации N 1 за 1 квартал 2015 года, что указывает на искажение данных декларации: данные декларации N1 - 2598296,09; данные ЕГАИС - 2702114,78; отклонение - 103818,69.
По данному факту административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2015 года N 2/196Ю и 20.10.2015 вынесено оспариваемое постановление N 3/196Ю о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В обоснование заявления общество ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, так как действовало в соответствии с имеющимися разъяснениями контролирующего органа по заполнению декларации N 1, своевременно извещало его и ответчика о своих действиях по декларированию производства, использования и оборота этилового спирта, при этом замечания о фактах искажения информации со стороны контролирующего органа и ответчика не поступали. Общество считает, что вся информация об объемах произведенного и использованного в качестве сырья спирта этилового отражена в декларации N 1, и общество не допускало нарушений и искажений при заполнении декларации N 1 за 1 квартал 2015 года, действовало открыто и добросовестно. По мнению общества, имеет место не искажение объемов произведенного и использованного в качестве сырья спирта, а неправильное заполнение граф декларации N 1.
Согласно ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административную ответственность влечет искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
На основании п. 4 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, формы деклараций утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815.
Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 (ред. от 23.06.2015) "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержден Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок).
Порядок заполнения декларации об объеме производства и оборота этилового спирта (декларация N 1) предусмотрен разделом 3 указанного Порядка.
Так, в соответствии с п. 3.1 Порядка декларация N 1 об объеме производства и оборота этилового спирта заполняется организациями, осуществляющими производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата). В декларации N 1 указываются объемы производства и оборота этилового спирта, произведенного из пищевого или непищевого сырья, денатурированного этилового спирта, этилового спирта по фармакопейным статьям, головной фракции этилового спирта (отходов спиртового производства), спирта-сырца, дистиллятов винных, виноградных, плодовых, коньячных, кальвадосных, висковых.
Согласно п. 3.2 Порядка в декларации N 1 указывается:
в графе А "N п/п" - порядковый номер заполняемой строки (от 1 и далее);
в графе 1 "вид продукции" - вид этилового спирта в соответствии с Классификатором видов продукции (далее - Классификатор) (Приложение N 1 к настоящему Порядку);
в графе 2 "содержание этилового спирта в объеме готовой продукции" - объемное содержание безводного спирта в этиловом спирте;
в графе 3 "код вида продукции" - код вида этилового спирта в соответствии с Классификатором;
в графе 4 "вид сырья для производства этилового спирта" - наименование сырья, используемого для производства этилового спирта в соответствии с совместным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 декабря 2009 г. N 18н/726 "О перечне пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата" (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г., регистрационный N 15991);
в графе 5 "количество (объем) использованного сырья для производства этилового спирта" - количество (объем) сырья, использованный для производства этилового спирта. В зависимости от вида использованного сырья его количество указывается в тоннах или декалитрах;
в графе 6 "остаток на начало отчетного периода" - остаток этилового спирта на начало отчетного периода;
в графе 7 "произведено с начала отчетного периода" - объем производства этилового спирта в отчетном периоде в соответствии с первичными бухгалтерскими документами;
в графе 8 "прочий приход" - объем этилового спирта, переданный (принятый) в спиртохранилище (склад), кроме объема его производства, полученного в процессе производства: слив с трубопроводов, емкостей и другой приход, в том числе объем излишек этилового спирта, выявленный при инвентаризации;
в графе 9 "возврат" - объем этилового спирта, возвращенный в организацию от покупателя и переданный в спиртохранилище (склад), в соответствии с сопроводительными документами;
в графе 10 "по Российской Федерации" - объем этилового спирта, поставленный в соответствии с сопроводительными документами организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации;
в графе 11 "на экспорт" - объем этилового спирта, поставленный на экспорт в соответствии с сопроводительными документами;
в графе 12 "всего" - общий объем поставленного этилового спирта. Показатели графы 12 равны сумме показателей граф 10 и 11;
в графе 13 "этилового спирта (за исключением денатурированного)" - объем израсходованных других видов этилового спирта (этилового спирта по фармакопейным статьям, головной фракции этилового спирта (отхода спиртового производства), спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для производства этилового спирта;
в графе 14 "денатурированного этилового спирта" - объем этилового спирта собственного производства, израсходованный на производство денатурированного этилового спирта;
в графе 15 "алкогольной продукции" - объем этилового спирта собственного производства, израсходованный на производство алкогольной продукции;
в графе 16 "пищевой спиртосодержащей продукции" - объем этилового спирта собственного производства, израсходованный на производство пищевой спиртосодержащей продукции;
в графе 17 "непищевой спиртосодержащей продукции" - объем этилового спирта собственного производства, израсходованный на производство непищевой спиртосодержащей продукции;
в графе 18 "лекарственных препаратов" - объем этилового спирта по фармакопейным статьям собственного производства, израсходованный на производство лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств;
в графе 19 "всего" - общий объем этилового спирта собственного производства, израсходованный на производство продукции. Показатели графы 19 равны сумме показателей граф 13 - 18;
в графе 20 "производственные потери" - объем потерь этилового спирта при его производстве (в пределах естественной убыли, при перекачивании, хранении и другие потери). При указании в декларации сверхнормативных потерь представляется объяснение с указанием причин, вызвавших сверхнормативные потери, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации;
в графе 21 "прочие расходы" - объем расхода этилового спирта на лабораторные нужды, на технические цели и другие расходы, в том числе объем недостачи этилового спирта, выявленный при проведении инвентаризации;
в графе 22 "остаток на конец отчетного периода" - остаток этилового спирта на конец отчетного периода.
Объемы производства этилового спирта, указанные в декларации N 1 должны соответствовать объемам производства этилового спирта, зафиксированным в ЕГАИС и отраженным в отчете об объемах производства и оборота этилового спирта, в отчете по данным АСИиУ.
При сопоставлении объемов, первоначально зафиксированных в ЕГАИС и позволяющих производить учет объемов производства и оборота продукции, с объемами, отраженными впоследствии в декларациях, выявлены несоответствия объемов произведенной продукции по коду вида продукции "080" - спирт этиловый денатурированный из непищевого сырья в декларации N 1 за 1 квартал 2015 года, что указывает на искажение данных декларации: данные декларации N1 - 2598296,09; данные ЕГАИС - 2702114,78; отклонение - 103818,69.
Заявитель является производителем спирта этилового, деятельность по производству, хранению и поставке произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, Общество осуществляет на основании лицензии 63ПСЭ0003375 от 26.02.2014, действующей до 26.02.2019 года.
В декларации N 1 заявитель объем произведенного этилового спирта с добавками (экспорт) и сырья для его производства отражает не в графах, относящихся к производству, а в графах 8 - "прочий приход" и 21" прочие расходы", обосновывая такое отражение операций по производству этилового спирта необходимостью избежать задвоения объемов производства этилового спирта.
Однако такое отражение операций является нарушением порядка декларирования производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренный ст.15.13 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в соответствии с требованиями статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом доказан факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд апелляционной инстанции считает возможным квалифицировать совершенное заявителем административное правонарушение в качестве малозначительного.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что обществом правонарушение совершено впервые и ранее заявитель к административной ответственности не привлекался, также суд учитывает, что заявитель при подаче декларации руководствовался разъяснениями контролирующего органа, которые ранее направлялись в адрес Общества по его запросу в связи со спецификой деятельности Общества и возникающими трудностями при отражении операций, также заявитель вместе с декларацией представлял письменные пояснения по порядку заполнения декларации с отражением объемов произведенной продукции, контролирующий орган был осведомлен и располагал информацией об объемах производства, оборота и использования этилового спирта.
Приведенные выше и установленные судом по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.
В данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь требованиями, содержащимися в статьях 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, учитывая отсутствие негативных последствий, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о малозначительности вменяемого Обществу административного правонарушения и считает возможным освободить заявителя от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа признается апелляционным судом незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-27376/2015 подлежит отмене, а заявление общества - удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-27376/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Оспариваемое постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу N 3/196Ю от 20.10.2015 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27376/2015
Истец: АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу