Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июня 2016 г. N Ф06-10405/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А72-10130/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В.,
при участии в заседании:
от истца - представители Афанасьева В.П. по доверенности от 12.01.2016; Ковшар И.А. по доверенности от 12.01.2016,
от ответчика - представитель Дуплинская Е.А. по доверенности N 77 от 01.07.2015,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 ноября 2015 года, принятое по делу NА72-10130/2015 (судья Чернышова И.В.),
по иску Федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, Ульяновская область, п. Октябрьский (ОГРН 1027301108669, ИНН 7323000226),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск (ОГРН 1107325002509, ИНН 7325095632),
третьи лица:
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
- Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,
о понуждении заключить договоры,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области о понуждении заключить договоры аренды сроком на 49 лет с указанием величины годовой арендной платы земельного участка в размере 2% от кадастровой стоимости, следующих земельных участков:
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:000000:1128, общей площадью 386288 кв.м. (категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками и детские дошкольные учреждения и школы общеобразовательные многопрофильные учреждения дополнительного образования и амбулаторно-поликлинические учреждения и детские площадки, площадки для отдыха и спортивные площадки и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома 1-3 этажа с придомовыми участками), адрес: Ульяновская область, Чердаклинский район, северная часть кадастрового квартала 73:21:220101;
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:220101:277, общей площадью 85169 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья экономического класса и Многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками) адрес: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Октябрьский;
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:220101:278, общей площадью 87333 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья экономического класса и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками, адрес: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Октябрьский;
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:000000:863, общей площадью 218673 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - Для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья экономического класса и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками), адрес: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Октябрьский;
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:220101:331, общей площадью 112000 кв.м. (категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками и детские дошкольные учреждения и школы общеобразовательные и многопрофильные учреждения дополнительного образования и Амбулаторно-поликлинические учреждения и детские площадки, площадки для отдыха и спортивные площадки и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома 1-3 этажа с придомовыми участками адрес: Ульяновская область, Чердаклинский район, северная часть кадастрового квартала 73:21:220101.
Определением от 13 августа 2015 года Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Решением Ульяновской области от 18 ноября 2015 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просили суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 06.06.1959 г. N 3122-рс как учебно-опытное хозяйство Ульяновского сельскохозяйственного института на базе сельского подсобного хозяйства им.Сакко и Ванцетти Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР создано Федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии (ФГУП учхоз УГСХА).
27 августа 1985 года Исполнительным комитетом Чердаклинского районного Совета народных депутатов принято решение N 284, согласно которому решено заменить Учхозу УГСХИ Государственный акт на право пользования землей с закреплением за ним 17 997,57 га земли в постоянное пользование.
На основании указанного решения 27 августа 1985 года учебному хозяйству Ульяновского сельскохозяйственного института, находящемуся по адресу: пос. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области, был выдан Государственный акт серии А-I N 375091 на право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком площадью 17 997,57 га в границах согласно плану землепользования для ведения сельского хозяйства.
Постановлением Главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области от 22 июня 1992 года N 243 зарегистрировано Государственное сельскохозяйственное предприятие учебно-опытное хозяйство Ульяновского сельскохозяйственного института с местом нахождения: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Октябрьский.
Постановлением Главы Администрации Чердаклинского района N 400 от 27 ноября 1992 года перерегистрировано право постоянного пользования землей Государственного учебно-опытного хозяйства УСХИ на земельный участок площадью 17 096 га (т.2 л.д.59-65).
Во исполнение данного постановления Государственному учебно-опытному хозяйству УСХИ 30 ноября 1992 года выдано свидетельство о праве постоянного пользования землей N 48 на земельный участок площадью 17 096 га для использования в целях сельскохозяйственного производства.
Согласно постановлению Главы Чердаклинского района N 353 от 26 апреля 2005 года земельный участок с кадастровым номером 73:21:0:25, площадью 17 007 га, категория - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос.Октябрьский, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании у Федерального государственного образовательного учреждения "Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия", перераспределен с образованием пяти земельных участков:
- 1 участок 8 623 га,
- 2 участок 4 409 га,
- 3 участок 3 393 га,
- 4 участок 95 га,
- 5 участок 487 га.
Кроме того, указанным постановлением Глава Чердаклинского района также постановил:
- освободить от права постоянного (бессрочного) пользования Федеральное государственное образовательное учреждение "Ульяновская Государственная сельскохозяйственная академия" на земли общей площадью 16520 га, категория - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в Чердаклинском районе пс.Октябрьский.
- предоставить Федеральному государственному унитарному предприятию учебно-опытное хозяйство УГСХА единое землепользование общей площадью 16520 га, состоящее их четырех обособленных участков: площадью 8623 га, 4409 га, 3393 га и 95 га, категория - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ульяновская область Чердаклинский район пс.Октябрьский, в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет, для сельскохозяйственного производства.
- земельный участок площадью 487 га, категория - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ульяновская область Чердаклинский район пс.Октябрьский, считать в постоянном (бессрочном) пользовании у Федерального государственного образовательного учреждения "Ульяновская Государственная сельскохозяйственная академия" для научно-исследовательских, учебных целей.
Образованный Постановлением N 353 от 26 апреля 2005 года земельный участок как единое землепользование, включающее 4 участка, общей площадью 165 200 000 * 1 200 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, поставлен на кадастровый учет 18 августа 2005 года, с присвоением кадастрового номера 73:21:0:81, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 19 декабря 2006 года, о чем выдано свидетельство серии 37-АТ N 506769.
Постановлением Администрации МО "Чердаклинский район" Ульяновской области от 21 апреля 2008 года N 255 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 28.07.2008 N 533) на основании письма Территориального управления Росимущества по Ульяновской области от 10 января 2008 года N 57 был утвержден проект территориального землеустройства по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:21:0:81, площадью 165 200 000 кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу Ульяновская область, Чердаклинский район, пос.Октябрьский, с образованием 14 земельных участков.
Вновь образованные 14 земельных участков были поставлены на кадастровый учет в октябре 2008 с присвоением следующих кадастровых номеров: 73:21:220401:11, 73:21:220401:41, 73:21:220401:42, 73:21:220401:43, 73:21:220401:44, 73:21:220401:45, 73:21:220401:114, 73:21:220401:115, 73:21:220401:116, 73:21:220401:117, 73:21:220401:118, 73:21:220401:119, 73:21:220401:120, 73:21:220401:121.
В 2012 году ТУ Росимущества в Ульяновской области три свободных от застройки земельных участка сдало в аренду третьим лицам (земельные участки с кадастровыми номерами: 73:21:220401:41, 73:21:220101:114, 73:21:220101:119).
Еще один земельный участок с кадастровым номером 73:21:220101:121 был разделен на следующие земельные участки:
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:000000:1128, общей площадью 386288 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками и детские дошкольные учреждения и школы общеобразовательные многопрофильные учреждения дополнительного образования и амбулаторно-поликлинические учреждения и детские площадки, площадки для отдыха и спортивные площадки и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома 1-3 этажа с придомовыми участками), расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северная часть кадастрового квартала 73:21:220101;
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:220101:277, общей площадью 85169 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья экономического класса и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками), расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Октябрьский;
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:220101:278, общей площадью 87333 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья экономического класса и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками), расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Октябрьский;
-земельный участок, с кадастровым номером 73:21:000000:863, общей площадью 218673 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - Для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья экономического класса и Многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и Блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками), расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Октябрьский;
- земельный участок, с кадастровым номером 73:21:220101:331, общей площадью 112000 кв.м. (категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные жилые дома 1 -3 этажа с приусадебными земельными участками и детские дошкольные учреждения и школы общеобразовательные и многопрофильные учреждения дополнительного образования и амбулаторно-поликлинические учреждения и детские площадки, площадки для отдыха и спортивные площадки и многоквартирные жилые дома 2-4 этажа и блокированные жилые дома 1-3 этажа с придомовыми участками), расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, северная часть кадастрового квартала 73:21:220101;
- земельный участок с кадастровым номером 73:21:000000:416, общей площадью 58825 квм. (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья экономического класса), расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Октябрьский.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2010 года по делу N А72-7446/08-20/62Б ФГУП учхоз УГСХА признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.12.2013 по делу N А72-7446/08-20/62Б конкурсным управляющим предприятия утвержден Кручинин Алексей Сергеевич.
Полагая, что Постановлением Главы Чердаклинского района N 353 от 26 апреля 2005 года в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования земельные участки под объектами недвижимости фактически переданы ФГУП учхоз УГСХА в аренду, истец, письмом от 11 июня 2014 года обратился к ответчику с просьбой заключить договор аренды в редакции, приложенных к письму проектов.
19 июня 2015 года Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области сообщило о возврате документов, сообщило о неполном пакете документов.
Не согласившись с действиями ответчика, истец обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявленным иском.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 426 и ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Заключение спорных договоров аренды земельного участка для сторон договора является обязательным, так как осуществляется в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствия с которой юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 442 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Росимуществе, в соответствии с пунктом 1 которого Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В пункте 4 данного Положения установлено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области осуществляет свои полномочия исполнительного органа государственной власти на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имущество от 05.03.2009 N 63, которым предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ульяновской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав на это имущество.
Следовательно, истец обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Ульяновской области, находящимися в государственной собственности.
Теруправление, как уполномоченный орган, обязано рассмотреть заявку истца о предоставлении ему находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков в аренду, принять соответствующее решение и направить проекты договоров аренды земельных участков с предложением об их заключении.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора аренды земельного участка с предложением о его заключении.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату издания постановления Главы Чердаклинского района N 353 от 26.04.2005) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.10 ст. 3 Федерального закона Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2005 году) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Федеральный Закон РФ N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утратил силу с 01.07.2006 г. на основании Федерального Закона РФ N 53-ФЗ от 17.04.2006 г.
Согласно ст.2 Федерального Закона Российской Федерации N 53-ФЗ от 17.04.2006 г. в федеральный закон РФ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, в том числе в данный закон дополнительно включена ст.3.1, которой было предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
-земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации,
-земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
-иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законом земли.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, указанные изменения были внесены в действующее законодательство в 2006 году и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до их вступления в законную силу.
Как следует из материалов дела, право федеральной собственности на земельный участок площадью 16 520 га, расположенный по адресу Ульяновская область, Чердаклинский район, с кадастровым номером 73:21:0:81, зарегистрировано 19 декабря 2006 года.
Таким образом, до 19 декабря 2006 года указанным земельным участком, расположенным в пределах муниципального образования Чердаклинский район, вправе была распоряжаться Администрация Чердаклинского района.
Следовательно, Постановление Главы Чердаклинского района N 353 от 26.04.2005 г. о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию учебно-опытное хозяйство УГСХА единого землепользования общей площадью 16 520 га в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования на праве аренды было издано в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, в нарушение ст.36 Земельного кодекса РФ договор аренды с ФГУП учхоз УГСХА после издания указанного Постановления Администрацией в установленном законом порядке не оформлен.
При таких обстоятельствах ФГУП учхоз УГСХА вправе был обратиться с требованием о заключении договора аренды спорного участка.
Согласно п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с п. 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки. При этом принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п.4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории в пределах земельного участка с кадастровым номером 73:21:220101:121, до его образования, были высажены фруктовые сады и были нанесены на технический план сооружения с целью осуществления кадастрового учета. Наличие садов на спорных земельных участках подтверждается экспертным заключением, представленным в дело, и не оспаривается ответчиком.
Судом первой инстанции верно указано, что решение собственника земельного участка о разделе земельного участка и изменение категории земель и вида разрешенного использования вновь образованных спорных земельных участков, не может лишить ФГУП Учхоз УГСХА, как титульного владельца земель, права пользования и владения земельными участками, образованными из ранее предоставленного единого землепользования в силу установленных обстоятельств и примененных норм права.
Как установлено судом, разногласия между сторонами по условиям договоров аренды, за исключением условия о сроке аренды, фактически отсутствуют.
По условиям оферты истца срок аренды земельных участков составляет 49 лет.
Согласно пункту 12 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Главы Чердаклинского района Ульяновской области N 353 от 26.04.2005 г. земельный участок предоставлен Федеральному государственному унитарному предприятию учебно-опытное хозяйство УГСХА в аренду сроком на 49 лет. Каких-либо ограничений, препятствующих для заключения договоров в редакции истца, материалы дела не содержат.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд обоснованно установил срок договоров в редакции истца - 49 лет.
Размер арендной платы 2% от кадастровой стоимости ответчиком не оспаривается, соответствует пп. "д" п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности заявленных требований.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 ноября 2015 года, принятое по делу N А72-10130/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10130/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июня 2016 г. N Ф06-10405/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ, ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ (к/у Кручинин А. С.)
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МО "Чердаклинский район" в лице МУ Администрация МО "Чердаклинский район" Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом